Исследование взаимосвязи компонентов социально-психологического климата и социометрического статуса испытуемых
Таблица корреляционных связей, полученных с применением коэффициента ранговой корреляции Спирмена приведена в приложении 4.
В результате были получены следующие выводы:
У испытуемых выявлена слабая прямая взаимосвязь между эмоциональным и поведенческим компонентами социально-психологического климата (0, 137). Из этого следует, что чем выше показатель эмоционального компонента, тем больше будет показатель поведенческого компонента и наоборот.
Также у испытуемых выявлена слабая прямая взаимосвязь между когнитивным и поведенческим компонентами социально-психологического климата (0, 60). Из этого следует, что чем выше показатель когнитивного компонента, тем больше будет показатель поведенческого компонента и наоборот.
Кроме того у испытуемых была выявлена слабая обратная взаимосвязь между когнитивным и эмоциональным компонентами социально-психологического климата (-0, 44). Из этого следует, что с увеличением показателя когнитивного компонента показатель поведенческого компонента уменьшается и наоборот.
Далее в исследовании выявлена прямая взаимосвязь высокой силы между положением испытуемого и его социологическим статусом в коллективе (0,940); прямая взаимосвязь умеренной силы между положением испытуемого в его благополучием в коллективе. (0,506). Из этого следует, что испытуемые с благоприятными социологическими статусами наиболее комфортно ощущают себя в данном коллективе и наоборот.
Выявлена также прямая взаимосвязь умеренной силы между положением испытуемого и эмоциональным (0,394), когнитивным (0,361) и поведенческим (0,570) компонентами социально – психологического климата. Это означает, что благоприятное положение испытуемого в данном коллективе достигается за счет высокого уровня развития эмоционального, когнитивного и поведенческого компонентов социально – психологического климата и наоборот.
Кроме того была выявлена прямая взаимосвязь умеренной силы между социологическим статусом испытуемого в военном коллективе и эмоциональным (0,438), когнитивным (0,397) и поведенческим (0,583) компонентами социально – психологического климата. Это означает, что благоприятный социологический статус в межличностных отношениях в коллективе связан с высоким уровнем развития эмоционального, когнитивного и поведенческого компонентов социально – психологического климата и наоборот.
2.3. Разработка практических рекомендаций
1. В связи с вышеизложенным, следует отметить, что исследуемый коллектив нуждается в коррекционных мероприятиях. При этом можно рекомендовать провести для улучшения показателей характера взаимоотношений, повышения психологического климата, следующие коррекционные мероприятия.
2. Среди военнослужащих следует проводить психотренинг, т.е. тренинг умений, чтобы военнослужащие лучше осознали себя и правильнее оценили свое поведение среди людей.
Тренинг умений улучшается межличностных отношения, помогает выработки и закреплению коммуникативных умений и навыков, открытости, искренности и доверия людям; снимает психологические барьеры в сфере общения. Также можно порекомендовать провести тренинг группы встреч. На данном тренинге порождается и поддерживается атмосфера межличностного доверия, свободы выражения мыслей и чувств, безусловно, добрые отношения к каждому человеку независимо от его индивидуальных особенностей, персональной безопасности каждого. Его участники психологически раскрываются друг перед другом, выясняют отношения, преодолевает трудности в установлении межличностных контактов, строят доверительные отношения, изучают себя и свои конфликты.
В рамках проведения тренинга должны быть решены задачи:
- по формированию благоприятного социально-психологического климата в коллективе;
- по сплочению коллектива;
- по улучшению межличностных отношений членов коллектива;
- по развитию умения работать в команде;
- по осознанию каждым участником своей роли и функции в коллективе;
1. Развитие атмосферы доверия в коллективе, понимания и принятия индивидуальных особенностей друг друга.
Необходимо также добиться осознания военнослужащим связи между негативными эмоциями и появлениями разного рода нарушений или расстройств. Также следует обратить внимание на эмоциональный аспект. Это достигается поддержкой психологом части или группы. Важно скорректировать саморегуляции военнослужащих, это является поведенческим аспектом. В поведенческой среде групповая коррекция помогает увидеть собственные неадекватные стороны и приобрести навыки группового взаимодействия, преодолеть неадекватные формы поведения, проявляющиеся в группе.
