Этап 2. Обработка результатов

После завершения работы над составлением списка ответов испытуемым предлагается проанализировать содержание записанных в своем опрос­ном бланке характеристик, то есть обозначить, сколько присутствует в ответах социальных ролей и индивидуализированных характеристик. Примечание

• Примерами социальных ролей могут быть профессиональные роли (учитель, рабочий и т. д.), гендерные роли, включающие семейный статус личности (женщина, мужчина, мать, жена и т. д.), другие социальные роли (ученик, студент, староста и т. д.);

• Примерами индивидуализированных характеристик могут быть конкретные самоописания, раскрывающие особенности и качества личности (умница, хозяйка, хороший друг и т. д.), а также различ­ные метафорические определения (розовый цветок, заря и т. д.).

Оценить степень проявления гендерных стереотипов в самооцен­ке личности, то есть обозначить, сколько присутствует в ответах самоописаний, сходных или соответствующих традиционному гендерному стереотипу.

Примечание

Оценка характеристики как соответствующей или несоответству­ющей гендерному стереотипу носит субъективный характер, то есть определяется самим ответившим. Однако, как правило, участники занятия без труда классифицируют самоописания как стереотип­ные/нестереотипные, ориентируясь на традиционные представле­ния о мужественности-женственности. Важно отметить, что в спис­ке самоописаний могут появляться и нестереотипные характеристи­ки (женщина определит себя через приписываемые традиционно мужчинам качества и наоборот). Об этом следует сказать участни­кам и обратить их внимание на то, что следует соотнести количество стереотипных и нестереотипных самоописаний, то есть обозначить, каких присутствует больше. Стереотипными могут считаться и не­которые социальные роли (мать, хозяйка и т. д.).

Как правило, в самоописаниях находят отражение примерно 14 тем, в которых могут проявиться гендерные стереотипы. При­ведем список тем:

• Внешность.

• Здоровье.

• Эмоциональная сфера.

• Отношение к себе, самооценка.

• Коммуникативные способности.

• Деловые качества, активность, творчество, целеустремленность.

• Интересы, увлечения, навыки.

• Отношение к людям, формы контакта.

• Отношение к миру, к жизни, принципы.

• Отношение к дому, к быту.

• Отношение к порядку.

• Отношение мира к личности.

• Образные сравнения, метафоры.

• Возраст.

Например, тема «Внешность» может быть описана участниками с помощью стереотипных характеристик: «стройная», «тонкая», «сле­жу за модой» или «сильный», «высокий», «атлет» и т. д. Тема «Эмо­циональная сфера» — «чувствительная», «сентиментальная» или «сдержанный», «жесткий» и т. д. Темы перечислять участникам не обязательно. Их удобно использовать для более массового исследова­ния гендерных стереотипов, когда необходимо выявить частотное рас­пределение характеристик, общие тенденции в самоописаниях раз­личных выборок.

Этап 3. Обсуждение результатов

Важным итогом изучения гендерной идентичности личности в ходе занятия служит дискуссия об индивидуальных результатах. В неболь­ших группах (4-5 человек) участники обсуждают свои индивидуаль­ные результаты количественного и качественного анализа, где центральным является выделение общих тенденций (среднегрупповых) по следующим позициям:

• количественное преобладание социальных или индивидуальных характеристик;

• обозначение доминирующих характеристик (по степени значимо­сти: первая — третья позиция);

• уровень (преобладание) стереотипных характеристик.

Затем результаты работы микрогрупп обсуждаются в общей группе.

Этап 4. Заполнение опросника «Я — женщина/мужчина»

Инструкция

Вы получили опросные бланки, где в столбик написаны незакон­ченные предложения, которые начинаются с фразы «Я — женщи­на» или «Я — мужчина» (бланки раздаются в соответствии с био­логическим полом участников занятия) и далее оставлена пустая строка. Пожалуйста, в течение 10 минут продолжите предложения.

1. Я — женщина (мужчина), потому что...

2. Я — женщина (мужчина) и хочу, чтобы...

3. Я — женщина (мужчина), и для меня...

4. Я — женщина (мужчина) и не терплю, когда...

5. Я — женщина (мужчина) и могу...

6. Я — женщина (мужчина) и рада, когда...

7. Я — женщина (мужчина) и знаю, что...

8. Я — женщина (мужчина) и опечалена тем, что...

9. Я — женщина (мужчина) и делаю...

Наши рекомендации