V.2. Учет индивидуальных психофизиологических особенностей детей в процессе обучения и коррекции нарушений развития

Многочисленные исследования в области нейрофизиоло­гии свидетельствуют о неравнозначности структурной и функ­циональной организации правого и левого полушарий голов­ного мозга. Особенности протекания психических процессов (в частности, восприятия информации, ее анализа, синтеза, запоминания) и особенности ребенка в учении во многом за­висят от индивидуальных характеристик функциональной асимметрии мозга (распределения нервно-психических функ­ций между полушариями) и механизмов межполушарного вза­имодействия. Сочетания моторной и сенсорной функциональ­ной асимметрий многообразны и индивидуальны в каждом конкретном случае. Профиль индивидуальной латерализации формируется к 7—8-летнему возрасту. Если этого не происхо­дит, можно предположить наличие отставания или отклоне­ния в развитии ребенка. Ученые выделяют около 30 типов профилей индивидуальной латерализации, учитывая комбина­ции ведущего полушария, ведущих руки, ноги, глаза, уха (Е.Д.Хомская, 1997; П.Деннисон, 1997 и др.). Выделяют и три ведущих типа организации мозга: левополушарный, правополушарный и равнополушарный. Такое деление достаточно ус­ловно, но позволяет лучше понять своеобразие человеческой личности.

Рассмотрим основные характеристики ведущих типов ор­ганизации мозга (по А. Л. Сироткж, 2003).

Левополушарный тип. При доминировании левого полу­шария познавательные процессы имеют словесно-логический характер. Оно определяет склонность к абстрагированию и обобщению, способности к анализу. Левое полушарие специ­ализировано на оперировании словами, условными знаками и символами, что особенно важно для письма и чтения, счета. Основные функции левого полушария - сознательная произвольная регуляция, дискретное преобразование и упорядочение информации. Оно ответственно за дискретные опера­ции, за сукцессивные (последовательные) функции. Левополушарные формально-логические компоненты мышления ор­ганизуют любой знаковый материал в строго упорядоченный и однозначно понимаемый контекст, необходимый для ус­пешного общения между людьми. Левое полушарие обеспе­чивает концентрацию внимания, работает с информацией в фокусе внимания, выделяет объект из фона. В семантической памяти левого полушария хранятся осознанные социальные стереотипы и система их значений. У левополушарных людей аудиальное восприятие информации является ведущим.

Правополушарный тип. При доминировании правого по­лушария познавательные процессы имеют конкретно-образ­ный характер. Оно определяет склонность к творчеству, обес­печивает эмоциональную память, интуитивное, чувственное, образное мышление, которое связано с целостным представ­лением ситуации. К его функциям относят ответственность за синтетическую, симультанную (одновременную) деятель­ность мозга. Правополушарные компоненты мышления обес­печивают одновременное схватывание большого числа про­тиворечивых, с точки зрения формальной логики, связей и формирование за счет этого целостного и многозначного кон­текста. Преимущество такой стратегии мышления прояв­ляется в тех случаях, когда информация сложна, внутренне противоречива и не может быть сведена к однозначному кон­тексту, т.е. в творческом процессе. Правое полушарие отве­чает за ориентацию в пространстве и пространственные от­ношения. Оно обеспечивает распределение внимания, имеет дело не с объектом, а с фоном, не с центром внимания, а с периферией. У правополушарных людей визуальное и кине­стетическое восприятия информации являются ведущими.

У людей с равнополушарным типом мозговой организации оба полушария синхронно участвуют в выборе стратегий мыш­ления.

Основные принципы функциональных различий полуша­рий можно представить следующим образом.

