Этап 1. Закрепление и проработка основных понятий темы
Первый этап направлен на закрепление понятий: «гендерная социализация», «гендерные стереотипы», «гендерные роли», «гендерные конфликты».
Задание 1
Преподаватель предлагает обсудить следующие вопросы:
• Как вы определите понятие «гендерная социализация»?
• Как гендерные стереотипы влияют на поведение мужчин и женщин?
• В чем вы видите специфику гендерных ролей?
• Каковы причины гендерных конфликтов?
Преподаватель может задавать уточняющие вопросы, направляет обсуждение в требуемое русло. Предполагаемые итоги обсуждения:
• Информация о типичных моделях поведения и личностных качествах, соответствующих понятиям «мужское» и «женское», транслируется такими социальными институтами, как семья (родители, сестры, братья), школа (общество сверстников, учителя, система образования), средства массовой информации.
• В процессе гендерной социализации человеку транслируются гендерные стереотипы, которые закрепляют ролевые модели поведения.
• Традиционные гендерные роли затрудняют индивидуальное саморазвитие и самовыражение женщин и мужчин.
• Гендерные конфликты имеют место на всех уровнях социальной реальности. Главным в разрешении противоречий, вызванных гендерной дифференциацией, является овладение продуктивными способами разрешения конфликтов.
Задание 2
Данное задание является вспомогательным для работы на втором этапе. Студентам предлагается вспомнить гендерные стереотипы: 1) стереотипы семейных ролей; 2) стереотипы профессиональных ролей; 3) стереотипы маскулинности-фемининности. Задание выполняется в группах: одна группа составляет список гендерных стереотипов маскулинности / фемининности, другая — список гендерных стереотипов в профессиональной сфере, третья — гендерных стереотипов, касающихся семейных ролей. Затем каждая группа объявляет результаты своей работы; преподаватель записывает все представленные гендерные стереотипы на доске или ватмане, так как данная информация будет нужна в течение всего занятия.
Этап 2. Описание многообразия гендерных ролей
Цель:описание и социально-психологический анализ гендерных ролей.
Задание 1
Задание выполняется в малых группах.
На основе результатов первого этапа — составленного списка гендерных стереотипов и предлагаемого раздаточного материала (см. приложение) заполнить таблицу (там же). Преподаватель дает четкую инструкцию заполнения таблицы с примерами.
Инструкция к заполнению табл. 1
Используя результаты выполненного задания, впишите (во вторую графу) все гендерные стереотипы, распределив их на стереотипы, касающиеся сферы межличностных отношений/семейной сферы, профессиональной деятельности и личностных характеристик мужчин и женщин (Например, «Женщина должна быть эмоциональной, заботливой», «мужчина должен быть активным, целеустремленным» — сфера личностных характеристик; «Мужчина должен содержать семью» — семейная сфера»; «Мужчина должен зарабатывать больше, чем женщина» — профессиональная деятельность и т. д.).
Подумайте, какие гендерные роли транслируются представленными гендерными стереотипами. Дайте им название (названия должны отражать суть роли, например, «Неприступная» или «Синий чулок», «Хранительница очага» и т. д.) и впишите в третью графу, например: «Жена» — «Замужество — признак «социальной нормы», «Женщина должна иметь семью», «Женщина должна уметь готовить», «Женщина должна заботиться о мужчине»; «Домохозяйка» — «Женщина должна уметь вести хозяйство», «Главное для женщины — это дети и муж», «Женщина должна уметь готовить»; «Дон Жуан» — «У мужчины должен быть больший сексуальный опыт, чем у женщины», «Мужчина более свободен в сексуальных отношениях, чем женщина».
Пример заполнения табл. 1
Гендерные стереотипы | Гендерные роли | |
Семья, сфера межличностных отношений | «Замужество — признак социальной нормы» | Роль «Жена» |
«Женщина должна иметь детей» | Роль «Мама» | |
«Женщина должна заботиться о мужчине» | Роль «Мамочка» | |
Профессиональная деятельность | «Руководителем должен быть мужчина, а не женщина» | «Начальник по жизни» |
Личностные характеристики | «Мужчина более свободен в сексуальных отношениях, чем женщина» «Мужчина должен обладать большим сексуальным опытом» «Мужчина всегда должен стремиться завоевать ипокорить женщину» | «Дон Жуан» |
После выполнения задания каждая группа представляет свои результаты. Обсуждение результатов строится на основе следующих вопросов:
• Какие парные (например, муж/жена) гендерные роли можно выделить?
• Наличие каких гендерных ролей может составить внутриличностный и межличностный конфликты?
• Определите позитивные и негативные стороны усвоения гендерных ролей.
Задание 2
Предлагаемое задание посвящено социально-психологическому анализу гендерных ролей. Преподаватель дает следующие пояснения.
Гендерная роль представляет собой социальную роль. Каждый человек в своей жизни играет несколько ролей в зависимости от ситуации. Роль — это то, во что мы играем, она имеет свою цель и направленность; этот шаблон, по которому мы выстраиваем свое поведение. Иногда роль приносит нам некоторые выгоды, иногда она создает нам трудности. Проблема роли — ее узкая направленность, отсутствие гибкости, замкнутость. Осознавать, какие роли мы играем, узнавать, какие роли играют окружающие, необходимо для более эффективного взаимодействия с другими и, прежде всего, с самим собой, ведь часто внутриличностные конфликты основаны на том, что человек играет в жизни две диаметрально противоположные роли, имеющие разные ценности, цели.
Описать и понять социально-психологическую сущность роли можно с помощью следующих параметров.
1. Лозунг. Для каждой роли можно подобрать лозунг — это фраза, которая описывает саму идею данной роли, ее мировосприятие. Например, роль «Хранительница очага» — «Это мой крест...», «Без меня дом "рухнет"»;
2. Преимущества и недостатки. Каждая роль, с одной стороны, имеет свои преимущества, выгоды, с другой — имеет недостатки, потери. Например, роль «Хранительница очага» — положительные моменты: не надо далеко ездить на работу, сама организует распорядок своих дел; отрицательные моменты: низкий социальный статус, замкнутый круг общения и т. д.
3. Убеждения и ценности — на что ориентирована данная роль, каковы вера, цель, убеждения, предусмотренные ею. Например, роль «Хранительница очага» — забота о других, «служение семье», «Только я могу все это сделать», «Я должна хранить уют и тепло дома», «В жизни важнее всего дом, семья», «Это женское предназначение».
4. Действия — как роль проявляет себя. Например, «Хранительница очага» — заботится, убирает, готовит, помогает всем членам семьи, создает уют и комфорт.
5. Способности — это возможности, умения реализовывать свои ценности и убеждения. Например, роль «Хранительница очага» — любит, понимает, умеет принять и помочь, умеет вести хозяйство, терпеть.
6. Контекст — ситуация, сфера жизни, в которой реализуется роль. Например, для «Хранительницы очага» — семья.
Студентам предлагается выбрать пять выделенных гендерных ролей и описать их в соответствии с параметрами, указанными в табл. 2 Работа выполняется индивидуально.
Таблица 2
Параметры анализа роли | Название гендерной роли | ||||
1. Лозунг | |||||
2. Выгоды недостатки | |||||
3.Убеждения ценности | |||||
4. Действия | |||||
5. Способности | |||||
6. Контекст |
В завершении преподаватель просит дать обратную связь:
1. Были ли трудности в выполнении задания?
2. Какие гендерные роли было описывать труднее (мужские/женские)?
3. Какие гендерные роли имеют на ваш взгляд больше негативных сторон?
4. Что было для вас новым и важным при выполнении этого задания?