Практическое занятие по теме № 2.1.
Вопросы:
1. Психические явления и состояния.
2. Сознание и неосознаваемые психические процессы.
3. Групповая дискуссию на тему: «Формы психического отражения в характеристике психики сотрудника».
Цели практического занятия:
· иметь представление о содержании теорий ощущения и восприятия как психологических явлений, об их взаимосвязи, а также связи с другими познавательными процессами и личностью;
· знать физиологические механизмы ощущений и восприятия, их классификации виды и типы, их особенности и основные свойства, факторы, влияющие на качество протекания этих процессов;
· уметь определять пороги ощущений различных анализаторов, применять закономерности восприятия и адекватно анализировать влияющие на них факторы.
Методические указания по подготовке к практическому занятию
Задания практического блока подготовки к занятиям:
1.Выполнить соответствующие теме занятия задания практикума «Психология».
3. Решите задачу:
Какая закономерность восприятия проявляется в каждом примере:
· Человек с подвижным и выразительным лицом и богатой жестикуляцией, находящийся среди людей с бедной мимикой и пантомимикой, производит более сильное впечатление.
· Слушая музыку, мы воспринимаем не отдельные звуки, а мелодию. Она остается той же самой, если ее исполняет симфонический оркестр или один рояль.
· Не разглядывая специально, по памяти, опишите, как выглядят ваши наручные часы. После этого, внимательно посмотрите на часы и выявите неточности и забытые вами особенности. Оцените уровень вашей наблюдательности.
Вопросы для самопроверки:
1. Перечислите психические состояния. Как используются данные о закономерностях их протекания в юридической деятельности?
2. Раскройте понятие «ощущения». Какую информацию дают человеку ощущения?
3. Каковы свойства и закономерности ощущений? Как используются особенности ощущений в профессиональной деятельности юриста?
4. Раскройте понятие «восприятие». Каково значение восприятия в юридической практике?
5. Что общего имеют понятия «ощущение» и «восприятие» и чем они отличаются?
6. Каковы основные свойства восприятия? Каковы виды и типы восприятия?
7. В чем заключаются особенности восприятия пространства, движения и времени?
Рекомендуемая литература для подготовки к занятиям:
8.1. Основная литература
1. Виговская М.Е. Психология делового общения [Электронный ресурс]: учебное пособие для ССУЗов/ Виговская М.Е., Лисевич А.В., Корионова В.О. – Электрон. текстовые данные. – Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2016. – 73 c.
2. Еникеев М.И Юридическая психология: Учебник для вузов ( Гриф государственного комитета РФ по высшему образованию).- М.: Норма,-2015.
3. Еникеев М.И. Юридическая психология. С основами общей и социальной психологии. Учебник для вузов/М.И Еникеев.-2-е изд., перераб.-ил.-Изд-во «Инфра- М, Норма»-2015.
4. Караяни А.Г., Цветков В.Л. Юридическая психология: от эксперимента к практике: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» /А.Г. Караяни, В.Л. Цветков – М., 2013.
5. Караяни А.Г. Цветков В.Л. Психология общения и переговоров в экстремальных условиях. (Гриф УМЦ «Профессиональный учебник») – Изд-во «Юнити-ДАНА», 2015.
6. Лебедев И.Б., Родин В.Ф., Цветков В.Л., Кикоть В.Я., Эриашвили Н.Д. Юридическая психология: учебник для студентов вузов, курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России юридического профиля / Под ред. В.Я.Кикотя. - 2-е издание перераб. и дополненное – М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2014.
7. Родин В.Ф. Психология. Учебное пособие для студентов вузов – М.: ЮНИТИ-ДАНА. 2016. 303 с.
8. Семенова Л.Э. Методологические основы психологии [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие/ Семенова Л.Э. – Электрон. текстовые данные. – Саратов: Вузовское образование, 2016. – 106 c.
9. Сорокотягин И.Н. Юридическая психология [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Сорокотягин И.Н. – Электрон. текстовые данные. – М.: Дашков и К, Ай Пи Эр Медиа, 2017. – 224 c.
10. Чуфаровский Ю.В. Юридическая психология в вопросах и ответах. Учебное пособие. Проспект, 2015.
8.2. Дополнительная литература
11. Антонян Ю.М. В.Е Эминов. Портреты преступников: Криминолого-психологический анализ: Монография.- Изд-во «Инфра-М, Норма», 2014
12. Батюта М.Б. Возрастная психология. Практикум для студентов [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие/ Батюта М.Б., Князева Т.Н. – Электрон. текстовые данные. – Саратов: Вузовское образование, 2016. – 178 c.
13. Гафиатулина Н.Х. Социальная коммуникация в профилактике конфликтов [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие/ Гафиатулина Н.Х., Самыгин С.И. – Электрон. текстовые данные. – М.: Русайнс, 2016. – 162 c.
14. Милорадова Н.Г. Психология саморазвития и самоорганизации в условиях учебно-профессиональной деятельности [Электронный ресурс]: учебное пособие для студентов магистратуры, обучающихся по направлению подготовки 38.04.02 Менеджмент/ Милорадова Н.Г., Ишков А.Д. – Электрон. текстовые данные. – М.: Московский государственный строительный университет, Ай Пи Эр Медиа, ЭБС АСВ, 2016. – 109 c.
15. Першина Л.А. Возрастная психология [Электронный ресурс]: учебное пособие для вузов/ Першина Л.А. – Электрон. текстовые данные. – М.: Академический Проект, Альма Матер, 2016. – 256 c.
16. Синилов Г.К. Введение в оперативно-розыскную психологию: Учебное пособие.- Изд-во «Норма», 2014.
17. Чуфаровский Ю.В. Психология оперативно-розыскной и следственной деятельности. Учебное пособие.: Изд-во «Проспект» 2015.
18. Узунова Н.С. Естественнонаучные основы психологии [Электронный ресурс]/ Узунова Н.С., Узунов В.В. – Электрон. текстовые данные. – Симферополь: Университет экономики и управления, 2016. – 40 c.