Анализ и обработка результатов
Учитывается общее время работы. Заслуживает внимания как слишком быстрое (до 1,5-2 минут), так и слишком медленное (более 15 минут) выполнение заданий. В первом случае правомерен вопрос о непринятии инструкции. В такой ситуации методику, по мере необходимости, можно повторить, но не ранее чем через 1,5-2 месяца. В случае затруднений и излишне медленной работы испытуемому можно помочь наводящими вопросами. При этом не следует проводить какие бы то ни было аналогии с его жизненной ситуацией, тем более преждевременно проводить вербальный анализ методики. Если испытуемый не просит первый лист - каракулю, то он будет рисовать персонажи по памяти. Здесь нужно фиксировать, что именно он вспоминает и в какой последовательности рисует. Если же испытуемый попросит первичный материал, тогда психолог протоколирует свои наблюдения за тем, как человек рассматривает каракули и что он видит на них уже в третий раз. Дополнительные инструкции к разглядыванию перепутанных линий не даются.
На этом этапе необходимо учесть следующее.
1. Как заполняется пространство листа:
а) фигуры расположены в ряд — горизонтальный,
вертикальный, внизу вверху, справа, слева, посе
редине;
б) фигуры по краю листа - по какому;
в) наличие центральной фигуры - какой именно;
г) порядок рисования, а следовательно, припоми
нания, узнавания или нового выделения образов
на каракулях.
2. Расстановка связей:
а) наличие связей - между какими предметами;
б) характер связей - цвет (красный, синий);
в) взаимность связей и их характер;
г) какие фигуры остались вообще не связанными
с другими;
д) какие фигуры имеют только однонаправленные
связи, указать их цвет и направление;
е) совпадает ли центральное положение фигуры
(если таковая имеется) с наибольшим количест
вом связей.
Этот пункт удобно протоколировать в форме таб-
лицы:
Односторонние позитивные | Взаимные позитивные | Односторонние негативные | Взаимные негативные |
Трубка с дымом -Мужской профиль | Ангел -Могила | Паутина -Ангел | Ребенок - Могила |
3. Характер рисования фигур:
а) сила нажима при рисовании;
б) степень прорисованное™ отдельных элементов
фигуры (тщательность рисования);
в) наличие штриховок;
г) размер фигур по отношению к размеру листа
и друг к другу.
Интерпретация
Прежде всего нужно отметить, какие фигуры изобразил клиент и в какой последовательности. Это может соответствовать списку № 1 или № 2, но чаще испытуе-
мый выбирает другую последовательность, иногда «забывает» предметы или добавляет новые, особенно если перед ним лежит лист с каракулями. Таким образом можно составить список № 3 и проанализировать его так, как предложено на первом этапе.
Наличие и характер связей на рисунке проецирует отношения между участниками конфликта или проблемной ситуации, равно как и расположение фигур на листе. Если есть центральная фигура, это может быть свидетельством того, что человек выделяет либо главного участника - субъекта конфликта, приписывая ему ведущую роль, либо обозначает основную причину своего состояния. При запущенных ситуациях, застарелых конфликтах, центральная фигура может отражать состояние человека. Например, встречаются случаи, когда испытуемый изображает в центре пространства молнию, большую заштрихованную змею, смерч, развалины, смерть, комок перепутанных нитей (проволоки) и т. д. Это, конечно, не участники конфликта, а образное, символическое отражение состояния клиента.
Фигуры, расположенные в ряд, могут свидетельствовать либо о формальном отношении клиента к диагностике (горизонтальный ряд), либо о желании разместить персонажи по рангу (вертикальный ряд), то есть ввести некую иерархию. Заполнение пространства листа оценивается так же, как и в других рисуночных методиках. Наиболее подробные пояснения к этому даются в книге В. Т. Лободина «Путь к единству. Самоанализ и познание внутреннего мира». Он предлагает следующую схему интерпретации пространства листа.
Центр - это «Я» человека, сознательная жизнь, что обозначается концентрическими кругами.
А, Б - зона духа, интеллекта, развития, связей с окружающими.
Секторы В и Г проецируют связь с другими людьми, альтруизм.
Д и Е - бессознательное, материальное, инстинктивное, сексуальное, коллективное.
Зоны И, К обозначают связь с самим собой, с прошлым, а также эгоизм.
Кроме представленных секторов, В. Т. Лободин предлагает рассматривать и границы между секторами, что в его интерпретации отражает некоторые поведенческие характеристики человека в значимых, нестандартных ситуациях. Так, например, расположение рисунков между
зонами Б и В будет означать протест и нападение, между Г и Д - упорство и преданность, граница Е-И - захват, К-А - осторожность и сдержанность.
Расположение рисунков в левой части означает привязанность к прошлому, к матери, в правой - потребность опереться на чей-либо авторитет. Левая позиция со смещением к центру - желание обрести покровителя и, одновременно, быть от него независимым. Правое расположение с центральной тенденцией - поиск согласия с внешним миром. Если рисунки в центре со смещением вправо, человек хочет найти согласие между собственными желаниями и стремлениями и потребностями и интересами других людей. Строго центральное расположение проецирует осознанную необходимость в систематизации своего жизненного опыта. В случае рисования только в верхней четверти листа у испытуемого предполагается субдепрессивное состояние, которое он пытается прервать активными действиями. Скорее всего, такой человек неустойчив в жизни, ищет способы саморегуляции. В зависимости от содержания рисунков иногда молено увидеть амбиции, желание навязывать себя и свои проблемы другим. Расположение рисунков в нижней половине говорит о чувстве покинутости, депрессии и самобичевании.
Далее рассматриваются связи - отношения между предметами. Если имеется центральная фигура и она же получает наибольшее количество связей, то это можно считать признаком того, что человек не только приписывает ей причины конфликта, но и соотносит с ней возможности выхода из него. Даже если большинство связей синие, то есть негативные, материал для психологической работы обозначен. Необходимо выяснить (можно на последующем этапе), с кем или с чем ассоциирует человек эту фигуру. Это может быть реальный человек, образное
выражение своего состояния или ведущая проблема, например, алкоголизация, наркомания, депрессия, безнадежность, запутанность и т. д.
При планировании дальнейшей работы с клиентом необходимо учитывать, с какими предметами и как связывает человек центральную фигуру. Детализируется это на третьем этапе и в последующих обсуждениях, беседах с клиентом. Конечно, опираться нужно на позитивные связи. Если испытуемый их не обозначил, нужно иметь в виду, что они могут возникнуть как новые или преобразоваться из негативных. Центральная фигура по положению на листе может не совпадать с той, у которой наибольшее количество связей. Чаще всего это наблюдается в случаях ассоциирования фигур со своим состоянием или проблемой. Это тоже следует учесть в своей работе с клиентом, выбирая ту фигуру, у которой больше позитивных связей, исходящих от нее. Это справедливо и в тех случаях, когда такую фигуру человек ассоциирует с собой.