Практикум по гендерной психологии
Под редакцией Ирины Сергеевны Клециной
ООО «Питер Принт», 196105, Санкт-Петербург, ул. Благодатная, д. 67в.
Лицензия ИД № 05784 от 07.09.01. Налоговая льгота — общероссийский классификатор продукции ОК 005-93,
том 2; 95 3005 —литература учебная. Подписано в печать 12.05.03. Формат 60x90 / 16. Усл. п. л. 30.
Доп. тираж 3000 экз. Заказ № 150,
Отпечатано с готовых диапозитивов в ООО «Типография Правда 1906». 191119, С.-Петербург, Социалистическая ул., 11-а.
[1] Например: Антология гендерной теории / Сост. Е. Гапова, А. Усманова. — Минск, 2000; Введение в гендерные исследования: Учебное пособие / Под ред. И. А. Жеребкиной. Ч. I и II. — Харьков; СПб., 2001; Теория и методология гендерных исследований: Курс лекций / Под ред. О. А. Ворониной. — М., 2001; Учебно-методические материалы: Авторские разработки программ по гендерному образованию / Сост. О. А. Воронина, Н. С. Григорьева, Л. Г. Лунякова. — М., 2000; Феминизм и гендерные исследования: Хрестоматия / Под ред. В. И. Успенской. — Тверь, 1999; Хрестоматия к курсу «Основы гендерных исследований» / Отв. ред. О. А. Воронина. — М., 2000; Хрестоматия феминистских текстов: Переводы / Под ред. Е. Здравомысловой, А. Темкиной. - СПб., 2000.
[2] Подробнее об истории развития гендерной психологин, о вопросах взаимосвязи таких областей знания, как «психологии пола», «психология половых различий» и «гендерная психология», см.: Вместо послесловия: гендерная психология и правления се развития.
[3] Доклад на 7-й конференции Австралийского научно-исследовательского института семьи (Сидней, июль 2000), перевод с английского Д. В. Воронцова. Дан в сокращении.
[4] Из журнала «Прикладная психология». — 2001. — № 3.
[5] Шишова Т. «АиФ. Семейный совет», Интернет-версия, № 23 (168), 07.12.2001.
[6] «Россия пытается вернуться к раздельному обучению». Источник: Russacademy. http:/ /www.russacaclemy.ru/default.asp
[7] Источник: Гидденс Э. Социология. — М., 1999. — С. 152-153.
[8] Данный материал мы рекомендуем представлять именно на практическом занятии, поскольку он носит практически ориентированный характер и важен для личностного роста студентов. Лекционный материал в большей степени носит научный характер.
[9] По роману Урсулы К. Ле Гуин «Левая рука тьмы».
[10] И. Кон в своей работе рассматривает только значения маскулинности. На наш взгляд, категория фемининности может быть рассмотрена аналогично.
[11] Опрашиваемые — студенты филологического (IV курс), социально-педагогического факультета (IV, V курсы), а также факультета психологии (II, V курсы) Педагогического университета, всего около 300 человек.
[12] Для оценки мужских и женских образов предлагаются разные варианты опросников.
[13] Тезисы, написанные по итогам данного исследования. Тезисы не являются идеальным образцом, а лишь примером того, как может быть выполнена данная работа.
[14] Опросник опубликован в книге: Реан А. А. Психология изучения личности: Учебное пособие. - СПб., 1999. - С. 253-256.
[15] Практикум по общей экспериментальной и прикладной психологии / Под ред. А. А. Крылова, С. А. Маничева. - СПб.: Питер, 2002. - С. 497-505.
[16] Алешина Ю. £., Гозман Л. Я., Дубовская Е. М. Социально-психологические методы исследования супружеских отношений. — М.: МГУ, 1987.
[17] Карпов А. В. Психология менеджмента: Учебное пособие. — М.: Гардарика, 1999. — С. 532.
[18] Кричевский Р.Л. Если вы руководитель: Элементы психологии менеджмента в повседневной работе. — М., 1999. — С. 56.
[19] Карпов А. В. Психология менеджмента: Учебное пособие. — М., Гардарика, 1999. — С. 531.
[20] Приведенный ниже текст основан на конспекте, который одна из групп участников писала во время подготовки к выступлению.
[21] Здесь и далее в кавычках приведены фразы и речевые обороты, использовавшиеся самими студентами. Остальной текст является адаптацией конспекта автором статьи.
[22] Все рисунки взяты из сборника: Гуськов В. С, Мягков И. Ф. Таблицы для экспериментально-психологических исследований. — Пермь, 1982.
[23] Май 2002 года, СЗАГС, Петербург.
[24] Пайнс Э., Маслач К. Практикум по социальной психологии. — СПб., 2000. — С. 402-403.
[25] 1 Романов Н. М., Куприянов И. С. Психологические особенности личности мужчин с нетипичной направленностью полового влечения / Практическая психология: Сб. науч. трудов. — Саратов: Изд-во Саратов, ун-та, 2000.
[26] 1 Все вопросы в анкете сформулированы достаточно резко, таким образом, чтобы отразить наиболее крайние точки зрения, а поэтому вызвать наибольший душевный отклик студентов и способствовать активной дискуссии и обмену мнениями.
[27] Студенты могут прийти без анекдотов либо подготовить их на смежные темы. Так как данное занятие ставит своей целью не сами анекдоты, а их анализ, то такую «неподготовленность» рекомендуется не наказывать, но преподавателю стоит «подстраховаться».
[28] Данный вопрос дискуссионный. Анекдоты и репрезентируют существующие установки, и формируют отношение одновременно. С одной стороны, мы уже имеем представление о высмеиваемом объекте, именно поэтому нам смешно. С другой стороны, ярким примером могут служить анекдоты про чукчей. Обычно близких знакомых этой национальности нет ни у кого из присутствующих, однако все знают о них и их «смешных» качествах.
[29] Группа может выделять свои темы.