Тема 2. Основные этапы развития психологии
Проблема происхождения мира и человека в восточной философии. Мифы о душе. Элементы естественнонаучных знаний о человеческом организме и его функциях в восточной медицине. Психологические учения основных философских школ Древней Индии и Китая: буддизм, джайнизм, конфуцианство, даосизм, моизм.
Представления о психике в античности (Y-IY вв. до н.э.): атомистическая модель мира, принцип причинности Демокрита, идеалистическая школа Сократа-Платона. Учение Аристотеля о душе и ее функциях. Способности души, ее развитие.
Школа неоплатонизма в III в. (Плотин), “волюнтаризм” А. Августина в YI-Y вв.
Психологические идеи средневековой Европы: схоластика, томизм Фомы Аквинского, номинализм В. Оккама.
Вклад эпохи Возрождения в развитие принципов объяснения психики и поведения человека.
Формирование нового взгляда на природу и человека в XYIIв: эмпиризм, рационализм, механистические взгляды. Бэкон как основатель эмпирического направления в философии и психологии. Учение о сознании Р. Декарта: проблема соотношения души и тела, психофизический дуализм, механистическая концепция тела.
Предпосылки выделения психологии в самостоятельную науку.Становление естественно-научной парадигмы в психологии.
Развитие психофизики и психометрии: исследования Э. Вебера, Г. Гельмгольца, Г. Фехнера.Психологическая система В. Вундта: физиологическая психология, программа построения психологии как самостоятельной науки. Лейпцигская лаборатория экспериментальной психологии.
И.М. Сеченов и становление научной психологии в России.
Оформление психологии как самостоятельной экспериментальнойдисциплины. Общая характеристика кризиса в психологии. Возникновение новых психологических направлений.
Тема3. Научные школы в психологии
Психоанализ
Место психоанализа в психологии. Психоанализ З.Фрейда как учение о бессознательном. Психодинамическая теория личности: структура, развитие, защитные механизмы. Психоаналитическая терапия: интерпретация сопротивления и переноса.
Развитие психоаналитических идей. Индивидуальная психология А. Адлера. Роль социальных факторов в поведении человека.
Аналитическая психология К. Юнга: структура личности, психологические типы. Развитие личности: индивидуализация и самореализация. Отличия аналитической психологии К. Юнга от психоанализа З. Фрейда. Влияние идей З. Фрейда и К. Юнга на психологию и гуманитарные науки.
Теория К. Хорни. Женская психология.
Эго-психология Э. Эриксона. Кризисы и стадии психосоциального развития. «Гуманистический психоанализ» Э. Фромма. Теория развития характера, типы характеров, экзистенциальные потребности. Проблема сущности человека
Критика психоанализа. Современное состояние психоаналитических традиций.
Бихевиоризм.
Предмет бихевиоризма Д Уотсона его методы.
Операционизм Э. Толмена.Теория оперантного научения Б. Скиннера:респондентное и оперантное поведение, режимы подкрепления.
Социальная когнитивная теория А. Бандуры. Теория социального научения Д. Роттера. Бихевиоральная терапия.
Критика бихевиоризма. Вклад бихевиоризма в развитие психологии.
Гештальт-психология
Эксперименты школы гештальт-психологии: М. Вертхеймера, К. Коффки, В. Келера. Теория поля К. Левина.
Гештальт-терапия Ф Перлза.
Критика гештальт-психологии. Значение гештальтизма для психологии.
Гуманистическая психология
Мотивационные процессы, иерархия потребностей в персонологии А. Маслоу. Самоактуализация.
Феноменологическое направление К. Роджерса: «Я-концепция», терапия, центрированная на человеке.
ЛоготерапияВ.Франкла: обретение смысла жизни.
Р. Мэй: философия экзистенционализма. Портрет личности, личностные трудности и душевное здоровье.
Гуманистическая психология и психотерапия. Роль гуманистической психологии в развитии психологии.
Когнитивная психология
Д. Брунер, Д. Миллер и У. Найссер как основатели когнитивной психологии. Предмет изучения когнитивной психологии.Компьютерные программы как модель сознания человека.
Теория личностных конструктов Д. Келли.
Рациональная терапия эмоционального поведения А. Эллиса.
Критика когнитивной психологии. Роль когнитивных факторов в психологии и других науках.