Выявление уровня агрессии у младших школьников
Опытно-экспериментальная работа по исследованию феномена агрессии в младшем школьном возрасте проводилась на базе МБУ «Школа№…» во 2 «В» (экспериментальная группа) и 2 «Г» (контрольная группа) учащихся. Оба класса обуча.тся по традиционной программе, количество учащихся одинаково – 20 чел.
Исследование проводилось в три этапа:
- Констатирующий;
- Формирующий;
- Контрольный.
На констатирующем этапе проводилось исследование уровня агрессии у младших школьников. С целью выявления детей, склонных к проявлению агрессии, использовались методики М,А, Панфиловой «Кактус» и проективная методика «Три дерева». Автором методики является немецкий психотерапевт Эдда Клессман.
Первым направлением диагностики было выявление следующих критериев: состояния эмоциональной сферы ребенка, наличия агрессии, ее направленности и интенсивности. С этой целью использовалось тестирование по методике «Кактус». Методика представляет собой графический тест, где ребёнку предлагается нарисовать кактус, затем рисунок интерпретируется по следующим показателям:
Агрессия - наличие иголок, особенно их большое количество. Сильно торчащие, длинные, близко расположенные друг к другу иголки отражают высокую степень агрессивности.
Импульсивность - отрывистые линии, сильный нажим.
Эгоцентризм, стремление к лидерству - крупный рисунок, в центре листа.
Зависимость, неуверенность - маленькие рисунок внизу листа.
Демонстративность, открытость - наличие выступающих отростков, необычность форм.
Скрытность, осторожность - расположение зигзагов по контуру или внутри кактуса.
Оптимизм - использование ярких цветов, изображение «радостных» кактусов.
Тревога - использование темных цветов, преобладание внутренней штриховки, прерывистые линии.
Женственность - наличие украшения, цветов, мягких линий, форм.
Экстровертированность - наличие других кактусов, цветов.
Интровертированность - изображен только один кактус.
Стремление к домашней защите, чувство семейной общности - наличие цветочного горшка, изображение домашнего кактуса.
Стремление к одиночеству - изображен дикорастущий кактус, пустынный кактус.
Таким образом, были выделены три уровня проявления агрессии у детей:
Высокий уровень: ребёнку присущи импульсивность, эгоцентризм, агрессия, демонстративность.
Средний уровень: тревога, стремление к одиночеству, зависимость, скрытность.
Низкий уровень: оптимизм, женственность.
На констатирующем этапе, в контрольной группе (Приложение 2) низкий уровень диагностирован лишь у 2 (8%) учащихся, средний у 14 (56%) и у 9 (36%) – высокий. В экспериментальной группе низкий уровень у 1 (4%), средний 13 (52%) и высокий у 11 (44%) учащихся (Приложение 1).
Если сравнить показатели обеих групп по данному критерию, можно увидеть, что они разнятся незначительно (Рис.1).
Рис. 1. Уровень проявления агрессии у младших школьников
Вторым направлением была диагностика семейных отношений. Как показало теоретическое исследование, на формирование агрессивности у ребёнка большое влияние оказывает стиль взаимоотношений в родительской семье. Среди многочисленных проективных тестов, позволяющих выявить особенности внутрисемейных отношений, хорошо зарекомендовала себя методика "три дерева". В рисуночной форме она была предложена швейцарским психотерапевтом R.J. Corboz [8; 9; 10]. Немецкий психотерапевт Эдда Клессманн [16, с. 48] разработала тест "три дерева" в контексте Кататимно-имагинативной психотерапии (символдрамы). В последние годы нами ведется работа по адаптации и развитию в России методики "три дерева" в диагностической и психокоррекционной работе с детьми и подростками [5].
Инструкция к данной проективной методике предполагает графический тест, сопровождающийся беседой и наблюдением за эмоциональными реакциями ребёнка. В инерпретации рисунка учитываются цвет, расположение предметов, форма, сам процесс прорисовки. Расположение деревьев можно интерпретировать таким образом: на первое место ставится растение, символизирующее члена семьи, на плечах которого находится вся ответственность. В центре, как правило, изображается самый важный персонаж. Рассматривая нарисованные растения, организатор может отметить кривизну ствола, изогнутость ветвей, наличие дупла и другие нюансы — всё это свидетельствует о травмах, болезнях, неблагополучии. Деревья с плодами чаще всего ассоциируются детьми с людьми-альтруистами, с теми, для кого «служить добру» является непустым звуком.
Согласно данным интерпретации теста, можно выделить три уровня агрессии в семье:
Высокий уровень – неблагополучие семьи, неполная семья, взаимоотношения в семье тяжёлые, к одному или обеими родителями ребёнок чувствует отчуждение, страх.
Средний уровень – взаимоотношения в семье нестабильные, есть проблемы в общении с одним или обеими родителями.
Низкий уровень – взаимоотношения с родителями тёплые, доверительные.
В контрольной группе учащихся (Приложение 3) низкий уровень был диагностирован у 1 (4%) учащегося, средний у 10 (40%) и высокий у 14 (56%) учащихся. В экспериментальной группе низкий уровень не был выявлен, средний у 15 (60%) и высокий у 10 (40%) учащихся (Приложение 4).
Сравнительный анализ показателей по выбранному критерию показывает, что у большинства учащихся средний уровень проявления агрессии в семье (Рис.2).
Рис. 2. Уровень агрессии в семье младших школьников.
Третье направление Анкета для родителей «Критерии агрессивности у ребенка», (разработана Лаврентьевой Г.П., Титаренко Т.М.). Методика позволяет оценить уровень выраженности агрессивности у детей, на основании оценок родителей младших школьников. Анкета включает в себя 20 вопросов относительно выраженности отдельных показателей агрессивности у младших школьников.
Таким образом, и в контрольной и в экспериментальной группе учащихся на констатирущем этапе у детей наблюдается склонность к проявлению агрессии, кроме того показатели диагностики семейных отношений говорят о высокой степени конфликтности в семьях учащихся, что так же неблагоприятно складывается на их поведении.
Тем не менее, уровень агрессии у младших школьников средний. Агрессивных детей не так много, но к проявлению агрессии склонны многие из тестируемых. Для профилактики и коррекции агрессии у младших школьников на формирующем этапе эксперимента были апробированы психолого-педагогические условия, которые описаны в следующем параграфе.