Тема1.История психологии как история научно - психологических знаний
СОДЕРЖАНИЕ
1. Цели и задачи освоения дисциплины 4
2. Место дисциплины в структуре образовательной программы 4
3. Результаты освоения дисциплины 6
4. Структура и содержание дисциплины 8
5. Образовательные технологии 15
6. Учебно-методические материалы 15
6.1. Задания и методические указания по организации и проведению практических занятий 15
6.2. Задания и методические указания по выполнению контрольных работ 19
6.3. Задания и методические указания по организации самостоятельной работы студента 23
6.4. Вопросы для подготовки к зачёту 25
7. Учебно-методическое и информационное обеспечение 26
8. Материально-техническое обеспечение дисциплины 35
Приложения 37
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Дисциплина «История психологии» объединяет все области исследований и проблемы психологической науки, позволяет установить взаимосвязь между различными идеями, теориями и концепциями научных философских и психологических знаний.
История психологии – наука, изучающая исторические события, опыт прошлого, особенности жизни и личности творцов науки. В курсе рассматривается развитие основных идей и проблем психологии в их историческом аспекте, а также теории и направления современной психологии. Дисциплина актуальна и в связи с необходимостью пересмотра устоявшихся взглядов и оценок на некоторые психологических теории и подходы.
Цель курса– формирование знаний об истории и развитии психологии, ее роли и месте в системе современных научных знаний.
Основные задачи курса:
· изучение процесса формирования психологической науки;
· развитие понимания природы психического;
· изучение психологических теорий, подходов и направлений;
· знакомство с работами зарубежных и отечественных психологов и их биографиями;
· формирование общей и профессиональной культуры;
· развитие приемов и навыков работы с научной литературой;
· формирование системы оценочных суждений при изучении различных теорий и направлений в психологии;
· выработка умений использования теоретических представлений истории психологии в психолого-педагогической практике.
МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОПОП ВО
Данная учебная дисциплина входит в общепрофессиональный модуль базовой части учебного цикла по направлению подготовки «Психология».
Для усвоения дисциплины необходимы знания, умения и владения, полученные в результате освоения предыдущих курсов.
Из курса «Общая психология»:
Знать:
· особенности строения психики и закономерности ее развития в онто- и филогенезе;
· психологию личности, механизмы функционирования и развития личности в различных видах деятельности;
· психологические методы познания и самопознания, развития, коррекции и саморегуляции;
· особенности групповой психологии, межличностных отношений и общения.
Уметь:
· применять психологические методы и интерпретировать результаты в исследовательской и практической деятельности;
· определять детерминанты конкретных психологических явлений и процессов;
· разбираться в мотивах поведения, потребностях и значении поступков других людей;
· учитывать в своей профессиональной деятельности социально-психологические особенности взаимодействия и общения внутри учебного коллектива и управлять динамикой групповых процессов;
· давать психологическую характеристику личности;
· регулировать собственное поведение, эмоциональное состояние, процесс познания;
· использовать полученные знания в системе и комплексно по выявлению проблем развития человека;
· выбирать целесообразные и психологически оправданные средства для решения практических задач;
· анализировать собственную деятельность, межличностные отношения в педагогическом коллективе и личностные особенности с целью их совершенствования.
Владеть:
· методами исследований в области психологии;
· способностью к деловым коммуникациям в профессионально-педагогической деятельности;
· приемами самооценивания уровня развития своих профессиональных способностей;
· методиками саморегуляции протекания основных психологических функций в различных условиях деятельности;
· способами индивидуализации психологического воздействия на детей и подростков с учетом их особенностей.
Изучение курса «История психологии» создает основу для понимания теорий и направлений современной психологии, путей и тенденций ее развития.
Компетенции, полученные при изучении дисциплины, будут востребованы при прохождении педагогических практик, подготовке курсовых работ и выполнении выпускной квалификационной работы.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Дисциплина «История психологии» направлена на формирование следующих компетенций:
· ОК-2 – способностью анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции;
· ПК-6 – способностью к постановке профессиональных задач в области научно-исследовательской и практической деятельности;
· ПК-7– способностью к участию в проведении психологических исследований на основе применения общепрофессиональных знаний и умений в различных научных и научно-практических областях психологии.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен демонстрировать следующие результаты образования:
Знать:
З1 – этапы развития психологической науки;
З2– основные психологические категории, их содержание и развитие в истории психологии;
З3– содержание основных теорий и научных подходов зарубежной и отечественной психологии в их исторической перспективе;
З4– специфику научных психологических направлений и школ;
З5– взаимосвязь между различными идеями, теориями и концепциями философских и психологических знаний.
