Этап 3. Социально-психологический анализ собственных гендерных ролей

Третий этап посвящен рефлексии и самоанализу.

Задание 1

Данное задание направлено на выявление гендерных стереотипов сту­дентов. Преподаватель предлагает исследовать собственные гендерные стереотипы, выполнив следующее задание.

Каждому участнику предлагается ответить по очереди на следую­щие вопросы.

1. Что в детстве мне говорили (родители и другие взрослые) о том, какими должны быть девочка/мальчик (качества характера, обя­занности)?

2. Какая информация поступала мне об отношениях мужчины и жен­щины (образцы поведения)?

3. Каким «посланиям» я следую в жизни?

Работа ведется в парах. Каждому участнику дается на выполнение задания 7 минут. Очень важно, чтобы участники отвечали на вопросы по очереди: сначала — один отвечает на вопросы, другой — вниматель­но слушает, затем наоборот. Преподаватель следит за временем и объявляет, когда участники должны меняться ролями.

В завершение работы преподаватель просит поделиться каждого участника результатами своей работы.

Задание 2

На основе полученных результатов предыдущего задания — выявлен­ных собственных гендерных стереотипов, студентам предлагается составить список собственных гендерных ролей и описать их по схе­ме второго задания второго этапа. Преподаватель напоминает схему анализа гендерных ролей.

В завершении преподаватель просит ответить на следующие вопросы.

• Какие собственные гендерные роли вы выделили?

• Какие роли вам больше препятствуют в жизни, а какие помогают?

• Что вы не ожидали получить в ходе выполнения этого задания?

На последнем этапе обратная связь очень важна, так как проговаривание результатов первично разряжает эмоции, вызванные вы­полнением задания, подталкивает к формулированию личных выво­дов, позволяет узнать опыт других людей.

В завершение всех этапов занятия преподаватель просит студен­тов подвести итоги.

1. Гендерные стереотипы транслируются человеку на протяжении всей жизни и формируют гендерные роли.

2. Гендерные роли представляют собой некий шаблон, модель пове­дения, характеризующую «мужское» и «женское». Гендерные роли предписывают не только определенные действия, но и следование определенным убеждениям и ценностям; действуют в определен­ном контексте, имеют свою четкую направленность, выгоды ине­достатки.

3. Существуют противоположные друг другу по своему содержанию гендерные роли, которые могут порождать как внутриличностные, так имежличностные конфликты.

4. Негативная сторона усвоения гендерных ролей состоит в том, что они могут тормозить личностное развитие человека и закрепляют гендерное неравенство в обществе.

Контрольные вопросы

1. Раскройте понятие «гендерная роль».

2. Как связаны между собой гендерные стереотипы и гендерные роли?

3. Сформулируйте негативные и позитивные стороны усвоения гендерных ролей.

4. Какие диаметрально противоположные по своему содержанию гендерные роли вы можете назвать? Опишите их.

Литература

1. Алешина Ю. Е., Борисов И. Ю. Поло-ролевая дифференциация как комплексный показатель межличностных отношений супругов // Вестник МГУ. Серия 14. Психология. — М.: Из-во МГУ, 1989. — № 2. - С. 44-53.

2. Алешина Ю. Е., Лекторская Е. В. Ролевой конфликт работающей женщины // Вопросы психологии. — 1989. — № 5.

3. Андреева Г. М., Богомолова Н. Н., Петровская Л. А. Зарубежная со­циальная психология XX столетия. Теоретические подходы: Учеб­ное пособие для вузов. — М.: Аспект Пресс, 2001.

4. Большой толковый психологический словарь. Т. 1 (А-О): Пер. с англ. А. Ребера - М.: ACT; Вече, 2001.

5. Большой толковый социологический словарь. (Collins). Т. 1 (А-О): Пер. с англ. - М.: Вече; ACT, 1999.

6. Воронина О. А., Клименкова Т. А. Гендер и культура // Женщины и социальная политика (гендерный аспект) / Под ред. 3. А. Хоткиной. - М., 1992. - С. 10-22.

7. Гаврилица О. А. Чувство вины у работающей женщины // Вопро­сы психологии. — 1998. — № 4.

8. Гидденс Э. Социология. — М.: Эдиториал УРСС, 1999.

9. Клецина И. С. Гендерный подход ивнутриличностные конфлик­ты // Женщина. Образование. Демократия: Материалы 2-й междунар. междисциплинар. науч.-практ. конф. — Минск.: ООО Энвила; М., 2000. - С. 275-279.

10. Клецина И. С. Гендерный подход и равноправие в межличностных отношениях // Российские женщины и европейская культура: Ма­териалы V конференции, посвященной теории и истории женского движения / Отв. ред. Г.А. Тишкин.- СПб., 2001. - С, 249-257.

11. Кон И. С. Половые различия и дифференциация социальных ро­лей // Соотношение биологического и социального в человеке: Материалы к симпозиуму. — М., 1975. — С. 763-776.

12. Кон И. Мужские исследования: меняющиеся мужчины в изменя­ющемся мире // Введение в гендерные исследования. Ч. I: Учеб­ное пособие / Под ред. И. А. Жеребкиной. — Харьков: ХЦГИ, 2001. - СПб.: Алетейя, 2001. - С. 562-606.

13. Левкович В. П., Зусъкова О. Э. Социально-психологический подход к изучению супружеских конфликтов // Психологический жур­нал. - 1985. - № 3.

14. Малышева М. М. Современный патриархат: Социально-экономи­ческое эссе. — М.: Academia, 2001.

15. Психология: Словарь / Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. — М.: Политиздат, 1990.

16. Психология: Учебник / Под ред. А. А. Крылова. — М., 1998. — Гл. 18.

17. Смелзер Н. Социология. — М.: Феникс, 1994.

18. Bern S., The measurement of psychological androgyny // Journal of Consulting and Clinical Psychology. - 1974. - Vol. 42. - P. 165-172.

19. Pleck J. The theory of male sex role identity: its rise and fall from 1936 to the present // The making of masculinities: the new mens studies / Ed. H. Brod. - Boston: Allen & Unwin, 1987. - P. 21-38.

Приложение

Наши рекомендации