Семинар по преподаванию гендерной психологии: часть II
М. Л. Сабунаева
С 13 по 15 мая 2002 года на базе Невского института языка и культуры прошла вторая часть научно-практического семинара «Гендерные исследования как образовательная практика: итоги и перспективы». В семинаре участвовали преподаватели психологических, педагогических, философских дисциплин со всей России, разрабатывающие в своих курсах гендерную тематику.
В план семинара было включено множество разнообразных мероприятий: психологические тренинги, лекция Л.В. Штылевой, специалиста в вопросах гендерного просвещения и образования, круглый стол под названием «Гендер в анекдотах». Но с особым нетерпением и сами участники, и устроители семинара ожидали третьего дня семинара, посвященного выступлениям участников. Каждый из выступающих представлял аудитории методическую разработку одного или нескольких практических занятий по темам гендерной психологии и делился опытом их проведения. Особенно полезно и интересно, что были представлены разные формы занятий, в том числе интерактивные (которые не только очень эффективны, но и увлекательны).
Так большой интерес вызвала, например, методическая разработка Натальи Малышевой по теме «Гендерная психология как психология больших групп». Студентам предлагается игра «Путешествие по планете». Суть работы состоит в том, чтобы описать планету, на которую высадился научно-исследовательский корабль: природные условия, социальные и межличностные отношения, материальные характеристики быта, психологические характеристики жителей. Студенты делятся на три группы: одна группа описывает «маскулинную планету», другая — «фемининную», третья — «гендерно-нейтральную» (такую, чьи жители не разделяют себя по полу на «мужских» и «женских» особей). Подобный прием позволяет выявить гендерные стереотипы и осознать механизмы конструирования гендера. Так, по опыту проведения этого упражнения автором, «маскулинная» планета оказалась полностью военизирована, «фемининная» представляла собой множество разрозненных островков, а «гендерно-нейтральная» вообще являла собой тоталитарное общество (с похожим на советское идеалом «гендерного равенства»).
Большое внимание привлекла разработка практического занятия Марины Кошеновой «Влияние гендерных стереотипов на качество межличностного общения». В применяемой на занятии игре, разработанной по роману Урсулы Ле Гуин «Левая рука тьмы», студенты делятся на две группы: аборигенов окраинной планеты и контактеров (тех студентов, которые считают себя эффективными коммуникаторами). Жители планеты — потенциально двуполые существа, которые могут становиться как мужчинами, так и женщинами в разные периоды жизни. Контактеры должны убедить жителей присоединиться к Межгалактическому Союзу. В ходе обратной связи по выполнении упражнения выяснилось, что очень трудно выстроить не только эффективную, но хотя бы какую-то систему коммуникаций, если не знаешь пола партнера по общению: «Что ему предлагать, бусы или инструмент?» Таким образом, знания и представления о поле, гендерные стереотипы — необходимый элемент построения процесса межличностного общения.
В гендерном аспекте была представлена и очень актуальная сегодня проблема насилия: методическая разработка Ольги Даниловой «Психология восприятия насилия: культурный и гендерный аспект». Целью занятия было научить студентов распознавать насилие (прямое и скрытое) и его гендерный аспект в рамках общества и семьи. Одна из интересных форм работы на данном занятии — анализ письма женщины, которую бьет муж. Почему женщина допускает насилие над собой? Допустимо ли насилие в сегодняшнем обществе? Кто должен помочь женщине в этом случае и должен ли вообще? Что можно сделать в такой ситуации? Вот лишь немногие из вопросов, возникающих в ходе такой работы. Эффективной формой работы являлось и составление совместно со студентами схемы, включающей основные виды агрессии, что позволяло студентам глубже «прочувствовать» эту проблему и сконцентрироваться на ней.
Оригинальна и форма работы, используемая Еленой Луковицкой в рамках методической разработки занятия «Восприятие гомосексуальности»: написание «сексуальной автобиографии». По словам Елены, со студентами обязательно надо изучать сексуальность, в том числе в рамках гендерных курсов: «Пол, гендер, сексуальность неразделимо взаимосвязаны». Такое изучение позволяет осознать, что сексуальность — это часть гендера, что она формируется так же, как и гендер, а не является чем-то исключительно биологическим. В современном обществе, когда проблемы импотенции, фригидности, отсутствия сексуального желания становятся глобальными, это направление работы весьма перспективное и актуальное, хотя и трудное, связанное с проработкой психологом собственных установок относительно сексуальности.
Наконец, потрясающим успехом у аудитории пользовалась разработка Надежды Радиной «Использование гендерного анализа в подготовке практических психологов». В ходе занятия производится анализ современных фильмов и мультфильмов с позиций гендерного подхода к пониманию социальной реальности. Для этого фильм (мультфильм) просматривается со стоп кадрами и проводится итоговая дискуссия. Так, например, при анализе мультфильма «Мулан» (о китайской девочке из средневековья) обсуждаются следующие вопросы: «Насколько психологические качества Мулан необычны для девочки?», «С чего начала Мулан освоение маскулинности? Что она пыталась предъявить как юноша?» «Можно ли назвать Мулан настоящей женщиной и почему?», «Насколько фигура Мулан нетрадиционна для истории и обычной жизни?» и многие другие. Автор занятия подчеркивает, что анализ видеоматериалов очень эффективен, так как они отражают «жизненную ткань» культуры, истории, общества, а также часто предлагают нестандартные позитивные сценарии поведения. Результат такой работы — формирование у студентов «гендерной зоркости»!
На семинаре рассматривались и другие важные проблемы: Петр Дынин в рамках занятия «Женщина и карьера» рассматривал двойственность ролей женщины в семье и карьере; Татьяна Бендас делилась опытом проведения занятий по гендерной психологии лидерства. Татьяна Шведчикова рассказывала о занятии «Роль отца и матери в воспитании ребенка»; Ольга Кустова демонстрировала возможности применения метода личностного семантического дифференциала для исследования гендерных стереотипов; Людмила Ожигова рассказывала о проведении занятия по теме гендерных предубеждений и профессиональной дискриминации по признаку пола; Марина Сафонова представляла занятие по выявлению гендерных стереотипов и их влияния на самореализацию личности. Большим плюсом всех занятий является и то, что они могут быть проведены в рамках разнообразных курсов.
Общий итог семинара весьма отраден: разработка гендерной тематики в психологии и смежных науках ведется активно. Гендерные проблемы жизненны и актуальны, что показывает опыт проведения занятий преподавателями: многие студенты интересуются данной проблематикой, проводят собственные исследования, делятся наблюдениями. Результат — расширение сознания студента, что и является основной, глобальной целью гендерного просвещения. Гендерное просвещение — это предоставление личности больших возможностей самоактуализации; это право выбора своего стиля жизни; это возможность творчески подойти к собственной жизни. И, наверное, именно осознание этого факта стало одним из основных итогов семинара!
Учебное издание