Уметь:
У1– актуализировать научные понятия и категории на практике;
У2– изложить сущность психологических теорий и концепций;
У3– определять и ставить задачи в научно-исследовательской деятельности и проводить информационно-поисковую работу;
У4– применять научные теории для описания психологических феноменов, их анализа и классификации.
У5– использовать полученные знания при выявлении проблем развития человека.
Владеть:
В1– базовыми психологическими понятиями и терминами;
В2– навыками формулировки цели исследования и составления его плана;
В3– навыками получения, анализа и обобщения научно-психологической информации;
В4– самостоятельной разработкой научной и научно-практической тематики психологии в виде письменного реферата, устного доклада, презентации.
Результаты освоения дисциплины
Таблица 1
Коды компетенции | Содержание компетенций | Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине |
ОК-2 | способность анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции; | Знать: З1,З2, З3,З4,З5 Уметь: У1,У2,У4, У5 Владеть: В1, В3, В4 |
ПК-6 | способность к постановке профессиональных задач в области научно-исследовательской и практической деятельности | Знать: З2, З3,З4,З5 Уметь: У1, У3, У4, У5 Владеть:В1, В2,В3, В4 |
ПК-7 | способность к участию в проведении психологических исследований на основе применения общепрофессиональных знаний и умений в различных научных и научно-практических областях психологии | Знать: З2, З3,З4,З5 Уметь: У3, У4 Владеть: В2,В3,В4 |
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
4.1. Объем дисциплины и виды контактной и самостоятельной работы
Общая трудоёмкость дисциплины составляет 3 зачетных единицы (108 ч.).
Распределение трудоемкости дисциплины по видам работ
Таблица 2
Набор 2016 года | Набор 2016 года | |
Вид работы | Форма обучения | |
очная | заочная | |
Семестр изучения | ||
Кол-во часов | Кол-во часов | |
Общая трудоемкость дисциплины по учебному плану | 108 | 108 |
Контактная работа, в том числе: | 50 | 8 |
Лекции | 18 | 4 |
Практические занятия | 32 | 4 |
Самостоятельная работа, в том числе: | 58 | 100 |
Изучение теоретического курса | 20 | 60 |
Самоподготовка к текущему контролю знаний | – | – |
Домашние задания | 30 | – |
Контрольная работа | - | 40 |
Подготовка к зачету | 8 | 8 |
4.2. Содержание и тематическое планирование
дисциплины «История психологии»
Тематический план дисциплины
Таблица 3
Наименование разделов и тем дисциплины | Семестр | Всего, час. | Вид контактной работы, час. | Самостоятельная работа, час. | Формы текущего контроля успеваемости Форма промежуточной аттестации (по семестрам) | ||||
Лекции | Практ. занятия | Лаб. работы | Др. формы контактной работы | Из них, в интерактивной форме | |||||
1.История психологии как история научно-психологических знаний | – | – | Выступление на семинаре; конспектирование первоисточников, составление схем и таблиц по научным психологическим школам; ответы на вопросы по лекционному материалу. Итоговый тест. | ||||||
2.Основные этапы развития психологии | – | – | |||||||
3.Научные школы в психологии | – | – | |||||||
4.Развитие отечественной психологии | – | – | |||||||
5.Современная прикладная психология | – | – | |||||||
Итого по дисциплине | – | – | Зачет |
Практические занятия
Таблица 4
№ раздела | Наименование практических работ | Кол-во ауд. часов |
Введение в «Историю психологии» | ||
Формирование нового взгляда на природу и человека | ||
Развитие психологии как самостоятельной науки | ||
Психоаналитическое движение | ||
Бихевиоризм и необихевиоризм | ||
Гештальт-психология | ||
Гуманистическая психология | ||
Когнитивное направление в психологии | ||
Психология в России | ||
Взаимодействие различных подходов и концепций в психологии |
4.3. Содержание разделов (тем) дисциплины
Психоанализ
Место психоанализа в психологии. Психоанализ З.Фрейда как учение о бессознательном. Психодинамическая теория личности: структура, развитие, защитные механизмы. Психоаналитическая терапия: интерпретация сопротивления и переноса.
Развитие психоаналитических идей. Индивидуальная психология А. Адлера. Роль социальных факторов в поведении человека.
Аналитическая психология К. Юнга: структура личности, психологические типы. Развитие личности: индивидуализация и самореализация. Отличия аналитической психологии К. Юнга от психоанализа З. Фрейда. Влияние идей З. Фрейда и К. Юнга на психологию и гуманитарные науки.
