Исследование гендерных ролей

Предлагаемое вам упражнение включает в себя сбор и анализ неко­торой информации, связанной с понятиями пола и тендера. Каждый из студентов вашей группы будет собирать данные о двух людях — о муж­чине и о женщине. Вы попросите каждого из испытуемых составить са­моописание, пользуясь формой, приведенной на стр. 201, а также отве­тить на ряд вопросов, касающихся его демографических характеристик и/или установок. Оценка самоописания будет сделана по Анкете поло­вых ролей Бем (BSRI), с помощью которой можно получить показатели маскулинности и фемининности. Соотношение этих показателей опре­деляет тип тендерной роли индивида: маскулинный половой тип (высо­кая маскулинность — низкая фемининность), фемининный половой тип (высокая фемининность — низкая маскулинность), высокий уровень ан­дрогинии (высокая маскулинность — высокая фемининность) и низкий Уровень андрогинии (низкая маскулинность — низкая фемининность). Подробные правила подсчета баллов приводятся на стр. 201-202.



Глава 5

Тендерные роли 203



низким показателем фемининности относятся к маскулинному поло­вому типу (МП); сочетание низкой маскулинности и высокой феми­нинности характерно для фемининного полового типа (ФП); высокие показатели маскулинности и фемининности характерны для высоко­го уровня андрогинии (ВА); а низкие показатели маскулинности и фемининности характерны для низкого уровня андрогинии (НА).

Самоописание А Инструкция.Укажите, насколько правильно каждая из следующих характеристик описывает вас, пользуясь следующей шкалой: 1 — всегда или почти всегда неверно, 2 — обычно неверно, 3 — верно очень редко, 4 _ иногда верно, 5 — часто верно, 6 — обычно верно, 7 — всегда или почти всегда верно.

1. Надеется только 21. Надежный . Серьезный
  на себя 22. Аналитический ум . Желает иметь
2. Покладистый 23. Сочувствующий   определенную
3. Готов оказать 24. Ревнивый   позицию
  помощь 25. Имеет способнос- . Нежный
4. Защищает свои   ти лидера . Дружелюбный
  убеждения 26. Внимательный . Агрессивный
5. Веселый   к потребностям . Доверчивый
6. Легко поддается   других . Неумелый
  переменам 27. Правдивый . Действует как
  настроения 28. Любит риск   лидер
7. Независимый 29. Понимающий . Похож на ребенка
8. Застенчивый 30. Скрытный . Умеет приспосаб-
9. Добросовестный 31. Легко принимает   ливаться
10. Спортивный   решения . Индивидуалисти-
11. Ласковый 32. Сострадательный   ческий
12. Театральный 33. Искренний . Не пользуется
13. Напористый 34. Самодостаточный   грубыми словами
14. Любит лесть 35. Готов утешать . Неорганизованный
15. Счастливый   других . Любит соревно-
16. Сильная личность 36. Тщеславный   ваться
17. Верный 37. Доминантный . Любит детей
18. Непредсказуемый 38. Вкрадчивый . Тактичный
19. Сильный 39. Приятный . Честолюбивый
20. Женственный 40. Мужественный . Добрый
    41. Сердечный . Вежливый

Задание 5.2

ТЕНДЕРНЫЕ СТЕРЕОТИПЫ В СРЕДСТВАХ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

Многое из того, что мы узнаем о мужчинах и женщинах, зависит от того, какими мы видим их по телевизору и в кино, на страницах газет и журналов. Как средства массовой информации изображают мужчин и женщин? На этот вопрос вы и попытаетесь ответить, выполняя данное задание. Выберите какое-нибудь средство массовой информации — свою любимую газету, журнал, телепрограмму (новости, сериал, мульт­фильмы, музыкальные видеоклипы), радиопрограмму (новости, народ­ная музыка, рок-музыка и т. п.). Решите, какую выборку вы возьмете для своего исследования (неделя, семь номеров, десять часов и т. п.) и какой именно материал вы собираетесь наблюдать. Записывайте релевантные данные.

1. Каким источником вы воспользовались (тип носителя информации)?

2. Что вы смотрели (рекламу, мультфильмы и т. п.)?

3. Как вы собирали данные? (В какое время? Как часто? И т. п.) Что именно вы наблюдали? (Какую телевизионную программу? В течение скольких часов? Какой журнал вы читали? Сколько номеров?)

4. Какие темы, имеющие отношение к тендерным вопросам, вы обнару­жили?

Задание 5.3

ТЕНДЕР И КОММУНИКАЦИЯ

Как человек передает свои личные мысли и чувства другому челове­ку? Зависит ли стиль коммуникации от пола говорящего и/или пола слушателя? Это задание предназначено для того, чтобы вы попытались ответить на эти вопросы. Вы будете наблюдать за разговорами пар испы­туемых одного или разного пола и записывать характерные особенности речи обоих партнеров. Собранные вами данные вместе с данными других студентов вашей группы позволят вам оценить зависимость стиля ком­муникации от трех независимых переменных: от пола говорящего (мож­но ли считать, что мужчины и женщины по-разному разговаривают с людьми?), от пола адресата (можно ли считать, что люди по-разному раз­говаривают с мужчинами и с женщинами?) и от полового состава пары (можно ли считать, что люди говорят с собеседником своего пола не так, как с собеседником противоположного пола?).

Наши рекомендации