Также следует указать на дополнительные психокоррекционные методы и приемы и дать следующие практические рекомендации:
1. Провести аутотренинг (для снятия условно-психологического напряжения).
2. Провести медиативные упражнения (медиация). Она применима в целях улучшения общения и снятия напряжения.
3. Провести психодрамму, арттерапию, телесную терапию, тренинг снятия психоэмоционального напряжения, тренинг уверенного поведения и другие. Важно поощрять общение сотрудников друг с другом. Некоторые руководители считают, что на работе надо только работать, общение в рабочее время негативно сказывается на результатах деятельности военнослужащих. Но, важно знать, что отсутствие общения угнетает военнослужащих, понижает в них интерес к своей деятельности и в конечном итоге приводит к разобщенности коллектива. Необходимо проводить разные объединяющие мероприятия, нужно устраивать выезды на природу, совместные походы, экскурсии, во время которых военнослужащие будут не только хорошо проводить время, но и сплачиваться в одну команду.
Выводы по второй главе
Мы провели тестирование военнослужащих контрактной службы батальона железнодорожных войск Г. Твери с использованием трех методик, а именно с помощью экспресс - методики оценки социально-психологического климата в трудовом коллективе, методики «Атмосфера в группе» А.Ф. Фидлера, а также социометрии Дж. Морено .
Также были проведены исследования различий между эмоциональным, поведенческим и когнитивным компонентами социально – психологического климата и межличностными взаимоотношениями в воинском коллективе с помощью коэффициента ранговой корреляции Спирмена.
По всем методикам тестирование проводилось анонимно. Это было необходимо для того, чтобы военнослужащие честно отвечали на все вопросы.
Были получены следующие выводы:
- Сотрудники данного коллектива считают сложившийся климат благоприятным; т.е. все участники исследуемого коллектива хорошо знают особенности характера друг друга, приятны друг другу, и желают общаться с членами коллектива в сфере досуга и работать в данном коллективе.
- Установлено, что в исследованном коллективе сложились благоприятные межличностные взаимоотношения, так как в группу с благоприятной статусной категорией попало наибольшее количество испытуемых (57%), среди которых 10% испытуемых, получивших наибольшее количество выборов и пользующихся наибольшей популярностью в коллективе и еще 47% испытуемых, также уважаемых в коллективе но не получивших максимальное число выборов.
- Установлены достоверные взаимосвязи между социометрическим статусом и положением военнослужащего в системе межличностных взаимоотношений, а также эмоциональным, когнитивным, поведенческим компонентами психологического климата.
Заключение
В настоящей работе были проанализированы зарубежные и отечественные подходы к исследованию социально-психологического климата в коллективе, рассмотрены феномены социально-психологического климата, проведено эмпирическое исследование социально-психологического климата, характера взаимоотношений в коллективе, обобщены и интерпретированы результаты проведенного исследования, а так же разработаны практические рекомендации.
Нами было раскрыто понятие социально-психологического климата. Мы определили его как настроение группы, комплексную психологическую характеристику, отражающую состояние взаимоотношений и степень удовлетворенности сотрудников различными факторами жизнедеятельности. В работе были выделены факторы, определяющие состояние социально-психологического климата, это: глобальная макросреда, локальная макросреда, физический микроклимат и санитарно-гигиенические условия труда, удовлетворенность работой, групповая совместимость, сработанность, сплоченность коллектива, характер коммуникаций, стиль руководства и характер выполняемой деятельности.
В эмпирической части мы провели тестирование военнослужащих контрактной службы по трем методикам: экспресс-методике оценки социально-психологического климата в трудовом коллективе, разработанной О. С. Михайлюком и А. Ю. Шарыто на кафедре социальной психологии факультета психологии Санкт-Петербургского университета; социометрической методике Дж. Морено.
Мы выдвигали предположение о том, что благоприятный статус испытуемых в системе межличностных отношений в военном коллективе оказывает положительное влияние на формирование комфортных условий компонентов социально – психологического климата, эмоционального, когнитивного, поведенческого.
Гипотеза эмпирического исследования подтвердилась: действительно, исследуемом военном коллективе психологический климат благоприятный, преобладают члены коллектива с высокими социометрическими статусами.