Многонациональный коллектив как специфический объект воспитательного воздействия

В нашей стране имеется очень много коллективов (профессио­нальных и иных групп), многонациональных по своему составу. Именно в них наиболее выражение проявляются национальные особенности, традиции, нормы поведения людей, во многом влияю­щие на межличностные отношения.

Коллектив — высшая форма развития малой группы, в которой ее представители объединены единством общих целей и задач совмест­ной деятельности, строгой организацией труда и сплоченностью.

Многонациональный коллектив, обладая всеми важнейшими ха­рактеристиками развитой группы, требует в то же время особого внимания со стороны руководителя и с точки зрения регулирования существующих в нем взаимоотношений между представителями различных этнических общностей.

Для многонациональных коллективов характерна активность межэтнического общения, обусловленная формированием их по территориальному признаку, комплектованием из традиционно проживающих в конкретных местностях национальностей, при­выкших к постоянным контактам друг с другом, взаимно уважа­ющих традиции, привычки, нормы поведения одна другой. В то же время сфера подобных межнациональных отношений в этих коллективах находится в постоянном развитии, может в зависи­мости от обстоятельств в большей или меньшей степени транс­формироваться. Так, после развала СССР во многих районах сред­ней полосы России появилось большое количество мигрантов из бывших союзных республик, которые в условиях нового культур­ного окружения проявляют большую сплоченность в совместных действиях, зачастую ведут себя активнее и организованнее, чем местные жители. Это вызывает определенное недовольство со сто­роны последних, к мигрантам относятся настороженно, а порой и негативно [125].

Часто в многонациональном коллективе руководитель, соци­альный работник, социальный педагог впервые встречаются с представителями той или иной национальности и в большинстве случаев оказываются неподготовленными к общению с ними. Дан­ные исследований показывают, что межнациональное общение в таком коллективе требует от каждого человека преодоления дополнительных психологических трудностей [7. — С. 17].

Практика свидетельствует, что большинство руководителей многонациональных коллективов, особенно низшего звена, ис­пытывают частые и серьезные затруднения в управлении межнациональными отношениями, прежде всего на начальном этапе своей деятельности. Объясняется это рядом причин. Главная среди них — отсутствие соответствующей подготовки. В настоящее вре­мя большинство молодых специалистов оказываются практи­чески беспомощными, сталкиваясь с социально-психологиче­скими явлениями, возникающими в многонациональном кол­лективе. Социологические опросы показывают, что только че­рез 4 — 5 лет после начала практической деятельности у людей, стоящих во главе трудовых коллективов, появляются достаточ­ные знания национально- и социально-психологических осо­бенностей тех людей, среди которых им приходится работать, и только потом формируются устойчивые умения и навыки ре­гулирования межнационального взаимодействия и отношений [153.-С. 208].

Однако знания и опыт не всегда гарантируют от ошибок, так как в целом по стране еще не организованы повсеместно (а если и проводятся, то лишь эпизодически) обсуждение и обмен на­копленной практикой управления межнациональными отноше­ниями; тем более пока совсем неизвестны хорошо привившиеся на Западе тренинги межнационального общения. Многие обще­ственные организации и органы местного управления лишь те­перь, под влиянием региональной напряженности, начали уде­лять внимание проблеме изучения национально-психологиче­ских особенностей, формам воспитательной работы с предста­вителями конкретных этнических общностей, путям предупреж­дения негативных процессов, происходящих на национальной почве. К сожалению, издается пока еще очень мало литературы, которую можно было бы использовать в качестве подспорья в этой деятельности.

Многонациональные коллективы отличаются от однонацио­нальных групп своей социальной организацией. Представляют интерес мотивы консолидации людей внутри таких объедине­ний по национальному признаку. Совершенно очевидно, что руководитель, социальный работник и социальный педагог со­держание и специфику этой консолидации должны представ­лять во всей полноте, поскольку именно через нее преломля­ются все воспитательные воздействия. Кроме того, изменения в настроениях, переживаниях представителей одной националь­ности в коллективе — это своего рода барометр, по показаниям которого можно судить о результатах воспитательной работы, управленческих решениях, определять перспективы дальнейшего сплочения многонационального коллектива или проводить в нем соответствующие обстоятельствам разъяснительные мероприя­тия.