Теория К. Хорни. Женская психология.
Эго-психология Э. Эриксона. Кризисы и стадии психосоциального развития. «Гуманистический психоанализ» Э. Фромма. Теория развития характера, типы характеров, экзистенциальные потребности. Проблема сущности человека
Критика психоанализа. Современное состояние психоаналитических традиций.
Бихевиоризм.
Предмет бихевиоризма Д Уотсона его методы.
Операционизм Э. Толмена.Теория оперантного научения Б. Скиннера:респондентное и оперантное поведение, режимы подкрепления.
Социальная когнитивная теория А. Бандуры. Теория социального научения Д. Роттера. Бихевиоральная терапия.
Критика бихевиоризма. Вклад бихевиоризма в развитие психологии.
Гештальт-психология
Эксперименты школы гештальт-психологии: М. Вертхеймера, К. Коффки, В. Келера. Теория поля К. Левина.
Гештальт-терапия Ф Перлза.
Критика гештальт-психологии. Значение гештальтизма для психологии.
Гуманистическая психология
Мотивационные процессы, иерархия потребностей в персонологии А. Маслоу. Самоактуализация.
Феноменологическое направление К. Роджерса: «Я-концепция», терапия, центрированная на человеке.
ЛоготерапияВ.Франкла: обретение смысла жизни.
Р. Мэй: философия экзистенционализма. Портрет личности, личностные трудности и душевное здоровье.
Гуманистическая психология и психотерапия. Роль гуманистической психологии в развитии психологии.
Когнитивная психология
Д. Брунер, Д. Миллер и У. Найссер как основатели когнитивной психологии. Предмет изучения когнитивной психологии.Компьютерные программы как модель сознания человека.
Теория личностных конструктов Д. Келли.
Рациональная терапия эмоционального поведения А. Эллиса.
Критика когнитивной психологии. Роль когнитивных факторов в психологии и других науках.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
В соответствии с требованиями ФГОС ВО по направлению подготовки 37.03.01 Психология в преподавании дисциплины «История психологии» используются следующие формы учебных занятий:
1. Лекции, на которых рассматривается теоретический материал дисциплины.
2.Практические занятия, где заслушиваются доклады и сообщения, подготовленные студентами;обсуждаются проблемные вопросы дисциплины; конспекты первоисточников и научных статей; презентации в программе PowerPoint по темам дисциплины.
3. Занятия в форме круглых столов по темам «Научные школы в психологии» и «Современная прикладная психология».
Задания и методические указания по организации и проведению практических занятий
6.1.Темы практических занятий и их содержание
Задания и методические указания
Примерные темы контрольных работ
1. Основные этапы развития психологии как науки.
2. Учение Аристотеля о душе и ее функциях.
3. Проблема познания в работах Платона.
4. Понятия, структура и функции души в учениях древнегреческих и средневековых мыслителей.
5. Метод интроспекции в историческом освещении.
6. Исторические и научные предпосылки возникновения экспериментальной психологии.
7. Возникновение и развитие проблемы бессознательного в истории психологии. Основные направления исследований в школе бихевиоризма.
8. Гештальтпсихология и законы восприятия.
9. Теория личности З. Фрейда.
10. Защитные механизмы личности в психодинамической теории.
11. Понимание личности и ее развития в аналитической психологии К.Г. Юнга.
12. Психологическая типология К. Г. Юнга.
13. Анализ модели развития личности Э. Эриксона.
14. Основные идеи социокультурной теории К. Хорни.
15. Теория развития характера Э. Фромма.
16. Проблема сущности человека в работах Э. Фромма.
17. Развитие идеи самоактуализации в работах А. Маслоу.
18. Проблема развития человека в личностно-психологическом консультировании К. Роджерса.
19. Когнитивное направление в психологии.
20. Специфика становления психологии в России после 1917г. (психотехника, психология труда).
21. Деятельностный подход в отечественной психологии.
22. Культурно-историческая теория, учение о развитии высших психических функций Л.С. Выготского.
23. Научная школа Л. С. Выготского.
24. А. Н. Леонтьев и теория деятельности.
25. Теория А.Р. Лурии.
26. Возможности психики человека в трансперсональной психологии
(С.Гроф ).
27. Современные технологии нейро-лингвистического программирования в прикладных областях психологии (например, психологии бизнеса, психологии рекламы и др.).
28. Психодрама как одна из моделей групповой психотерапии.
29. Развитие практической психологии (биоэнергетический анализ, арт-технологии, процессуальная психология и др.).
30. Проблемы соотношения теории и практики в современной психологии.
