Представители еврейской национальности

Евреи — жители Еврейской автономной области и других реги­онов России, потомки древнего народа, представители которого, где бы они ни жили и что бы ни делали, всегда тщательно сохра­няли и старательно поддерживали свою самобытность.

Их национальный характер формировался в течение многих сотен лет и обычно проявляется в старательности, настойчиво­сти, упорном стремлении к поставленным целям во всех видах деятельности, внутренней самодисциплине; энергичности, целе­устремленности, умении быстро приспосабливаться к изменив­шимся условиям жизни; гибкости мышления, проницательно­сти, изобретательности, способности импровизировать, рацио­нализме и стремлении во всем видеть для себя перспективу; обо­стренной чувствительности, склонности находить обиду там, где ее нет; показном стремлении жаловаться на свое положение и комплексе «униженного» [115; 229].

Важным фактором формирования психологии еврейского на­рода стало влияние Талмуда, которое выразилось не только в том, что он надолго определил круг интересов, моральные и нрав­ственные взгляды, религию (иудаизм), быт его представителей и их национальное сознание. «Сосредоточенность на одном предме­те (талмудическом учении и законе) не убила активности ума. Напротив, народ (а Талмуд в той или иной степени проходили все мужчины) воспитывали на изощренной умственной гимнас­тике, которую наиболее одаренные доводили до виртуозности» [Евреи и еврейство. — Иерусалим, 1994. — С. 24].

Талмуд — это многотомный кодекс религиозно-юридических правил, сло­жившихся с IV века до н.э. по IV век н.э.

В нем разработаны до мельчайших деталей предписания и запреты, касаю­щиеся всех сторон повседневной жизни верующего еврея.

В Талмуде имеются высказы­вания, отражающие жестокий антагонизм между еврейским и нееврейским миром, пропове­дующие национальную исклю­чительность и превосходство иудаизма над языческими на­родами. Талмуд призывает бесправный и преследуемый всеми народ приспосабливаться, чтобы выжить. Однако есть вопросы, в которых его требования неумоли­мы: гонимый народ «обязан идти на смерть, но не преступить трех законов: идолопоклонства, кровосмешения и пролития кро­ви» [Евреи и еврейство. — Иерусалим, 1994. — С. 50].

Талмуд касается и чисто научных проблем — медицины, гиги­ены, астрономии, экономики, государственного правления. Раз­нообразие содержания Талмуда открыло перед евреями новые перспективы мышления, расширило их интеллектуальный гори­зонт, позволило им отбрасывать устаревшие взгляды и выработать новые. Изучение Талмуда делало их не только хорошими законни­ками, но и отличными врачами, математиками, астрономами, философами, поэтами и бизнесменами.

В повседневной жизни традиции евреев запрещают есть все подряд, и даже разрешенная (кошерная) пища должна быть при­готовлена соответствующим образом. Например, единственные кошерные животные — это парнокопытные, отрыгивающие жвач­ку. Самые обычные из них — корова и овца. Но даже эти живот­ные могут забиваться лишь специалистом — шойхетом (резни­ком).

Нельзя убивать животных и на охоте. Их мясо не может стать кошерным. Запрет на охоту, которому несколько тысяч лет, при­вел к тому, что даже среди нерелигиозных евреев мало охотников. Возбраняется употребление крови животных. Нельзя есть птиц, поедающих других птиц. Кроме того, не следует одновременно готовить и есть молоко и мясо.

Настоящий еврей обязатель­но должен пройти обряд обре­зания (бритмила), который включает удаление крайней плоти и осуществляется на восьмой день после рождения. На протяжении веков обреза­ние было физическим знаком, отличавшим евреев от неевре­ев. Наряду с новорожденны­ми мальчиками обрезание де­лается и переходящим в иуда­изм мужчинам.

Каждой нации вообще свойственно убеждение в своей исключительности. Евреям в том числе присуща убежден­ность в том, что они избранный народ, таким образом, когда общество отверга­ет евреев, то есть не поощряет их убеж­денность в своей избранности, евреи пренебрегают обществом.