Специальные исследования в области психологии общения свидетельствуют также, что первые воспитательные воздействия усиливают активность во взаимоотношениях людей одной наци­ональности. Увеличиваются содержательность, длительность и полнота таких контактов. В ходе их проявляются национально-психологические особенности поведения и межнациональные пристрастия. По ним можно судить о межэтнической напряжен­ности и принимать меры по ее снижению. Опыт районов, где периодически возникают межэтнические конфликты, показы­вает, что если руководство региона правильно оценивает пред­шествующую инцидентам обстановку, проводит необходимую профилактическую организационную работу, то таких конфлик­тов можно избежать.

В многонациональном коллективе наблюдается большое раз­нообразие форм межличностных отношений, основанных на на­циональной принадлежности, культурной специфике, своеобра­зии языка, обычаев, традиций [50. — С. 167]. Эти отношения труд­но охватить вниманием и заботой в полном объеме, но они долж­ны фиксироваться в интересах эффективности воспитательных усилий. Знание специфики проявления в этом процессе нацио­нально-психологических особенностей представителей конкрет­ных этнических общностей облегчает деятельность руководителя, социального работника и социального педагога. На основе всесто­роннего анализа национального своеобразия отношений и обще­ния можно находить нетрадиционные подходы, устанавливать приоритетность тех шагов, которые следует предпринимать в ин­тересах достижения целей воспитательной деятельности, всего процесса руководства и управления.

Достаточно активно проявляются в многонациональном кол­лективе и отношения, связанные с поддержанием устойчивых свя­зей между представителями одной национальности в рамках, на­пример, предприятия, цеха, учреждения и т.д., т.е. отношения межгрупповые. Анализ сегодняшней ситуации на местах показы­вает, что такие отношения распространены и достаточно устой­чивы. Более того, они усиливаются по мере интенсификации об­мена информацией как по вопросам политического характера, так и по проблемам производства. Психологические исследования свидетельствуют, что активизация таких связей может быть пред­посылкой и определенных трений между представителями раз­личных этнических общностей [80]. Руководитель, социальный работник не должны оставлять без внимания все эти отношения, обязаны их анализировать, а затем и учитывать в своей деятель­ности.

В то же время было бы неправильным считать взаимодействие между людьми одной национальности в коллективе национальны­ми отношениями в полном смысле этого слова. Это скорее узкоэт­нические отношения, возникающие между отдельными носите­лями одинаковых национально-психологических особенностей. Они обнаруживаются главным образом в структуре социокультурных межличностных контактов. Иначе говоря, в коллективе структурообразующей единицей выступает не непосредственно один че­ловек определенной национальной принадлежности, а группа людей одной национальности, в которой формируется этногрупповое самосознание, начинают регулярно проявляться общие интересы и стремления [102. — С. 68].

Этот процесс должен держать в поле зрения руководитель коллектива (социальный работник и социальный педагог). Не­обходимо четко фиксировать этапы его развития, явления, ко­торые его сопровождают. Последние могут определять как на­правленность, так и содержание всех форм активности в вос­питательной работе. Вполне понятно, что все усилия должны осуществляться не в виде каких-либо административных мер, применения методов экономического или политического дав­ления. К чему они приводят, сегодня хорошо известно. Нужна эффективная работа по сплочению членов многонационально­го коллектива, предотвращению инспирированных извне меж­национальных трений.

В качестве объекта воспитательного воздействия необходимо рассматривать этническую микрогруппу как исходную единицу со­циальной структуры многонационального коллектива. Последняя представляет собой объединение людей одной национальности, характеризующееся единым языком, общими национально-пси­хологическими особенностями, культурным единообразием и этногрупповым самосознанием, наличием внутригрупповых норм и принципов.

В многонациональном коллективе таких микрогрупп может быть несколько. Их члены реагируют на однотипные воспитательные воздействия по-разному, определяя в большой степени функцио­нирование различных общеколлективных социальных и мораль­но-психологических ценностей, например общественного мнения, групповых настроений, традиций и т. д. И поскольку для результа­тивной деятельности всего коллектива необходимо единство от­дельных, возникающих в каждой этнической микрогруппе соци­ально-психологических процессов, постольку главной задачей воспитательной работы в многонациональном коллективе долж­но быть целенаправленное вовлечение членов всех микрогрупп в общее русло полезной активности.

Воспитательная работа при этом значительно усложняется, требует большей напряженности усилий, объемных знаний, про­фессиональной подготовленности, высокого педагогического ма­стерства. Приоритетное значение приобретает знание руководите­лем, социальным работником и социальным педагогом существа национально-психологических процессов, происходящих в кол­лективе, умение учитывать закономерности их проявления. Необ­ходимы также и практические навыки использования этих про­цессов в интересах сплочения коллектива.

Наши рекомендации