Возможны свои варианты.
Задания и методические указания по организации
самостоятельной работы студента
Практические занятия по дисциплине проводятся в форме семинаров темы, которых указаны в п.п.6. 1.и круглых столов по темам «Научные школы в психологии» и «Современная прикладная психология». Студент должен сформулировать и объяснить основные идеи зарубежных или отечественных ученых, используя конспект работы автора. Все вопросы необходимо рассмотреть в различных аспектах: философском, антропологическом,психологическом, общегуманитарном.
Конспект (от лат. conspectus – обзор) является письменным текстом, в котором кратко и последовательно изложено содержание источника информации (статьи, монографии и т.п.). Конспектировать – значит приводить к некоему порядку сведения, почерпнутые из оригинала.
Составляя конспект необходимо учитывать общие правила.
1.Записать фамилию автора (авторов),название конспектируемого произведения (или его части)и его выходные данные: место выпуска издания,имя издательства (название издательства), год выпуска.
Пример :
Лобок А.М. Антропология мифа. – Екатеринбург: Андеграунд,1997.
2. Материал конспекта подразделять на основные смысловые части, выделять главные мысли, выводы. Наиболее существенные положения теории (учения) последовательно и кратко излагатьсвоими словами.
3. Выделить основные понятия (термины) учения или теории.
4. Обязательно приводить цитаты с указанием №стр. Конспект содержит, также, конкретные факты и примеры.
5. Составляя конспект, отдельные слова и целые предложения пишут сокращенно.
6.Чтобы форма конспекта была более наглядной, выделяйте пункты и подпункты, применяйте разнообразные способы выделения текста.
7. Собственные комментарии, вопросы располагайте на полях.
В зависимости от объема первоисточника, составляют конспект всей работы или нескольких глав. В течение учебного семестра студенты должны подготовить 8 конспектов первоисточников.
Первоисточники, рекомендованные для самостоятельного изучения и конспектирования.
Аристотель.,Трактат о душе.
Бердяев Н. А.,Самопознание.
Берн Э., Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры.
Бэндлер Р., Гриндер Д.,Из лягушек в принцы. Вводный курс НЛП тренинга.
Вундт В., Введение в психологию.
Выготский Л.С. Мышление и речь.
Выготский Л.С.История развития высших психических функций.
Гроф С. Путешествие в поисках себя.
Декарт, Рене, Разыскание истины
Джеймс Уильям, Психология.
Келли Дж. Теория личности.
Левин К. Теория поля в социальных науках.
Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики.
Лурия А.Р. Язык и сознание.
Маслоу А., Мотивация и личность.
Морено Я., Социометрия. Экспериментальный метод и наука об обществе.
Мэй Р. Любовь и воля.
Перлз Ф.Гештальт-семинары.
Перлз Ф., Эго, голод и агрессия.
Пиаже Ж. Психология интеллекта.
Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека.
Семинар с доктором медицины Милтоном Г. Эриксоном. Уроки гипноза.
Узнадзе Д.Н. Экспериментальная психология установки.
Хорни К. Женская психология.
Хорни К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ.
Франкл В. Человек в поисках смысла.
Фрейд З. Введение в психоанализ.
Фрейд З. Психология бессознательного.
Фрейд З. Толкование сновидений.
Фромм Э. Бегство от свободы.
Фромм Э. Искусство любви.
Эллис А. Психотренинг по методу Альберта Эллиса.
Эриксон Э. Детство и общество.
Юнг К.Г. Аналитическая психология
Юнг К.Г. Душа и миф. Шесть архетипов.
Ялом И. Лечение от любви и другие психотерапевтические новеллы.
Возможны свои варианты.
6.4. Вопросы для подготовки к зачету
1. Предмет истории психологии, ее задачи и методы.
2. Роль историко-психологического знания в психологии.
3. Представления о психике в античности.
4. Эмпиризм, рационализм, механицизм в изучении психических явлений.
5. Психология сознания. Ассоциативная психология.
6. Становление естественно-научной парадигмы в психологии.
7. Значение эволюционных идей для развития психологии.
8. Психологическая система В. Вундта.
9. Рефлекторная теория психического И.М. Сеченова.
10. Научные школы в психологии.
11. Предмет изучения бихевиоризма, его методы и значение для психологии.
12. Необихевиоризм: теории Б. Скиннера, А. Бандуры.
13. Исследование восприятия в гештальт-психологии.
14. Место психоанализа в психологии. Психодинамическая теория личности
З. Фрейда.
15. Защитные механизмы по теории З. Фрейда.
