Этап 3. Обработка результатов
Вместе с модератором и преподавателем все студенты обрабатывают результаты проведенной групповой дискуссии. Всего на проведение фокус-группы и обработку результатов отводится 4 академических часа.
Результаты проведенной фокус-группы обобщаются и анализируются, а затем представляются в виде отчета.
Отчет по фокус-групповому исследованию.
Обычно в исследовании принимает участие несколько групп, укомплектованных по различным основаниям, однако на данном занятии будет проведен анализ работы только одной группы.
Сначала группируются ответы и мнения участников группы по каждому из обсуждавшихся вопросов на одном или нескольких листах бумаги. В том случае, если групп несколько, используют ручки или карандаши разных цветов. При анализе высказываний каждой группы по данному вопросу можно использовать цитаты, четко и конкретно выражающие важную точку зрения. Эти цитаты включаются в отчет как иллюстрация определенной позиции.
Аналогичным образом описывается каждый обсуждаемый вопрос с примечанием, какая примерно доля группы выразила то или иное мнение (все, большинство, многие, несколько, немного, один или два, имевшие особый опыт или особую позицию) и дословно записываются при этом важные цитаты.
Итогом отчета являются выводы по материалам групповой дискуссии.
Примерный вариант отчета приводится в приложении.
Контрольные вопросы
1. Назовите понятия, наиболее близкие по содержанию к понятию «гендерная идентичность»?
2. Какие проблемы выделяют исследователи в процессе развития женской/мужской идентичности человека?
3. Как объясняют исследователи существующие различия и стереотипы самовосприятия в социальных группах женщин и мужчин?
4. Какие психологические данные можно получить с помощью метода фокус-групп?
5. Какие сложности приходится преодолевать при подготовке и проведении данной методики?
6. Как бы изменились результаты исследования, если бы расширился качественный состав групп (был бы введен принцип профессионального или возрастного комплектования групп)?
Литература по проблеме фокус-групп
1. Богомолова Н. Н., Мельникова О. Т., Фоломеева Т. В. Фокус-группы как качественный метод в прикладных социально-психологических исследованиях // Введение в практическую социальную психологию. - М., 1996. - С. 281-304.
2. Богомолова Н. Н., Фоломеева Т. В. Фокус-группы как метод социально-психологического исследования. — М., 1997.
3. Мельникова О. Т. Качественные методы в решении практических социально-психологических задач // Введение в практическую социальную психологию. — М., 1996. — С. 265-280.
4. Холмз О. Пособие по социальному маркетингу для общественных организаций. — М., 1996.
Литература по проблеме гендерной индентичности
1. Агеев В. С. Межгрупповое взаимодействие: Социально-психологические проблемы. — М., 1990.
2. Алешина Ю. Е., Воловий А. С. Проблемы усвоения ролей мужчины и женщины // Вопросы психологии. — 1989. — № 5.
3. Арутюнян М. Ю. «Кто Я?» Проблема самоопределения юношей идевушек-подростков // Женщины и социальная политика (гендерный аспект). — М., 1992.
4. Берн Ш. Гендерная психология. — СПб., 2001.
5. Воронина О. А. Женщина в мужском обществе // Социологические исследования. — 1982. — № 2. — С. 43-50.
6. Каган В. Е. Когнитивные и эмоциональные аспекты гендерных установок у детей 3-7 лет // Вопросы психологии. — 2000. — № 2. - С. 65-69.
7. Клецина И. С. Гендерная социализация: Учебное пособие. — СПб., 1998.
8. Коломинский Я. Л., Мелтсас М. X. Ролевая дифференциация пола у дошкольников// Вопросы психологии. — 1985. — № 3. — С. 165-171.
9. Кон И. С. Половые различия идифференциация социальных ролей // Соотношение биологического и социального. — М., 1975.
10. Кон И. С. Ребенок и общество - М., 1988.
11. Лунин И. И., Старовойтова Г. В. Исследование родительских полоролевых установок в разных этнокультурных средах // Этнические стереотипы мужского и женского поведения. — СПб., 1997.
12. Павленко В. Н. Представления о соотношении социальной иличностной идентичности в современной западной психологии // Вопросы психологии. — 2000. — № 1. — С. 135-141.
13. Родина Н. К. К проблеме использования гендерного анализа в психологических исследованиях // Вопросы психологии. — 1999. — № 2. - С. 22-28.
14. Репина Т. А. Анализ теорий полоролевой социализации в современной западной психологии // Вопросы психологии. — 1987. — № 4.
15. Хасан В. И. Тюменева Ю.А. Особенности присвоения социальных норм детьми разного пола // Вопросы психологии. — 1997. — № 3. — С. 32-39.
Приложение
Пример использования метода фокус-группы для студенческого исследования: «Дефлорация как психологическая травма»
Цель:изучение влияния первого сексуального опыта на самовосприятие девушки.
Гипотезы
• Первый сексуальный опыт воспринимается большинством девушек как травмирующая ситуация.
• В ряде случаев дефлорация связана с актом насилия.
• В результате несоответствия ожиданий, связанных с первым сексуальным опытом, у девушек возникает чувство неуверенности в себе.
• Инцест при дефлорации порождает чувство вины и стыда перед членами семьи и перед самой собой.
• Гендерные стереотипы подавляют сексуальную активность девушек, заставляя их чувствовать себя зависимыми иподчиняемыми.
Методикиисследования: слабоструктурированное интервью и фокус-группа.
Выборка — юноши и девушки — студенты I—IV курсов вузов и средних специальных учебных заведений, всего 32 человека (16 человек прошло интервью; также работали две фокус-группы — для юношей идля девушек).
