Часть IV. Прикладные аспекты гендерной психологии
Глава 21. Женщина и карьера (П. И. Дынин).......................... 300
Вводные замечания........................................................................ 300
Этап 1. Обсуждение контрольных вопросов................................ 315
Этап 2. Выполнение серии практических заданий....................... 316
Этап 3. Завершающая групповая дискуссия................................ 317
Контрольные вопросы................................................................... 317
Литература318
Приложение 1. Статистические данные319
Приложение 2. Личностные качества эффективного руководителя321
Приложение 3. Различия в стилях руководства лидеров-мужчин и лидеров-женщин..................... 325
Глава 22. Изучение гендерных различий в построении имиджа
руководителя (Е.Б. Петрушихина).................... 329
Вводные замечания........................................ 329
Этап 1. Наблюдаемое обсуждение.......................... 331
Этап 2. Обобщение результатов дискуссии.................. 332
Контрольные вопросы..................................... 332
Литература................................................ 332
Глава 23. Гендерная психология как психология больших
групп (Н. Г. Малышева)............................. 333
Вводные замечания........................................ 333
Этап 1. Подготовка группы к докладу........................ 340
Этап 2. Доклады групп..................................... 340
Этап 3. Заключение........................................ 340
Контрольные вопросы..................................... 341
Литература................................................ 341
Приложение. Игра «Путешествие по Планете».............. 343
Глава 24. Методика изучения эффективности лидеров
разного пола (Т. В. Бендас).......................... 347
Вводные замечания........................................ 347
Этап 1. Работа с психологами-экспертами и подготовка
экспериментальных заданий............................ 352
Этап 2. Формирование диад испытуемых................... 354
Этап 3. Проведение исследования с испытуемыми по
определению эффективности лидеров................... 355
Этап 4. Работа с испытуемыми по оценке действий партнера... 357
Этап 5. Математическая обработка данных ................. 357
Этап 6. Интерпретация результатов ........................ 357
Контрольные вопросы..................................... 358
Литература................................................ 358
Приложение. Рисунки к заданиям.......................... 360
Глава 25. Гендерные стереотипы в спорте (Н.С. Цикунова)... 363
Вводные замечания........................................ 363
Этап 1. Выполнение и обсуждение упражнения 1 ........... 364
Этап 2. Выполнение и обсуждение упражнения 2 ........... 365
Этап 3. Выполнение и обсуждение упражнения 3 ........... 366
Этап 4. Выполнение и обсуждение упражнения 4 ........... 366
Этап 5. Выполнение и обсуждение упражнения 5 ........... 367
Контрольные вопросы..................................... 368
Литература................................................ 368
Глава 26. Гендерный подход в практике школьного психолога
(М. Л. Сабунаева, Ю. Е. Гусева)...................... 369
Вводные замечания........................................ 369
Этап 1. Актуализация теоретического материала............ 378
Этап 2. Практическое задание.............................. 378
Этап 3. Сравнение особенностей и эффективности
подходов............................................... 379
Контрольные вопросы..................................... 379
Литература................................................ 379
Приложение............................................... 381
Характеристики гендерного и полоролевого подходов
в образовании.......................................... 381
Глава 27. Гендерная экспертиза урока
(М. Л. Сабунаева).................................. 382
Вводные замечания........................................ 382
Этап 1. Вводная часть...................................... 384
Этап 2. Просмотр видеозаписи и заполнение
экспертных карт........................................ 384
Этап 3. Обсуждение и выводы.............................. 385
Этап 4. Выработка рекомендаций........................... 386
Этап 5. Домашнее задание.................................. 386
Контрольные вопросы..................................... 386
Литература................................................ 386
Приложение. Экспертная карта для проведения гендерной
экспертизы урока....................................... 387
Глава 28. Психология восприятия насилия: культурный
и гендерный аспекты (О. Л. Данилова)................. 388
Вводные замечания........................................ 388
Этап 1. Работа над вопросами
в мини-труппах......................................... 396
Этап 2. Выстраивание схемы............................... 396
Этап 3. Анализ текста...................................... 397
Этап 4. Проведение опроса и анализ результатов............ 397
Контрольные вопросы..................................... 398
Литература................................................ 398
Приложение 1. Письмо жены, которую бьет муж............ 399
Приложение 2. Насилие в семье и обществе................. 402
Глава 29. Сексуальность: стереотипы и реальность
(Е.Г. Луковицкая)................................. 404
Вводные замечания........................................ 404
Этап 1. Заполнение опросника, знакомство с автобиографией
Алины (домашняя работа).............................. 407
Этап 2. Групповые дискуссии .............................. 407
Этап 3. Анализ сексуальной автобиографии в малых группах 407
Литература................................................ 408
Приложение 1. Опросник для самостоятельного домашнего
заполнения............................................. 409
Приложение 2. Отрывок из сексуальной автобиографии
Алины ................................................. 410
Глава 30. Восприятие гомосексуальности (Е. Г. Луковицкая)... 415
Вводные замечания........................................ 415
Этап 1. Самостоятельное домашнее заполнение опросника .. 417
Этап 2. Работа в малых группах ............................ 417
Этап 3. Обсуждение статьи
о психологическом исследовании личности гомосексуалов 418
Этап 4. Кинолекторий (просмотр фильма).................. 418
Этап 5. Обсуждение фильма................................ 419
Литература.........................,...................... 420
Приложение 1. Опросник для самостоятельного домашнего
заполнения............................................. 421
Приложение 2. Психологические особенности личности
мужчин с нетипичной направленностью полового
влечения............................................... 422
Глава 31. Дискриминация и сексизм (И. А. Тупицына)...... 427
Вводные замечания........................................ 427
Этап 1. Введение........................................... 429
Этап 2. Подготовка к дискуссии и заполнение анкеты
о дискриминации (индивидуальная работа).............. 430
Этап 3. Дискуссия о сексизме (работа в малых группах).....431
Этап 4. Дискуссия о сексизме (представление работы групп,
общая дискуссия)....................................... 431
Этап 5. Подготовка к ролевому проигрыванию ситуаций
дискриминации......................................... 431
Этап 6. Ролевое проигрывание ситуаций дискриминации.... 431
Этап 7. Подведение итогов занятия......................... 432
Контрольные вопросы..................................... 432
Литература................................................ 432
Приложение. Список ситуаций, для обсуждения
и инсценировки ........................................ 433