Методы исследования поведения школьников «группы риска»
Набор диагностического инструментария по проблемам поведения достаточно разнообразен. Для диагностических целей могут быть использованы и общие методики, и специальные тесты, и их сочетания в виде батареи тестов, общенаучные методы (анализ, сравнение, синтез и т.д.), психологический эксперимент, методы тестирования, экспертных оценок, моделирование (в том числе математическое).
Для решения задач диагностики применяются следующие методы:
- лабораторный и естественный эксперимент
- наблюдение
- исследование продуктов деятельности
- анкетирование и тестирование
- биографический метод
- сравнительно-генетический метод и др.
Наиболее существенными, диагностически значимыми признаками считаются те, что позволяют определить степень социальной запущенности дезадаптивных школьников , а также так называемые сигналы-признаки, на основе которых у педагогов формируется оценочный стереотип по типу «трудный ребенок», мешающий адекватно оценивать личность дезадаптивных учащихся и прежде всего их позитивный потенциал, с опорой на который можно строить программу перевоспитания и социальной реабилитации. Стереотип «трудный ребенок» отрицательно проявляет себя в социальном восприятии педагога, способствует стиранию различий и граней между педагогически запущенными учащимися. Именно наличие общих негативных качеств мешает рассмотреть то полезное, что есть в поведении и личности педагогически запущенного школьника (прежде всего - трудолюбие, овладение рабочими профессиями), и с опорой на полезные качества успешно осуществлять воспитательную работу с этой категорией учащихся. Таким образом, проведение социально-педагогического обследования дезадаптивного школьника и последующая интерпретация его результатов позволяют определить уровень социального развития, степень социальной запущенности и в соответствии с этим более грамотно, дифференцированно подойти к социально-реабилитационной работе по его сопровождению. Вместе с тем следует отметить, что социально-педагогическое наблюдение дает лишь общие представления об уровне социального развития и для более глубокой характеристики личности дезадаптивных школьников требуются специальные социально-психологические методы, которые целесообразно применять и использовать психологам. При исследованиях поведения школьников «группы риска» рассматриваются проявления агрессии, которые обычно разделяют на два основныхтипа: мотивационная агрессия, или агрессия как самоценность и инструментальная агрессия, как средство. При этом подразумевают, что оба вида агрессии могут проявляться как под контролем сознания, так и вне его и сопряжены с эмоциональными переживаниями - гневом, враждебностью. При диагностике поведения школьников «группы риска» применяются методики выявления предрасположенности к употреблению различных психоактивных веществ, для выявления уровня химической зависимости. Если отмечается существование более чем 10 признаков и их суммарная оценка превышает среднее значение, то, в данном случае можно с большой вероятностью предполагать химическую зависимость. Также используются опросники для выявления уровеня субъективногоощущения человеком своего одиночества. Выявляемое состояние одиночества может быть связано с тревожностью, социальной изоляцией, депрессией, скукой. Необходимо различать одиночество как состояние вынужденной изоляции и как стремление к одиночеству, потребность в нем. При диагностике поведения школьников используются методики опеределения уровня депрессии школьника. Известно,что кризисные периоды жизни,такие например,как юность, характеризуются повышением тревожных и депрессивных состояний. В диагностике школьника используется так называемая карта суицида, она может заполняться психологом,социальнымпедагогом, воспитателем. Карта поможет определить степень выраженности перечисленных факторов у школьников и тем самым выявить риск суицидального поведения.
Для решения задач коррекции используются методы:
Стимулирование позитивной мотивации - желание менять себя, свое поведение, строится на приеме оценки негативных последствий девиантного поведения (ребенка просят как можно подробнее рассказать, с конкретными примерами, как он реально пострадал от своего поведения, какой вред нанес своим близким и окружающим людям). Эффективным методом стимулирования позитивных изменений выступает групповая работа в значимой группе для школьника. Также используется методика проектирования будущего, которая предполагает подробное описание своего будущего при сохранении девиантного поведения и без него.
Методы коррекции эмоционального состояния - арттерапия, игровая терапия. Отреагирование эмоций в социально-примлемой форме.
Когнитивное переконструирование - изменение эмоционального восприятия и поведенческих реакций через изменение содержания установок, а также коррекция восприятия, интерпретации: идентификация и коррекция дисфункциональных мыслей «я плохой», «меня нельзя любить».
Методы прекращения нежелательного поведения (санкции) -договоренность сторон и действиях в случае нарушения свода правил, то есть стимулирование личной ответсвенности за свое поведение.
Тайм-аут - физическое удаление школьника из среды, где негативное поведение может получить подкрепление. Ребенок заранее должен быть информирован о правилах и последствиях плохого поведения. Перед наказанием следует однократное предупреждение.
Методы формирования позитивного поведения включает наиболее распространенный метод - это подкрепление: положительно-подкрепляющие и отрицательно-подкрепляющие, например, жетонный метод.
Подкрепление должно быть индивидуально значимым, применяться сразу после желательного или нежелательного поведения, связь между поведением и подкреплением должна быть четкой.
Методы профилактики:
Методы саморегуляции - это обучение методам нервно-мышечной релаксации и стратегии самоконтроля: самонаблюдении за поведением и самоподкрепление.
Рекомендации родителям - режим труда и отдыха, занятия спортом детьми, избегание физического наказания, использование похвалы и поощрения, оценка поведения, а не личности[7].