16. Психоанализ как метод лечения. Психоаналитическая терапия.
17. Основные принципы индивидуальной психологии А. Адлера.
18. Базальная тревожность и невротические потребности в теории К. Хорни.
19. Структура личности и ее развитие в теории К. Юнга.
20. Роль социальных и культурных факторов в формировании личности в теории Э. Фромма.
21. Принципы гуманистической психологии А. Маслоу.
22. Феноменологическое направление К. Роджерса.Специфика позиций психолога.
23. Когнитивное направление в психологии.
24. Экспериментальная психологии в России.
25. Общепсихологическая концепция С.Л. Рубинштейна.
26. Школа Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурии.
27. Современная отечественная психология.
28. Новые тенденции в развитии психологии.
29. Психологическое консультирование и психотерапия.
30. Прикладная психология. Статус психологии в современном обществе.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Основная литература
Батыршина А.Р.История психологии [Электронный ресурс]: учебное пособие для вузов [Гриф УМО] / А. Р. Батыршина. - 2-е изд., стер. - Электрон. текстовые дан. - Москва: Флинта, 2016. - 220 с.
Ждан А. Н., История психологии. От античности до наших дней. Учебник для вузов. - 9-изд. испр. и доп. /А. Н. Ждан – М.:Трикста, Академический проект, 2012. – 587с.
Ильин Г.Л. История психологии: учебник для академического бакалавриата/ Г. Л. Ильин. — М.: Изд-во Юрайт, 2014. — 389 с.
Руденко А. М. История психологии в схемах и таблицах. /А.М. Руденко. – Ростов н/Д.: Феникс, 2015,— 156с.
Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности./ Л.Хьелл, Д.Зиглер. – СПб.:Питер, 2013. – 607с.
Дополнительная литература
Ананьев Б. Г., Избранные психологические труды: В 2 т. – М.:Педагогика, 1980.
Антология мировой философии: В 4-х т. – М.:Мысль, 1969-1972.
Асмолов А. Г., Психология личности./А. Г. Асмолов. – М.:Смысл: Издательский центр «Академия», 2007. – 525с.
Ассаджиоли Р.Психосинтез: теория и практика. Отдушевного кризиса к высшему «Я»./Р. Ассаджиоли. – М.:RELF-book, 1994. – 319c.
Аткинсон Р.Л., Аткинсон Р.С., Смит Э. Е. и др., Введение в психологию. /Подобщ. ред. В. П. Зинченко, А. И. Назарова, Н. Ю. Спомиора. – СПб.:ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2007. – 816с.
Бердяев Н. А.,Самопознание. /Н. А. Бердяев. – М.:Изд-во «Книга», 1991. – 470с.
Берн Э., Введение в психиатрию и психоанализ для непосвященных./ Э. Берн. – СПб.:Попурри, 2006. – 528с.
Берн Э., Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры./ Э. Берн. – М.:Эксмо, 2007. – 73с.
Берн Э.,Трансактный анализ в группе./ Э. Берн. – М.:Лабиринт, 1994. – 176с.
Бехтерев В. М., Гипноз, внушение, телепатия./ В. М. Бехтерев. – М.:Мысль, 1994. – 364с.
Бехтерев В. М., Объективная психология. /В. М. Бехтерев. – М.:Наука. 1991. – 480с.
Блонский П. П. Избранные педагогические и психологические произведения: в 2-х т. – М.:Изд-во Мысль. 1979.
Брунер Дж., Психология познания./Дж. Брунер. – М.:Изд-во Прогресс, 1977. – 285с.
Бэндлер Р., Гриндер Д.,Из лягушек в принцы. Вводный курс НЛП тренинга./Р. Бэндлер, Д. Гриндер Д. – М.:Изд-во Флинта, 2000. – 166с.
Бэндлер Р., Гриндер Д., Структура магии. Главная книга по НЛП в мире. В 2-х т. /Бэндлер Р.,Гриндер Д. – М.:Изд-во Прайм-Еврознак,2007. – 384с.
Великие психологи. Серия «Исторические силуэты». – Ростов-на-Дону, Изд-во Феникс, 2000. – 574с.
Величковский Б. М. Когнитивная наука. Основы психологии познания. В 2-х т. /Б. М. Величковский – М.:Академия, 2006.
Вертгеймер М. Продуктивное мышление: пер. с англ. /Общ. ред. С. Ф. Горбова и В. П. Зинченко. – М.:Прогресс, 1987. – 336с.
Вундт В., Введение в психологию./В. Вундт. – М.:Изд-во Ком Книга, 2007 – 168с.