Принадлежность к избранному наро­ду для еврея значит, что он совершенно такой же, как и другие люди. Претензия на моральное превосходство есть лишь оружие самозащиты в руках принижен­ного.

Единственный народ, который в те­чение тысячи лет находился в положе­нии приниженного, — это евреи, поэто­му неудивительно, что у них обострен комплекс приниженного.

Евреи среди народов: Обзор причин

антисемитизма. — Прага, 1939. — С. 78—79.

Ортодоксальные иудеи ве­рят в богоизбранность еврей­ского народа. Одна из молитв обращенная к Яхве (богу), со­держит такие слова: «Ты из­брал нас из всех народов, по­любил нас, благоволил к нам, осветил нас заповедями своими». По мнению священников може быть лишь одно единственное толкование данной молитвы: «Яхве заключил с еврейским народом в лице Моисея священный союз. Предводитель евреев Моисей получил от Яхве на горе Синай скри­жали с десятью заповедями. Следовательно, Бог избрал еврей­ский народ среди других для спасения. Миссия евреев заключает­ся в том, что они должны спастись сами и спасти другие народы от гибели» [229. -С. 339].

Народы Северного Кавказа

Кавказ представляет собой историко-этнографическую облает очень сложную по национальному составу. В свое время арабские географы называли Кавказ «Джабельаль-Суни», что дословно означает «Гора языков». На сравнительно небольшом пространстве Кавказа расселено великое множество народов, различных по численности и говорящих на разных языках. Наряду с крупными нациями, насчитывающими миллионы человек, такими, как азер­байджанцы, грузины и армяне, здесь живут народы, численность которых не превышает нескольких тысяч, например лакцы, аба­зины.

Следует различать Северный Кавказ, включая Дагестан, кото­рый остался в составе России, и Закавказье, где образовались су­веренные государства. У представителей различных этнических общностей, проживающих в этих больших регионах, есть разли­чия в культуре и психологии, но есть и большое сходство.

Северный Кавказ — наиболее сложный в этническом, религи­озном и языковом отношение регион России, включающей в себя большое количество национально-территориальных образований и населенный многими народами. Вместе с тем здесь, в частно­сти, прослеживается большое культурное единство между адыга­ми (адыгейцами, кабардинцами и черкесами), с одной стороны, и между ними и осетинами, балкарцами, карачаевцами, с другой стороны.

Многочисленные народы Дагестана (аварцы, даргинцы, ку­мыки, лакцы, табасараны, ногайцы, рутильцы, агулы и др.) имеют свою самобытную культуру и общие психологические осо­бенности, что позволяет выделить Дагестан в особый регион. К нему примыкают Чечня и Ингушетия, представители которых относятся к вайнахам и имеют много сходного в культуре и пси­хологии.

Определенные общность и своеобразие социально-экономиче­ских, политических и исторических условий развития, образа жиз­ни, культуры привели к формированию типичных черт социально­го и национально-психологического облика представителей Северного Кавказа. Данные этнографических, социально-психологиче­ских и социологических исследований показывают, что они наде­лены:

· высокоразвитым, обостренным чувством национальной гор­дости, самолюбия и самоуважения, большой приверженностью национальным традициям и привычкам, способствующим под­держанию родовой сплоченности и ответственности;

· чертами преимущественно холерического и сангвиниче­ского типов темперамента, взрывной эмоциональностью, по­вышенной чувствительностью к чужим поступкам и суждениям, ярко выраженным стремлением к самовыражению и самопрезен­тации;

· большой самостоятельностью, активностью и инициатив­ностью, упорством и настойчивостью в достижении поставлен­ных целей во всех видах деятельности, особенно в тех, которые индивидуально предпочтительны и выгодны;

· подчеркнутым вниманием и уважением к старшим по возра­сту, социальному положению и должности;

· достаточно высоким образовательным уровнем, хорошей физической подготовкой, относительно слабым знанием русско­го языка;

· стремлением к лидерству среди представителей других этни­ческих общностей и в многонациональных коллективах, а также к образованию многочисленных микрогрупп по земляческому при­знаку.