Топик-гайд фокус-группы
Фоновые вопросы
1. У всех закончилась сессия?
2. Какие предметы пришлось сдавать в сессию?
3. Где будете проводить зимние каникулы?
Основные вопросы
(Пояснение терминов, которые будут использоваться в процессе работы.)
1. В каком возрасте, как правило, девушки решаются на первый сексуальный контакт, связанный с дефлорацией?
2. Почему они принимают такое решение (решение, что дефлорация возможна)?
3. Какие трудности могут возникнуть у девушки при дефлорации?
4. Кто и как оценивает последствия дефлорации девушки? Сама девушка свободна в своей оценке?
5. Существует понятие «изнасилование на свидании». Что вам известно об этом понятии?
6. Кто несет ответственность за «изнасилование на свидании»? Примеры ответов на вопросы в процессе фокус-группы
Вопрос № 3: Какие трудности могут возникнуть у девушки при дефлорации? | |
Девушки | Юноши |
«Страх боли...» «Страх не понравиться партнеру...» «Страх перед новым...» | «Главное — преодоление психологического барьера...» «Страх перед новым...» «Боязнь неопытности, не понравиться партнеру...» |
Дефлорация как травма: психологический анализ[13]
М. Татурина, Т. Краева, Н. Виеру, А. Лаврентьева, С. Мослова, Е. Курочкина, Г. Малекова, О. Бармина (НГПУ, Нижний Новгород)
Проблема восприятия первого сексуального опыта — одна из мало изученных в отечественной психологии. За рубежом «первооткрывателем» темы стал классик психоанализа — Зигмунд Фрейд (работы «Тотем итабу», «Тотемы девственности»). В отечественной психологии в области изучения подростковой сексуальности наиболее известны работы И. С. Кона («Клубничка на березке», «Введение в сексологию» и др.).
В настоящий момент предметом анализа процесса манифестации подростковой сексуальности и дефлорации становится медицинский (биологический) аспект. Этому посвящена, например, работа А. М. Свядоща «Женская сексопатология». Наше исследование концентрирует внимание на эмоциональном переживании изменений «физического Я» девушек, на социальных последствиях дефлорации. Нашей целью было изучение влияния первого сексуального опыта на самовосприятие девушки и на сценарий ее дальнейшей сексуальной жизни.
В качестве методик мы использовали слабоструктурированное интервью и фокус-группу. В исследовании принимали участие юноши и девушки — студенты I—IV курсов вузов и средних специальных учебных заведений. В выборку входило 32 человека (в том числе 16 девушек участвовали в интервьюировании, 8 юношей и 8 девушек принимали участие в фокус-группах). Анализ интервью проходил по следующим этапам: выявление смысловых частей, а далее — оценка высказываний и соотнесение их со смысловыми частями.
Проведенная нами работа показала, что:
• первый сексуальный опыт воспринимается частью девушек как травмирующая ситуация, накладывающая отпечаток на сценарий дальнейшей сексуальной жизни;
• в ряде случаев дефлорация связана с актом насилия, порождающим агрессию и недоверие к окружающим;
• инцест при дефлорации порождает чувство вины и стыда перед членами семьи;
• в результате несоответствия реальности ожиданий, связанных с первым сексуальным опытом, у девушек возникает чувство глубокой неуверенности в себе в психофизиологическом плане;
• гендерные стереотипы подавляют сексуальную активность девушек, заставляя их чувствовать себя зависимыми и подчиненными.
Первым этапом в анализе результатов исследования стало изучение причин, которые лежат в основе первого сексуального опыта девушек.
• Каждая третья из числа опрошенных девушек считала свою девственность грузом. Такие респондентки хотели как можно быстрее избавиться от него, быть похожими на своих подруг, у которых уже был первый сексуальный опыт. Хотели почувствовать себя более взрослыми, самостоятельными.
• Каждая третья из числа опрошенных девушек видела свой первый сексуальный опыт как продолжение отношений с другом. Они доверяли своим партнерам и именно с ними хотели быть более близкими.
• Каждая четвертая из числа опрошенных девушек получила свой первый сексуальный опыт в результате насилия, инцеста и т. п.
По итогам исследования мы выделили следующие сценарии первого сексуального опыта:
1-й сценарий— первый сексуальный опыт, полученный в результате обоюдного согласияобеих сторон. Этот сценарий имеет различные варианты: сценарии «Сожаление впоследствии» (возникает под давлением социальных стереотипов), «Принятие опыта», «Оправданные ожидания», «Неоправданные ожидания», «Переоценка ценностей в результате первого сексуального опыта».
2-й сценарий— первый сексуальный опыт, полученный в результате изнасилования.В результате изнасилования возникает неприязнь и недоверие к представителям противоположного пола.
3-й сценарий— первый сексуальный опыт, полученный в результате инцеста.В данном сценарии мы также обнаружили разные эмоциональные реакции девушек. Избегание, конфликты с родными, недоверие к родным после первого сексуального опыта, где место имел инцест, а также чувство неполноценности, униженности в результате изнасилования и инцеста как первого сексуального опыта.
Таким образом, психологическое состояние девушки после дефлорации во многом зависит от условий, при которых получен первый сексуальный опыт и от ожиданий девушки. При неблагоприятном развитии событий первый сексуальный опыт можно расценивать как психологическую травму с продолжительными последствиями; в подобных ситуациях девушки нуждаются в помощи психолога. При благоприятном и безопасном для девушки развитии событий дефлорация, сопровождающаяся изменениями в «физическом Я», самостоятельно переживается девушкой и не требует помощи специалиста.
Глава 20