Этап 1. Закрепление и проработка основных понятий темы

Первый этап направлен на закрепление понятий: «гендерная социа­лизация», «гендерные стереотипы», «гендерные роли», «гендерные конфликты».

Задание 1

Преподаватель предлагает обсудить следующие вопросы:

• Как вы определите понятие «гендерная социализация»?

• Как гендерные стереотипы влияют на поведение мужчин и женщин?

• В чем вы видите специфику гендерных ролей?

• Каковы причины гендерных конфликтов?

Преподаватель может задавать уточняющие вопросы, направляет обсуждение в требуемое русло. Предполагаемые итоги обсуждения:

• Информация о типичных моделях поведения и личностных ка­чествах, соответствующих понятиям «мужское» и «женское», транслируется такими социальными институтами, как семья (родители, сестры, братья), школа (общество сверстников, учите­ля, система образования), средства массовой информации.

• В процессе гендерной социализации человеку транслируются гендерные стереотипы, которые закрепляют ролевые модели поведения.

• Традиционные гендерные роли затрудняют индивидуальное само­развитие и самовыражение женщин и мужчин.

• Гендерные конфликты имеют место на всех уровнях социальной реальности. Главным в разрешении противоречий, вызванных гендерной дифференциацией, является овладение продуктив­ными способами разрешения конфликтов.

Задание 2

Данное задание является вспомогательным для работы на втором этапе. Студентам предлагается вспомнить гендерные стереотипы: 1) сте­реотипы семейных ролей; 2) стереотипы профессиональных ролей; 3) стереотипы маскулинности-фемининности. Задание выполняется в группах: одна группа составляет список гендерных стереотипов маскулинности / фемининности, другая — список гендерных стереотипов в профессиональной сфере, третья — гендерных стереотипов, касаю­щихся семейных ролей. Затем каждая группа объявляет результаты своей работы; преподаватель записывает все представленные гендерные стереотипы на доске или ватмане, так как данная информация будет нужна в течение всего занятия.

Этап 2. Описание многообразия гендерных ролей

Цель:описание и социально-психологический анализ гендерных ролей.

Задание 1

Задание выполняется в малых группах.

На основе результатов первого этапа — составленного списка гендерных стереотипов и предлагаемого раздаточного материала (см. при­ложение) заполнить таблицу (там же). Преподаватель дает четкую инструкцию заполнения таблицы с примерами.

Инструкция к заполнению табл. 1

Используя результаты выполненного задания, впишите (во вторую графу) все гендерные стереотипы, распределив их на стереотипы, касающиеся сферы межличностных отношений/семейной сферы, профес­сиональной деятельности и личностных характеристик мужчин и женщин (Например, «Женщина должна быть эмоциональной, забот­ливой», «мужчина должен быть активным, целеустремленным» — сфера личностных характеристик; «Мужчина должен содержать се­мью» — семейная сфера»; «Мужчина должен зарабатывать больше, чем женщина» — профессиональная деятельность и т. д.).

Подумайте, какие гендерные роли транслируются представлен­ными гендерными стереотипами. Дайте им название (названия дол­жны отражать суть роли, например, «Неприступная» или «Синий чулок», «Хранительница очага» и т. д.) и впишите в третью графу, например: «Жена» — «Замужество — признак «социальной нормы», «Женщина должна иметь семью», «Женщина должна уметь гото­вить», «Женщина должна заботиться о мужчине»; «Домохозяйка» — «Женщина должна уметь вести хозяйство», «Главное для женщи­ны — это дети и муж», «Женщина должна уметь готовить»; «Дон Жуан» — «У мужчины должен быть больший сексуальный опыт, чем у женщины», «Мужчина более свободен в сексуальных отношениях, чем женщина».