Вундт В., Проблемы психологии народов. /В. Вундт. – М.:Академический проект, 2011 – 144с.
Выготский Л. С., Собрание сочинений в 6 т. – М.:Педагогика, 1982 -1984.
Выготский Л. С., Лурия А.Р., Этюды по истории поведения. Обезьяна. Примитив. Ребенок. /Л. С. Выготский, А. Р. Лурия. – М.:Изд-во Педагогика - Пресс 1993. – 224с.
Гальперин П. Я. Введение в психологию: Учебное пособие для вузов. /П. Я. Гальперин. – М.:«Книжный дом «Университет», 1999. – 332с.
Гроф С. За пределами мозга./С. Гроф. – М.: Трансперсональный институт, 1993. – 497с.
Гроф С. Путешествие в поисках себя./С. Гроф. – М.:Ин-ттрансперсональной психологии, 2008. – 156с.
Дадун Р., Фрейд. /Р. Дадун. – М.:Изд-во АО «Х. Г. С.», 1994. – 512с.
Декарт, Рене, Разыскание истины./Рене Декарт. – СПб.:Азбука, 2000. – 284с.
Джеймс Уильям,Психология./ Уильям Джеймс. – М.:Академический проект, 2011. – 318с.
Дильтей В, Описательная психология./ В. Дильтей. – СПб.:«Алетейя», 1996. – 153с.
Дружинин В. Н., Варианты жизни. Очерки экзистенциальной психологии./ В. Н. Дружинин. – М.:«ПЕР СЭ» – СПб:«Иматон – М», 2000. – 58с.
Журавлев А., Юревич А.Методология, теория и история психологии./ А. Журавлев, А. Юревич.– М.:Институт психологии ( ИП) РАН, 2007. – 527с.
Запорожец А. В., Избранные психологические труды: в 2т. / А. В. Запорожец.– М.:Директ - Медиа, 2008.
Зейгарник Б. В. Теории личности в зарубежной психологии./ Б. В. Зейгарник. – М.:Изд-воМоск. Ун-та, 1982. – 129с.
История зарубежной психологии (30-е – 60-е годы ХХ века). Тексты. /Под ред. П. Я. Гальперина и А. Н. Ждан.– М.:Изд-во Моск. Ун-та, 1986. – 344с.
История психологии. (10-е – 30-е гг. Период открытого кризиса): Тексты.- 2-е. изд./ Отв. ред. П. Я. Гальперин и А. Н. Ждан.– М.:Изд-во Моск. Ун-та, 1992. – 364с.
История психологии ХХ век. Хрестоматия для вузов. /Под ред. П. Я. Гальперина и А. Н. Ждан. – М.:Академическийпроект, 2005. – 832с.
История психологии в лицах: персоналии./ Под ред Л. А. Карпенко. – М.:ПЕР СЭ, 2005. – 784с.
Каннабих Ю., История психиатрии./ Ю. Каннабих. – М.: ЦТР МГП ВОС, 1994. – 528с.
Келли Дж., Психология личности. Теория личностных конструктов./Дж. Келли. – СПб.:Речь, 2000. – 256с.
Кольцова В.А. Теоретико-методологические основы истории психологии./ В. А. Кольцова. – М.: Ин-т психологии РАН, 2004. – 416с.
Лазурский А. Ф. Очерк науки о характерах. /А. Ф. Лазурский.– М.:Наука, 1995. – 271с.
ЛебонГ.,Психология народов и масс. /Г. Лебон.– СПб.:Макет, 1995. – 124с.
Лейбин В.М. Фрейд, психоанализ и современная западная философия. /В. М. Лейбин – М.:Политиздат, 1990. – 397с.
Левин К. Теория поля в социальных науках. /К. Левин. – СПб.:Речь, Сенсор, 2000. – 368с.
Лихи Т. История современной психологии. /Т. Лихи. – СПб.:Питер, 2003.– 448с.
Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения в 2т. – М.:Педагогика, 1983.
Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. – 4-е. изд. /А. Н. Леонтьев. – М.:Изд-во МГУ, 1981. – 584с.
Ллойд Де Моз. Психоистория. /Де Моз Ллойд – Ростов-на-Дону, Феникс, 2000.
– 511с.
Лобок А.М. Антропология мифа. /А. М. Лобок. – Екатеринбург: Андеграунд,1997. – 688с.
Лоуэн А., Психология тела: биоэнергетический анализ тела. /Пер. с англ. С. Коледа – М.:Ин-т общегуманитарных исследований, 2000. – 256с.
