Личностные качества эффективного руководителя

В работе Р. Стогдилла, в которой обобщены данные более чем 3500 ис­следований, выделены следующие главные качества эффективного руководителя: доминантность, уверенность в себе, эмоциональная стабильность, стрессоустойчивость, креативность, стремление к до­стижениям, предприимчивость, ответственность, надежность в вы­полнении заданий, независимость, общительность[17].

Доминантность(дословно — господство, преобладание, влия­ние) — черта личности, состоящая в способности ипотребности оказывать влияние на других людей и подчинять их своей воле. До­минантность служит предпосылкой авторитарного стиля руковод­ства. Опытные руководители с выраженной доминантностью стре­мятся, однако, сочетать авторитарные методы с демократическими и партисипативными, что способствует еще большему вовлечению «рабочего потенциала» подчиненных; в этом случае не возникает реактивного усиления «власти подчиненных» на «власть руково­дителя».

Уверенностьруководителя в себе оказывает позитивное влияние на управленческую деятельность по двум основным направлениям. Во-первых, она стабилизирует личные усилия — индивидуальную деятельность руководителя, придавая ей своеобразный стержень и препятствуя внешним возмущающим воздействиям. Во-вторых, подчиненные, как правило, очень хорошо чувствуют состояние руководителя. В силу механизмов идентификации, переноса, эмпатии они воспроизводят поведенческие установки руководителя в своей деятельности.

В отношении эмоциональной стабильностинадо отметить сле­дующее: она важна не только для обеспечения надежной индиви­дуальной деятельности руководителя. В психологии описан меха­низм возникновения отраженных состояний, когда состояние, раз­вивающееся у одного из членов группы, в особенности у ее лидера, индуцируется на других членов группы как осознанно, так и, в ос­новном, неосознанно. Следовательно, инегативные состояния, воз­никающие у руководителя в связи с его низкой эмоциональной ста­бильностью, могут многократно отражаться в состояниях подчи­ненных. Они при этом также многократно усиливаются. Тем самым возникают предпосылки для снижения эффективности всей со­вместной деятельности группы.

Стремление к достижениям и предприимчивостьтесно взаимо­связаны и находятся в причинно-следственных отношениях. Буду­чи причиной ифактором предприимчивости, стремление к достиже­ниям (как личным, так и профессиональным) базируется на одной из фундаментальных потребностей — мотивации достижения.

Ответственность и надежностьв выполнении заданий также взаимосвязаны ивзаимообусловлены. Надежность в значительной мере тождественна умению «держать слово», добиваться таких ре­зультатов деятельности и так строить ее, чтобы обеспечить реали­зацию принятых на себя обязательств. Без этого, разумеется, уп­равленческая деятельность невозможна, а отношение к руководи­телю, даже если оно было исходно позитивным, быстро меняет свой знак как со стороны подчиненных, так и со стороны других руково­дителей.

Независимость личности.В процессе управления неизбежно возникают разные точки зрения, столкновение индивидуальных позиций, интересов, мнений. Кроме того, руководитель испыты­вает постоянное «давление сверху» — со стороны вышестоящих инстанций. Если он не обладает достаточно устойчивыми и силь­ными внутренними ресурсами, способными противостоять этим «верховым» и «низовым» давлениям, если он конформен, то уп­равление приобретает черты хаотичности, а стиль управления тран­сформируется в попустительский. Давая на первых порах некото­рые иллюзорные выгоды (например, «теплые отношения» в коллективе, хорошая репутация в глазах вышестоящего руководства), такая позиция очень негативна в средне- и долгосрочной перспекти­ве. Наоборот, именно независимые, так называемые «неудобные» руководители могут в начале трудно приниматься коллективом и вступать в конфликты с вышестоящими инстанциями. Но в конеч­ном итоге они добиваются более значительных результатов.

Общительность, очень важная сама по себе, выступает, однако, и аспектом более общего личностного качества — социабельности.Это способность, состоящая в умении строить межличностные от­ношения, а также в потребности к установлению широких соци­альных контактов. Важность этой способности для руководителя определяется тем, что она лежит в основе коммуникативной иорга­низационной функций.

Рассмотренные качества и характеристики, являясь, безусловно, важными для обеспечения эффективности управленческой деятель­ности, в то же время не исчерпывают собой всего перечня качеств и способностей, необходимых для нее. Можно привести следующий набор таких качеств[18]:

Наши рекомендации