В условиях повседневной трудовой деятельности и общения с представителями других национальностей у жителей Северного Кавказа заметна тенденция к образованию микрогрупп не только по национальному признаку, но и по принадлежности к корен­ным народам Кавказа вообще. Обладая хорошими организатор­скими способностями, коммуникативными качествами, самосто­ятельностью, они стремятся стать неформальными лидерами в кол­лективах.

В данном случае проявляются особенности воспитания маль­чиков в семьях на Кавказе. С детства они сориентированы на зна­чимость социальной роли мужчины, отца, брата, их с малых лет приучают заботиться о сестрах, даже старших, о младших братьях. В семьях культивируется любовь к младшим, помощь им во всем, что превратилось в национальную особенность и постоянную по­требность. Дети на Кавказе (мальчики в особенности) почти не подвергаются наказаниям, растут самостоятельными в условиях минимума запретов. У всех народов Кавказа популярны нацио­нальные виды борьбы, бокс. Занятия этими видами спорта, а так­же своеобразная народная педагогика с ранних лет формируют сильную волю, постоянную готовность к отпору, активность. Та­кие качества представителей разных народов Северного Кавказа позволяют им довольно быстро адаптироваться к разнообразным условиям жизни и деятельности.

Весьма своеобразно и понимание старшинства на Кавказе. Безо­говорочное уважение и подчинение старшим проявляется диффе­ренцированно. Если жители считают, что те или иные распоряже­ния руководителей других национальностей в многонациональ­ном коллективе задевают их достоинство и самолюбие, не учиты­вают их национальных традиций, то они способны воспротивить­ся выполнению их указаний. Встречая в подобных случаях жест­кую требовательность, решительность и уверенность в действиях своего непосредственного начальства, представители народов Кавказа осознают бесперспективность такого поведения, однако перестраиваются с трудом. Здесь большую роль играют терпение и последовательность в действиях руководителя, его способность найти пути продуктивного взаимодействия со своими подчинен­ными и сослуживцами [120].

Адыгейцы и черкесы— коренные жители Адыгеи и Карачаево-Черкесии, как показывают исследования, отличаются твердым характером, верностью слову, настойчивостью, терпеливостью в достижении поставленных целей, неприхотливостью в быту. Они впечатлительны, кажутся несколько легкомысленными, но вмес­те с тем энергичны и упорны. В межнациональных отношениях с адыгейцами и черкесами необходимы такт, выдержанность, рав­ноправие во взаимодействии и доверительность в общении.

Кабардинцы и балкарцы,жители Кабардино-Балкарии, имеют в своей психологии и культуре много общего и не меньше осо­бенного. Общее объясняется длительностью совместного прожи­вания на одной территории, непосредственного общения и взаи­модействия во всех сферах материальной и духовной жизни. Осо­бенное объясняется разным этническим происхождением. Кабар­динцы ближе к адыгейцам и черкесам, входят в одну с ними группу адыгов. Балкарцы — результат слияния аланов с тюркскими пле­менами.

Национально-психологические особенности кабардинцев выгля­дят более динамичными и менее устойчивыми. У балкарцев они бо­лее консервативны в силу того, что их сознание постоянно настрое­но главным образом на восприятие и осмысливание окружающего мира в соответствии со своими национальными установками.

У кабардинцев в меньшей степени, чем у балкарцев, проявля­ется предрасположенность к национально своеобразному прояв­лению чувств, динамики и характера поведения, взаимодействия, общения. Зачастую они отходят от национальных стандартов. Вот почему им свойственна преимущественная ориентация на интер­национальные ценности, они легче ассимилируются среди других народов. Балкарцы же по сравнению с кабардинцами в большей мере сохраняют свое национальное своеобразие.

Кабардинцы склонны проявлять независимость в своих дей­ствиях и поступках. Балкарцам же, наоборот, свойственны кон­формное поведение, подчинение групповому давлению.

Потребность в общении у кабардинцев реализуется свободнее и конкретнее.

У балкарцев прослеживается более высокая потребность в до­стижениях, что можно связать с такими их психологическими ка­чествами, как упорство, отчетливое стремление к успеху, само­уверенность.

