Этап 3. Завершающая групповая дискуссия

Вначале в течение 10-15 минут студенты индивидуально заполня­ют прилагаемую форму бланка утверждений (см. приложение), ка­сающихся разных аспектов и точек зрения на проблемы, связанные с женской карьерой, с каждым из которых они должны согласиться или не согласиться.

Затем в течение 20-35 минут под руководством преподавателя прово­дится общее обсуждение разных точек зрения по каждому из суждений.

На завершающем этапе студенты возвращаются к бланку утверж­дений и вновь оценивают предлагаемые положения с учетом груп­повой дискуссии.

Последнее упражнение является завершающим этапом занятия, на котором студенты имеют возможность выработать в ходе группо­вой дискуссии свое отношение к обсуждаемым проблемам.

Для закрепления результатов занятия студентам предлагается написать в качестве домашнего задания небольшое эссе на тему «Моя будущая карьера». Эссе должно быть написано в свободной форме, но содержать ответы на следующие вопросы: насколько важна ка­рьера в моей жизни, как я вижу свою идеальную карьеру, что мо­жет помочь и помешать мне в ее осуществлении? Этот этап работы особенно актуален для студенток, так как призван помочь им осу­ществить в будущем более обдуманный выбор «семья-карьера» или найти компромиссный вариант, осознавая возможные трудности его принятия и реализации.

Контрольные вопросы

1. Существует мнение, что некоторые женщины испытывают стресс или ролевой конфликт, пытаясь быть одновременно хорошей ма­терью, хорошей домохозяйкой и хорошим работником. С другой стороны, неработающая домохозяйка не может удовлетворить мно­гие из своих психологических потребностей; кроме того, финансо­вая зависимость домохозяйки от мужа уменьшает ее влияние в се­мье. Поэтому, несмотря на то что нести двойной груз обязанностей на работе и в семье очень тяжело, работающие женщины много вы­игрывают от своего положения. Как теория аккумулирования ро­лей объясняет последнее утверждение?

2. По мнению западных ученых, для большинства развитых стран характерна ситуация, что даже если у женщины нет детей, если ее муж помогает ей по дому или она может позволить себе нанимать прислугу, ей все равно очень трудно подняться по служебной лест­нице выше «стеклянного потолка» (см. статистические материалы в приложении 1). Что означает термин «стеклянный потолок»? Как вы думаете, существует ли это явление у нас в стране? Какие отличия оно имеет от подобного явления на Западе?

3. Известен факт, что женщины в основном заняты на преимуще­ственно «женских» работах, за которые платят меньше, чем за традиционно «мужские» работы. Существует гипотеза о том, что большинство женщин вовсе не хотят и не пытаются устраиваться на традиционно «мужские» работы. Как теория «компенсирующих отличий» подтверждает подобное мнение? Какими другими причи­нами можно объяснить этот факт?

4. Согласно некоторым статистическим данным, женщины в среднем получают меньше, чем мужчины; кроме того, женщинам платят мень­ше, когда они выполняют ту же самую работу, что и мужчины (см. приложение 1). Как такое несоответствие зарплат мужчин и женщин объясняет принцип оценки теории человеческого капитала?

5. Как люди, желая оправдать неравенство мужчин и женщин, исполь­зуют концепцию «такова жизнь»?

Литература

1. Арефьева Т. К. Домашняя работа как фактор гендерного нера­венства // Гендерные исследования в гуманитарных науках: со­временные подходы: Материалы Международной научной кон­ференции в Иваново, 15-16 сентября 2000 г., Ч. II. - Иваново: Юнона, 2000. - С. 200-202.

2. Берн Ш. Гендерная психология. — СПб.: Прайм-Еврознак, 2001. - С.123-160.

3. Галиакберова Н. Р. Портрет женщины-руководителя // Государ­ственная политика в области образования: региональный аспект: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. — Пенза: ПДЗ, 2001. - С. 60-61.

4. Вислова Н. Л. Женщина и карьера // Гендерные исследования в гу­манитарных науках: современные подходы: Материалы Международной научной конференции: Иваново, 15-16 сентября 2000 г., Часть II. - Иваново: Юнона, 2000. -С. 88-91.