Лурия А.Р. Язык и сознание. /Под ред Е. Д. Хомской. – Ростов н/Д.: Феникс, 1998. – 416с.
Лэндрет Г.Л. Игровая терапия: искусство отношений:(практическое руководство и философский трактат)./Г. Л. Лэндрет. – М.:Международная педагогическая акдемия, 1994. – 368.
Малашкина ММ. Популярная история психологии./ М. М. Малашкина. – М.:Вече, 2002. –240с.
Марцинковская Т. Д., Юревич А. В., История психологии: учебник для вузов. /Т. Д. Марцинковская, А. В. Юревич. – М.:Академический проект, 2011. –521с.
Марцинковская Г.Д., Ярошевский М.Г. 100 выдающихся психологов мира.
/Г. Д. Марцинковская, М. Г. Ярошевский. – М.:Институт практической психологии, Воронеж: Модэк, 1995. – 320с.
Маслоу А., Мотивация и личность. -3-е. изд. Пер. с англ. /А. Маслоу.– СПб. Питер. 2008. – 352с.
Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы./А. Маслоу. – М.:Альпина нон –фикшн, 2011 – 498с.
Менегетти А. Клиническая онтопсихология./ Пер. с итал.– М.:Славянская ассоциация онтопсихологии,1997. – 320с.
Мерлин В.С. Психология индивидуальности. Избр. псих. труды. / В. С. Мерлин.
– Ин-т практич. Психологии; Воронеж: НПО МОДЭК,1996. – 446с.
Современный психологический словарь. Под ред. Мещерякова Б.Г., ЗинченкоВ.П.– М.:АСТ, 2007. – 640с.
Морено Я., Социометрия. Экспериментальный метод и наука об обществе/ Я. Морено. – М.:Академический проект, 2004. – 320с.
Морозов А. В. История психологии. /А. В. Морозов.– М.: Академический проект,2007.– 288с.
Мэй Р. Любовь и воля./Р. Мэй. – М.:ИКЦ «Маркетинг», Ин-т общегуманитарных исследований, Винтаж, 2007. – 288с.
Мэй Р., Маслоу А., Оллпорт Г., Роджерс К. Экзистенциальная психология. – М.:Ин-т общегуманитарных исследований, 2005. – 160с.
Найссер У. Познание и реальность. Смысл и принципы когнитивной психологии. / У. Найссер. – М.:Прогресс, 1981. – 232с.
Нежурина-Кузничная Н.Ю. Популярная этнопсихология./Н. Ю. Нежурина-Кузничная. – Минск, Харвест, 2004. – 384с.
Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования./Р. Нельсон - Джоунс.
– СПб.:Питер, 2000. – 464с.
Пезешкиан Н. Позитивная семейная психотерапия./Н. Пезешкиан.– М.:Смысл, 1993. – 332с.
Перлз Ф.Гештальт-семинары. /Ф. Перлз. – М.:Ин-т общегуманитарных исследований, 1998. – 336с.
Перлз Ф., Эго, голод и агрессия. Пер. с англ. Н. Б. Кедрова и А. Н. Костриковой. / Под ред. Д. Н. Хломова.–М.:Смысл, 2000. – 358с.
Петровский А.В. Психология в России: ХХ век./ А. В. Петровский.– М.:Изд-во УРАО, 2000. – 312с.
Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История и теория психологии: В 2 т. – Ростов на-Дону, 1996. –
Петровский А.В. Психология и время. / А. В. Петровский. – СПб.:Питер, 2007.
– 448с.
Пиаже Ж. Психология интеллекта. /Ж. Пиаже. – СПБ.:Питер, 2003. – 192с.
Платонов Ю. П. Основы этнической психологии. /Ю. П. Платонов. – СПб.:Речь, 2003. – 452с.
Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека./К. Роджерс– М.: Прогресс, 1994. – 314с.
Роллс Дж, Классические случаи в психологии./Дж. Роллс. – СПб.:Питер, 2010. –256с.
Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии./С. Л. Рубинштейн.
– М.: Педагогика, 1973. – 424с.
Сартр Ж-П. Фрейд. /Ж. П. Сартр. – СПб: Азбука, 2000. – 68с.
Семинар с доктором медицины Милтоном Г. Эриксоном. Уроки гипноза. / Дж. К. Зейг, М. Эриксон.–М.:Класс, 2011. – 336с.
Сеченов И. М. Элементы мысли./И. М. Сеченов. – СПб.:Питер,2001. – 416с.
Степанов С.С. Психология в лицах./С. С. Степанов.– М.:ЭКСМО - ПРЕСС, 2001. – 384с.