Пример заполнения табл. 1

  Гендерные стереотипы Гендерные роли
Семья, сфера межлично­стных отношений «Замужество — признак социальной нормы» Роль «Жена»
«Женщина должна иметь детей» Роль «Мама»
«Женщина должна заботиться о муж­чине» Роль «Мамочка»
Профессиональная дея­тельность «Руководителем должен быть муж­чина, а не женщина» «Начальник по жизни»
Личностные характеристики «Мужчина более свободен в сексуаль­ных отношениях, чем женщина» «Мужчина должен обладать большим сексуальным опытом» «Мужчина всегда должен стремиться завоевать ипокорить женщину» «Дон Жуан»

После выполнения задания каждая группа представляет свои результа­ты. Обсуждение результатов строится на основе следующих вопросов:

• Какие парные (например, муж/жена) гендерные роли можно вы­делить?

• Наличие каких гендерных ролей может составить внутриличностный и межличностный конфликты?

• Определите позитивные и негативные стороны усвоения гендерных ролей.

Задание 2

Предлагаемое задание посвящено социально-психологическому ана­лизу гендерных ролей. Преподаватель дает следующие пояснения.

Гендерная роль представляет собой социальную роль. Каждый чело­век в своей жизни играет несколько ролей в зависимости от ситуации. Роль — это то, во что мы играем, она имеет свою цель и направленность; этот шаблон, по которому мы выстраиваем свое поведение. Иногда роль приносит нам некоторые выгоды, иногда она создает нам трудности. Про­блема роли — ее узкая направленность, отсутствие гибкости, замкнутость. Осознавать, какие роли мы играем, узнавать, какие роли играют окружа­ющие, необходимо для более эффективного взаимодействия с другими и, прежде всего, с самим собой, ведь часто внутриличностные конфликты основаны на том, что человек играет в жизни две диаметрально противо­положные роли, имеющие разные ценности, цели.

Описать и понять социально-психологическую сущность роли мож­но с помощью следующих параметров.

1. Лозунг. Для каждой роли можно подобрать лозунг — это фраза, ко­торая описывает саму идею данной роли, ее мировосприятие. На­пример, роль «Хранительница очага» — «Это мой крест...», «Без меня дом "рухнет"»;

2. Преимущества и недостатки. Каждая роль, с одной стороны, име­ет свои преимущества, выгоды, с другой — имеет недостатки, поте­ри. Например, роль «Хранительница очага» — положительные мо­менты: не надо далеко ездить на работу, сама организует распоря­док своих дел; отрицательные моменты: низкий социальный статус, замкнутый круг общения и т. д.

3. Убеждения и ценности — на что ориентирована данная роль, каковы вера, цель, убеждения, предусмотренные ею. Например, роль «Хра­нительница очага» — забота о других, «служение семье», «Только я могу все это сделать», «Я должна хранить уют и тепло дома», «В жиз­ни важнее всего дом, семья», «Это женское предназначение».

4. Действия — как роль проявляет себя. Например, «Хранительница очага» — заботится, убирает, готовит, помогает всем членам семьи, создает уют и комфорт.

5. Способности — это возможности, умения реализовывать свои ценно­сти и убеждения. Например, роль «Хранительница очага» — любит, понимает, умеет принять и помочь, умеет вести хозяйство, терпеть.

6. Контекст — ситуация, сфера жизни, в которой реализуется роль. Например, для «Хранительницы очага» — семья.

Студентам предлагается выбрать пять выделенных гендерных ро­лей и описать их в соответствии с параметрами, указанными в табл. 2 Работа выполняется индивидуально.

Таблица 2

Параметры анализа роли Название гендерной роли
         
1. Лозунг          
2. Выгоды недостатки          
3.Убеждения ценности          
4. Действия          
5. Способности          
6. Контекст          

В завершении преподаватель просит дать обратную связь:

1. Были ли трудности в выполнении задания?

2. Какие гендерные роли было описывать труднее (мужские/женс­кие)?

3. Какие гендерные роли имеют на ваш взгляд больше негативных сторон?

4. Что было для вас новым и важным при выполнении этого задания?

Наши рекомендации