Семинар по преподаванию гендерной психологии: часть II

М. Л. Сабунаева

С 13 по 15 мая 2002 года на базе Невского института языка и культу­ры прошла вторая часть научно-практического семинара «Гендерные исследования как образовательная практика: итоги и перспективы». В семинаре участвовали преподаватели психологических, педагоги­ческих, философских дисциплин со всей России, разрабатывающие в своих курсах гендерную тематику.

В план семинара было включено множество разнообразных ме­роприятий: психологические тренинги, лекция Л.В. Штылевой, специалиста в вопросах гендерного просвещения и образования, круглый стол под названием «Гендер в анекдотах». Но с особым нетерпением и сами участники, и устроители семинара ожидали третьего дня семинара, посвященного выступлениям участников. Каждый из выступающих представлял аудитории методическую разработку одного или нескольких практических занятий по те­мам гендерной психологии и делился опытом их проведения. Осо­бенно полезно и интересно, что были представлены разные фор­мы занятий, в том числе интерактивные (которые не только очень эффективны, но и увлекательны).

Так большой интерес вызвала, например, методическая разра­ботка Натальи Малышевой по теме «Гендерная психология как психология больших групп». Студентам предлагается игра «Пу­тешествие по планете». Суть работы состоит в том, чтобы описать планету, на которую высадился научно-исследовательский корабль: природные условия, социальные и межличностные отношения, мате­риальные характеристики быта, психологические характеристи­ки жителей. Студенты делятся на три группы: одна группа опи­сывает «маскулинную планету», другая — «фемининную», третья — «гендерно-нейтральную» (такую, чьи жители не разделяют себя по полу на «мужских» и «женских» особей). Подобный прием позволяет выявить гендерные стереотипы и осознать механизмы конструи­рования гендера. Так, по опыту проведения этого упражнения ав­тором, «маскулинная» планета оказалась полностью военизирова­на, «фемининная» представляла собой множество разрозненных островков, а «гендерно-нейтральная» вообще являла собой тота­литарное общество (с похожим на советское идеалом «гендерного равенства»).

Большое внимание привлекла разработка практического занятия Марины Кошеновой «Влияние гендерных стереотипов на качество межличностного общения». В применяемой на занятии игре, разра­ботанной по роману Урсулы Ле Гуин «Левая рука тьмы», студенты делятся на две группы: аборигенов окраинной планеты и контактеров (тех студентов, которые считают себя эффективными коммуникато­рами). Жители планеты — потенциально двуполые существа, которые могут становиться как мужчинами, так и женщинами в разные перио­ды жизни. Контактеры должны убедить жителей присоединиться к Межгалактическому Союзу. В ходе обратной связи по выполнении упражнения выяснилось, что очень трудно выстроить не только эф­фективную, но хотя бы какую-то систему коммуникаций, если не зна­ешь пола партнера по общению: «Что ему предлагать, бусы или ин­струмент?» Таким образом, знания и представления о поле, гендерные стереотипы — необходимый элемент построения процесса межлично­стного общения.

В гендерном аспекте была представлена и очень актуальная се­годня проблема насилия: методическая разработка Ольги Данило­вой «Психология восприятия насилия: культурный и гендерный ас­пект». Целью занятия было научить студентов распознавать наси­лие (прямое и скрытое) и его гендерный аспект в рамках общества и семьи. Одна из интересных форм работы на данном занятии — ана­лиз письма женщины, которую бьет муж. Почему женщина допуска­ет насилие над собой? Допустимо ли насилие в сегодняшнем обще­стве? Кто должен помочь женщине в этом случае и должен ли вооб­ще? Что можно сделать в такой ситуации? Вот лишь немногие из вопросов, возникающих в ходе такой работы. Эффективной формой работы являлось и составление совместно со студентами схемы, вклю­чающей основные виды агрессии, что позволяло студентам глубже «прочувствовать» эту проблему и сконцентрироваться на ней.

Оригинальна и форма работы, используемая Еленой Луковицкой в рамках методической разработки занятия «Восприятие го­мосексуальности»: написание «сексуальной автобиографии». По словам Елены, со студентами обязательно надо изучать сексуаль­ность, в том числе в рамках гендерных курсов: «Пол, гендер, сек­суальность неразделимо взаимосвязаны». Такое изучение позво­ляет осознать, что сексуальность — это часть гендера, что она форми­руется так же, как и гендер, а не является чем-то исключительно биологическим. В современном обществе, когда проблемы импо­тенции, фригидности, отсутствия сексуального желания стано­вятся глобальными, это направление работы весьма перспектив­ное и актуальное, хотя и трудное, связанное с проработкой психо­логом собственных установок относительно сексуальности.

Наконец, потрясающим успехом у аудитории пользовалась раз­работка Надежды Радиной «Использование гендерного анализа в подготовке практических психологов». В ходе занятия производит­ся анализ современных фильмов и мультфильмов с позиций гендер­ного подхода к пониманию социальной реальности. Для этого фильм (мультфильм) просматривается со стоп кадрами и проводится ито­говая дискуссия. Так, например, при анализе мультфильма «Мулан» (о китайской девочке из средневековья) обсуждаются следующие вопросы: «Насколько психологические качества Мулан необычны для девочки?», «С чего начала Мулан освоение маскулинности? Что она пыталась предъявить как юноша?» «Можно ли назвать Мулан настоящей женщиной и почему?», «Насколько фигура Мулан нетра­диционна для истории и обычной жизни?» и многие другие. Автор занятия подчеркивает, что анализ видеоматериалов очень эффекти­вен, так как они отражают «жизненную ткань» культуры, истории, общества, а также часто предлагают нестандартные позитивные сце­нарии поведения. Результат такой работы — формирование у студен­тов «гендерной зоркости»!

На семинаре рассматривались и другие важные проблемы: Петр Дынин в рамках занятия «Женщина и карьера» рассматривал двой­ственность ролей женщины в семье и карьере; Татьяна Бендас дели­лась опытом проведения занятий по гендерной психологии лидерства. Татьяна Шведчикова рассказывала о занятии «Роль отца и матери в воспитании ребенка»; Ольга Кустова демонстрировала возможности применения метода личностного семантического дифференциала для исследования гендерных стереотипов; Людмила Ожигова рас­сказывала о проведении занятия по теме гендерных предубеждений и профессиональной дискриминации по признаку пола; Марина Сафонова представляла занятие по выявлению гендерных стерео­типов и их влияния на самореализацию личности. Большим плю­сом всех занятий является и то, что они могут быть проведены в рамках разнообразных курсов.

Общий итог семинара весьма отраден: разработка гендерной те­матики в психологии и смежных науках ведется активно. Гендерные проблемы жизненны и актуальны, что показывает опыт проведения занятий преподавателями: многие студенты интересуются данной проблематикой, проводят собственные исследования, делятся на­блюдениями. Результат — расширение сознания студента, что и яв­ляется основной, глобальной целью гендерного просвещения. Гендерное просвещение — это предоставление личности больших воз­можностей самоактуализации; это право выбора своего стиля жизни; это возможность творчески подойти к собственной жизни. И, на­верное, именно осознание этого факта стало одним из основных ито­гов семинара!

Учебное издание

Наши рекомендации