Теплов Б.М. Избранные труды: в 2 т. – М.: Педагогика, 1985.
Тихомиров О. К. Психология мышления./ О. К. Тихомиров. – М.:Изд- во Моск. Ун-та, 1984. – 272с.
Узнадзе Д. Н.Общаяпсихология./ Пер. с груз.Е. Ш. Чомахидзе; Под ред. И. В. Имеладзе. – М.:Смысл, СПб.:Питер, 2004. – 413с.
Узнадзе Д. Н. Экспериментальные основы психология установки. – Тбилиси, Изд. АПН Груз. ССР1961. – 157с.
Фельденкрайз М.Осознавание через движение: двенадцать практических уроков./ М. Фельденкрайз. – М.:Ин-т общегуманитарных исследований, 2004. – 244с.
Франкл В. Основы логотерапии. Психотерапия и религия./В. Франкл. – СПб.:Речь, 2000. – 420с.
Франкл В. Человек в поисках смысла. /В. Франкл. – М.: Прогресс, 1990. – 368с.
Фрейд З. Введение в психоанализ: лекции./ З. Фрейд. – М.: Наука, 1989. – 456с.
Фрейд З. Психология бессознательного./З. Фрейд. – М.: Просвещение, 1990. – 448.
Фрейд З. Толкование сновидений../З. Фрейд. – Минск: Харвест,2004. – 480с.
Фрейджер Р., Фейдимен Д.Личность. Теории, упражнения,эксперименты.
/Р. Фрейджер, Д.Фейдимен. – М:Эксмо, 2005. – 992с.
Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. – М., 1994. –
Фромм Э. Здоровое общество. Догмат о Христе./Э. Фромм. – М.:АСТ, Транзиткнига, Митгард, 2005. – 576с.
Фромм Э. Душа человека./Э. Фромм. – М.:АСТ ЛТД, 1998. –.148с.
Функ Р. Эрих Фромм: страницы документальной биографии. /Р. Функ. – М.: Республика, 1992. – 121с.
Холл КэлвинС., ЛиндсейГарднер.Теории личности. – М.: Изд-во Института психотерапии. 2008. – 672с.
Хорни К. Женская психология./К. Хорни. – СПб.: Вост.-Европ. ин-т психоанализа. 1993. – 224с.
Хорни К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ./ К. Хорни.– М.: Прогресс - Универс. 1993. – 343с.
Шульц Д.П., Шульц С.Э. История современной психологии. /Пер. С англ., под ред. А. Д. Наследова. – СПб.:Евразия, 2002. – 532с.
Юнг К. Г. Аналитическая психология./К. Г. Юнг. – М.: Просвещение,1996. – 206с.
Юнг К. Г. Воспоминания, сновидения, размышления./ К. Г. Юнг. – Киев: Ваклер, 1994. – 405с.
Юнг К. Г. Психологические типы./К.Г. Юнг. – М.:Изд-во Б.С.К.1996. – 216с.
Якунин В. А. История психологии. /В.А. Якунин. – М.: Эксмо, 1996. – 376с.
Ялом И. Лечение от любви и другие психотерапевтические новеллы./ И. Ялом. – М., 1997. –
Ялом И.Психотерапевтические истории./ И. Ялом. – М.:Эксмо, 2006. – 384с.
Ярошевский М. Г. История психологии от античности до середины ХХ века./ М.Г. Ярошевский. – М.: Мысль, 1996. – 416с.
Ярошевский М. Г. Психология в ХХ столетии./ М.Г. Ярошевский. – М: Изд-во политической литературы, 1974. – 327с.
Периодические издания (журналы):
Вопросы психологии.
Иностранная психология.
Журнал практического психолога.
Журнал практической психологии и психоанализа.
Клиническая и специальная психология.
Клиническая психология и психотерапия.
Методология и история психологии.
Мир психологии и психология в мире.
Прикладная психология.
Прикладная психология и психоанализ.
Психологическая наука и образование.
Психологический журнал.
Психологическое обозрение.
Образование и наука.
Российский психологический журнал.
Сибирский психологический журнал.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Для проведения занятий по дисциплине «История психологии», предусмотренной учебным планом подготовки бакалавров, имеется необходимая материально-техническая база:
§ учебные аудитории, оснащенные мультимедийными проекторами, интерактивными досками для демонстрации учебного материала;
§ специализированные компьютерные классы с подключенным к ним периферийным устройством и оборудованием;
§ переносные мультимедийные средства;
§ учебные и учебно-методические средства дистанционного обучения;
§ библиотека института с техническими возможностями перевода основных библиотечных фондов в эл