Представители дагестанских народовочень самобытны, впе­чатлительны, смелы, обладают хорошими организаторскими спо­собностями. По свидетельству социологов и социальных психоло­гов, они с лучшей стороны зарекомендовали себя в деятельности в экстремальных условиях. Трудовую деятельность они любят, им нравятся практические действия с техникой. Большинство из них слабо знают русский язык, в многонациональных коллективах держатся независимо. В их среде очень сильны родоплеменные связи.

На первых порах в трудовом коллективе для представителей дагестанских народов характерны замкнутость, скованность в об­щении с сослуживцами, настороженность в поведении. Находясь в составе многонационального коллектива, они уделяют очень мало внимания его общественно-политической жизни. В сфере межлич­ностных отношений не стремятся занимать лидирующее положение, характеризуются при соответствующих условиях общитель­ностью и веселым нравом.

У большинства дагестанцев высоко развито чувство нацио­нального достоинства и чести. В сельских районах сохранились любовь к холодному оружию, обычай кровной мести. У них от­носительно низкий по сравнению с представителями других на­родов Кавказа общеобразовательный уровень. Часто они очень религиозны.

Чеченцытрадиционно проживали в горных районах северного склона восточной части Большого Кавказского хребта, а с XIX в. также в долине реки Терек. В своем историческом развитии чечен­цы вместе с ингушами перешагнули феодальный этап развития общественной жизни и почти не знали рабства, поэтому клано­вые и родовые отношения, составляющие основу их общества, до сих пор находятся в полном расцвете.

У чеченского народа ярко выражено чувство родового кол­лективизма. Его представители всегда ощущают себя частью се­мьи, рода (тейпа). Причем внутриродовые связи здесь часто бо­лее тесны, чем у других этнических общностей. Чеченцы поддер­живают отношения с родственниками до пятого колена. При этом чувство принадлежности к тейпу преобладает над национальной принадлежностью. Члены рода связаны кровным родством по отцовской линии, пользуются одинаковыми личными правами. Свобода, равенство и братство в нем составляют главный смысл существования.

Малочисленные чеченские тейпы жили окруженные более силь­ными соседями. Отсутствие сложных форм государственности у че­ченцев сильно повлияло на сплоченность тейпов. Строго оберега­лись законность происхождения и права членов рода, поддержи­вать славу и могущество которого каждый его представитель считал своей личной обязанностью. От тейпа же, в свою очередь, зависела безопасность каждого индивида, потому что оскорбление или убий­ство любого члена рода не оставалось безнаказанным. В то же время каждый человек должен согласовывать свои поступки с интереса­ми рода, так как за его ошибку приходилось отвечать и его род­ственникам. Это положение породило такие пережитки патриар­хально-родовой морали, как недозволенность жаловаться в государственные органы, прибегать к их защите от обидчиков.

Роль тейпов в жизни современного чеченского общества нельзя преуменьшить и по следующим причинам: а) за каждым тейпом стоят вооруженные формирования, которые хорошо оснащены, организованны, дисциплинированны и в своих действиях подчи­няются лишь родовым авторитетам; б) столкновения тейпов во многом определяют причины противостояния различных струк­тур власти в Чечне.

У чеченцев множество стереотипов поведения во всех областях жизнедеятельности. Эти стереотипы базируются на строгом со­блюдении национальных традиций и обычаев. Для основной час­ти чеченцев приверженность традициям носит гипертрофирован­ный характер, что объясняется и их своеобразным воспитанием.

Ребенка-чеченца с самых ранних лет приучают к правилам гор­ского этикета, незнание которых строго карается. Обучение про­исходит не в форме нотации, что для ребенка неприемлемо, а с помощью наглядных примеров. Осуждение или одобрение поступ­ка, совершенного юношей, молодым человеком или мужчиной, происходит в присутствии ребенка, чтобы тот слышал и запоми­нал, за что могут публично наказать или, наоборот, похвалить. Ребенку как бы самому приходится оценивать различные ситуа­ции. Таким образом у него вырабатываются такт, поведенческое чутье, принятие этикета, а не бездумное его заучивание.