5. Демиденко Т. М. Актуальные проблемы социальной защиты жен­щин в современных условиях. // Сборник материалов Всерос­сийской научно-практической конференции «Уровень жизни населения и социальная политика в регионах». — Пенза: ПДЗ, 2000.-С. 164-167.

6. Майерс Д. Социальная психология. — СПб.: Питер, 1998. — С. 256-267.

7. Овчинникова Е. Г. К вопросу о равноправии женщин России: дек­ларация и реальность // Гендерные исследования в гуманитарных науках: современные подходы: Материалы Международной науч­ной конференции в Иваново, 15-16 сентября 2000 г., Ч. II. — Ива­ново: Юнона, 2000. - С. 149-153.

8. Ризниченко Г. Ю. Ассоциация «женщины в науке и образовании» // Общественные науки и современность. — 2000. — № 4. — С. 188.

9. Школьников И. А. Скандинавская модель гендерного равенства // Мат. Всемирного женского междисциплинарного конгресса в Тромсо «Женские миры-99». — Иваново: ИЦГИ, 1999. — С. 56-77.

Все ссылки на иностранные источники сделаны по главе 3 «Огра­ничения, накладываемые традиционной женской ролью» из книги Ш. Берна «Гендерная психология», с. 123-163 и по главе 6 «Пол. Гены и культура» книги Д. Майерса «Социальная психология» с. 260-262.

Приложение 1

Статистические данные

Согласно отчету ООН (1985), озаглавленному «Положение жен­щин в мире»[2, с. 253-254]:

1. Женщины выполняют основной объем домашней работы.

2. Женщины выращивают половину пищевых запасов мира, но по­чти никогда не владеют землей.

3. Женщины составляют одну треть мировой рабочей силы, но заня­ты в основном на низкооплачиваемых работах.

4. Женщины получают меньше трех четвертей зарплаты, получаемой мужчинами за выполнение такой же работы.

5. В 90 % стран существуют организации, поощряющие продвижение женщин, но женщины все еще слабо представлены во властных органах.

6. Существование «стеклянного потолка» для женщин наблюдается во всем мире, хотя и со значительными вариациями. Например, в Бан­гладеш иИндонезии только 1 % женщин занимает руководящие по­сты, в то время как в Норвегии иАвстралии эта цифра составляет 33 % [10, с. 253-254 (French, 1992)]. В России женщины получают меньшую зарплату, чем мужчины за аналогичный труд, а работы, на которых заняты в основном женщины, непрестижные и низко­оплачиваемые [10, с. 253-254 (Kerig et al., 1993)]. Согласно дан­ным ООН, во всем мире женщины почти всегда находятся на менее престижных и менее доходных местах, чем мужчины. По мере того, как уровень, престиж и оплата какого-то вида труда вырастают, уве­личивается и число мужчин, выполняющих эту работу (ООН, 1991). Повсеместно женщинам платят меньше, чем мужчинам (в среднем на 30-40 %), хотя цифры существенно варьируют в зависимости от региона (см. таблицу).

Средняя зарплата женщин в процентах от мужской зарплаты

Развитые страны Африка Азия и Океания
Исландия (90) Танзания (92) Иордан (79)
Франция (89) Кения (76) Шри-Ланка (75)
Австралия (87) Свазиленд (73) Гонконг (74)
Дания (82) Египет (64) Сингапур (69)
Новая Зеландия (79)   Кипр (59)
Голландия (77)   Корея (50)
Бельгия (74)    
Германия (73)    
Великобритания (70)    
Чехословакия (68)    
Швейцария (67)    
Люксембург (65)    
Япония (52)    
США (70)    

Также согласно данным ООН (1991) женщины составляют мень­ше 5 % глав государств, глав крупных корпораций и специалистов, занятых на ведущих постах в международных организациях. Только шесть из 159 стран-членов ООН на 1990 год возглавляли женщины: Исландия, Ирландия, Никарагуа, Норвегия, Доминиканская Респуб­лика и Филиппины (ООН, 1991). На 1987 год только 10 % парламен­тских мест в мире было занято женщинами. В неиндустриальных и развивающихся странах женщины занимают около 6 % государствен­ных должностей по сравнению с 5-11 % в европейских странах [10 (French, 1992)].

Приложение 2

Наши рекомендации