Схема обследования ребенка школьным психологом для обследования на консилиум
Прежде чем приступить к обследованию психолог должен:
1. Ознакомиться с имеющимися в Карте развития представлениями специалистов (педагога, логопеда, медика) на ребенка.
2. Обратить внимание на особенности поведения ребенка во время урока, во внеурочное время, со сверстниками, педагогами, родителями.
3. Учитывать поведение ребенка в процессе обследования: контактность; ориентированность на совместную работу; элементы критичности к результатам; заинтересованность в правильном выполнении заданий. Элементы негативного отношения, безразличие к выполнению задания, отказ от выполнения заданий.
4. Характер деятельности: целенаправленная деятельность, сосредоточение на конкретном задании
5. Темп деятельности; работоспособность (отметить колебания работоспособности, скорость выполнения заданий, утомляемость). Импульсивность, изменение эмоционального фона (проявление плаксивости, неадекватного смеха, негативизма – отказ от выполнения работы).
6. Сформированность социально-бытовой ориентировки: знания об окружаемом мире, о родственниках. Знание своего возраста, имени, адреса места проживания.
7. Особенности внимания: объем, концентрация, переключение и распределение.
8. Особенности мнемической деятельности. Выявляются объем слухоречевой памяти, зрительной памяти, скорость запоминания, полнота отсроченного воспроизведения материала. Выявить возможности опосредованного запоминания.
9. Сформированность пространственно – временного ориентирования. Определение взаиморасположения предметов в пространстве. Правильное употребление предлогов «в», «на», «над», «под», «за», «перед», «между». Умение определить время, месяц, год, время года.
10. Интеллектуальное развитие: определение уровня сформированности наглядно-действенного и наглядно – образного, логического мышления. Понимание рассказов со «скрытым» смыслом, умение обобщать, исключать и т.д. Уточняется понимание пословиц и поговорок.
11. Исследование эмоционально-волевых и личностных особенностей ребенка. Отмечается характер отношений со сверстниками (конфликтность, ведомость, лидерские задатки). Наличие страхов, опасений, эгоистические или альтруистические тенденции, стремление быть опекаемым или опекать.
Степень сформированности самооценки и уровня притязаний. Адекватная оценка результатов своей работы, критичность.
В обобщении результатов обследования
1. Подробное, развернутое представление на ребенка.
2. Сопоставление уровня развития ребенка с возрастными нормами.
В рекомендациях
1. Определение основных направлений коррекционно-развивающей работы.
2. Краткое описание возможной работы по коррекции несформированности волевых и познавательных функций для учителей.
3. Рекомендации родителям с предложением возможных форм работы с ребенком.
КОМПЛЕКС МЕТОДИК ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ УРАВНЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ДЛЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ НА ПМПк
Корректурная проба
( Тест Бурдона )
Цель: Исследование степени концентрации и устойчивости внимания.
Обследование проводится с помощью специальных бланков с рядами расположенных в случайном порядке букв (цифр, фигур, может быть использован газетный текст вместо бланков). Испытуемый просматривает текст или бланк ряд за рядом и вычеркивает определенные указанные в инструкции буквы или знаки.
Инструкция: «На бланке с буквами, просматривая ряд за рядом, все буквы «Е». Через каждые 60 сек по моей команде «Черта» ставьте вертикальную черту, отмечая просмотренные вами знаки » (продемонстрировать пример выполнения работы).
Возможны другие варианты проведения методики: вычеркивать буквосочетания (например, «НО») или вычеркивать одну букву, а другую подчеркивать. Результаты пробы оцениваются по количеству пропущенных не зачеркнутых знаков, по времени выполнения или по количеству просмотренных знаков. Важным показателем является характеристика качества и темпа выполнения (выражается числом проработанных строк и количеством допущенных ошибок за каждый 60 –секундный интервал работы).
Концентрация внимания оценивается по формуле:
С х С
К = п ,
где С – число строк таблицы, просмотренных испытуемым, п - количество ошибок (пропусков или ошибочно зачеркнутых знаков).
Устойчивость внимания оценивается по изменению скорости просмотра на протяжении всего задания. Результаты подсчитываются для каждых 60 секунд по формуле:
А = S / t
A - темп выполнения,
S - количество букв в просмотренной части корректурной таблицы
t - время выполнения.
По результатам выполнения методики за каждый интервал может быть построена «кривая истощаемости», отражающая устойчивость внимания и работоспособность в динамике.
Показатель переключаемости вычисляется по формуле:
С = So 100 ,
S
где So – количество ошибочно проработанных строк,
S - общее количество строк в проработанной испытуемым части таблицы.
При оценке переключаемости внимания испытуемый получает инструкцию зачеркивать разные буквы в четных и нечетных строках корректурной таблицы.
Объем внимания определяется количеством просмотренных букв.
Норма объема внимания для детей 6-7 лет – 400 знаков и выше, 8-10 лет – 600 знаков и выше.