Существенной особенностью национальной психологии чечен­цев выступает осознание правомерности любых, даже самых жес­токих, действий в качестве возмездия за свое оскорбленное достоинство, жизнь и честь родственников (обычай кровной мести). Неотмщение за родственника позором ложилось на весь род. Обы­чай кровной мести был вызван объективной исторической реальностью жизни народа в условиях постоянных межтейповых и внеш­них войн. Неспособность отомстить за убийство или оскорбление родственника говорила о слабости рода и тем самым подвергала его опасности нападения. Личностным фактором выступали тут и впечатлительность, и эмоциональная горячность чеченцев. Сюда же надо прибавить и их гордость, не позволяющую человеку спо­койно жить, когда оскорблен родственник; ведь оскорбление од­ного члена тейпа было равносильно оскорблению всех его пред­ставителей.

Одной из древнейших черт национального характера чеченцев является патриотизм. Для них любовь к родному краю — чувство, которое должно быть присуще настоящему горцу. Часто патриоти­ческие чувства переходят в национализм, шовинизм. Радикальных националистов больше среди представителей горных (более бед­ных) тейпов, где сильнее национальные традиции. Принадлеж­ность же ко всей чеченской нации в целом осознается слабее, поскольку доминирует чувство ответственности за свой род. Пос­ле депортации 40-х гг. XX в. у чеченцев появляется более острая психологическая привязанность к мусульманскому миру.

Национальной особенностью чеченцев является гостеприим­ство. «Куда не заглянет гость — туда не заглянет добро». В этой пословице выражается отношение народа к этой традиции. Гостю всегда рады, и ничто не должно отпугнуть его от дома. Все, что есть лучшего в доме, — для гостя. Пока человек в гостях, он нахо­дится под защитой принявшей его семьи. Нанести оскорбление гостю равнозначно тому, чтобы оскорбить хозяина. Однако неко­торые преступники в Чечне таким образом скрываются от право­судия.

Среди чеченцев широко распространено куначество-побратим­ство. Побратимы верны дружбе, вместе делят радость и горе. Они готовы всегда прийти на помощь друг другу, чего бы это ни сто­ило. Это чувство сравнимо с традицией кровной мести и перехо­дит из поколения в поколение.

В многонациональных коллективах чеченцы держатся независи­мо. Как правило, они стараются группироваться по этническому признаку. На первых порах в общении для них характерны замкну­тость и настороженность. Но ос­воившись, чеченцы могут зани­мать в группе лидирующее по­ложение [45; 47; 123; 220].

Ингуши— родственный че­ченцам вайнахский народ, пред­ставителям которого свойствен­ны неспешность в действиях и поступках; проницательность и сообразительность; большие, чем у чеченцев, выдержанность и умение контролировать свое поведение, общение.

Нормы поведения ингуша-мужчины:

выдержанность и простота в дей­ствиях и поступках, отсутствие зазнай­ства, спокойствие;

мужество, но разумное, без драк и ссор, так как за смерть противника бу­дет отвечать весь род;

немногословие, стремление не про­говориться, неспешность, осторожность в высказываниях и оценках других людей;

должное поведение дома, сдержан­ность в оценке жены, детей, отстранение жены от мужских дел и обязанностей.

Ингуши предпочитают улаживать свои отношения с предста­вителями других этнических общностей на основе взаимопонима­ния и сотрудничества, уважения к обычаям и привычкам других народов [45; 47; 123; 220].

Осетины — представители одного из самобытных кавказских народов, для которого свойственны такие национально-психоло­гические особенности, как высокая национальная гордость и са­молюбие; честность и добросовестность в отношениях со своими близкими и единомышленниками, преданность начатому делу, стремление всегда достигать своей цели, чего бы это ни стоило.

В их среде сильны патронимические (кровнородственные) свя­зи и отношения, которые выражаются в строгом соблюдении сво­их обязанностей, долга перед близкими, своими единоверцами [45; 47; 123; 220].

Задания для самоконтроля

1. Опишите национально-психологические особенности представите­лей славянских народов.

2. Составьте социально-психологический портрет представителей фин-ноугорской группы народов.

3. Охарактеризуйте типичные качества народов тунгусоманьчжурской группы.

4. Дайте описание национальной психологии чеченцев.

Наши рекомендации