Предпочтения полушарий в области сознания
Левое полушарие Правое полушарие
логическое последовательное линейное символическое основано на реальности вербальное временное дискретное интуитивное хаотическое абстрактное холистическое ориентировано на фантазии невербальное вневременное аналоговое
Навыки, связанные с полуторной специализацией
Левое полушарие Правое полушарие
письмо символы язык чтение фонетика расположение деталей разговор и декламирование аудиальные ассоциации случайное осознавание пространственные связи формы и паттерны математические вычисления цветовая чувствительность пение, музыка артистичность чувства и эмоции

Известно, что мозг при «специализации» полушарий работа­ет как единое целое, а межполушарное взаимодействие является основой развития интеллекта. Таким образом, результативность обучения детей во многом зависит от своевременного формиро­вания межполушарного взаимодействия и подбора индивидуаль­ных методик, учитывающих профиль функциональной асиммет­рии полушарий, тип ведущей сенсорной системы (модальности) и пол ребенка (формирование межполушарного взаимодействия имеет отличия у мальчиков и девочек по временным и качест­венным параметрам). Определение профиля индивидуальной латерализации позволяет выявить ведущую модальность ребен­ка — канал наиболее полноценного восприятия и переработки информации. Он также позволяет судить об устойчивости ребен­ка к эмоциональным, информационным, психогенным и другим видам стрессов, источником которых часто является школьное обучение.

А. Л. Сиротюк, основываясь на исследованиях Н. Н. Брагиной, Т. А.Доброхотовой, Е.Д.Хомской, П.Деннисона, харак­теризует четыре основные вида индивидуального латерального профиля (перекрестный, односторонний, смешанный, гармонич­ный) следующим образом.

При перекрестном индивидуальном латеральном про­филе каждое полушарие организует работу руки, ноги, уха, глаза на противоположной стороне тела. Существуют два типа перекрестного профиля — с ведущим правым (синтетик, визуал, кинестетик) или левым полушарием (аналитик, аудиал). Согласно статистическим исследованиям, детей с таким про­филем — 15—18%. Эти дети стопроцентно устойчивы к школь­ным стрессам и показывают отличную успеваемость.

При смешанном индивидуальном латеральном профи­ле ведущее полушарие организует работу одного или двух ор­ганов (ухо, глаз, рука) на своей стороне тела, а другие ведущие органы расположены на противоположной стороне тела. Вы­деляются смешанные профили с доминированием правого или левого полушарий. (П.Деннисон характеризует 28 типов сме­шанных индивидуальных профилей. При ведущем правом по­лушарии дети -- синтетики, визуалы, кинестетики; левом -аналитики, аудиалы с дискретным восприятием.) Дети со сме­шанным латеральным профилем часто испытывают неуспех в обучении и социальной адаптации, подвержены стрессам. Со­гласно статистическим исследованиям, детей с таким профи­лем - 58-63%.

При одностороннем индивидуальном латеральном про­филе ведущее полушарие организует работу ведущих органов на своей стороне тела. Это самый «невыгодный» индивидуаль­ный профиль. При работе ведущего полушария в стрессовой ситуации происходит блокирование ведомого полушария и на­рушение межполушарного взаимодействия, синхронной рабо­ты мозга. Такие дети не имеют стрессоустоичивости, подвержены возникновению неврозов. Есть два варианта одностороннего профиля — правосторонний и левосторонний. Дети с одно­сторонним индивидуальным латеральным профилем имеют самую низкую успеваемость в классе. По статистике, таких де­тей 22-24%.

Гармоничный индивидуальныйлатеральный профиль встречается редко. Ведущее и ведомое полушария одновремен­но контролируют ведущие руку, глаз, ухо и ногу. Дети с таким профилем стопроцентно устойчивы к стрессам.

Существует ряд авторских методик диагностики функцио­нальной асимметрии полушарий мозга и определения ведущей модальности у детей, достигших школьного возраста, и у взрос­лых. Установление в обследовании ребенка его индивидуаль­ного латерального профиля поможет определить не только ведущий канал восприятия (ведущую модальность), но и ин­дивидуальную траекторию развития и необходимый ему стиль обучения.

В последнее десятилетие в отечественной и зарубежной психологии и педагогике просматривается устойчивая тен­денция к учету индивидуальных психофизиологических осо­бенностей ребенка при обучении и коррекции отклонений в развитии. Разработаны комплексы упражнений, позволяющих активизировать межполушарное взаимодействие и синхрони­зировать работу полушарий мозга (А. В. Семенович, 2002: П. Деннисон, Г.Деннисон, 1997; А.Л.Сиротюк, 2003 и др.). Суще­ствуют также авторские рекомендации по дифференциальному обучению детей с различной организацией мозга. Остано­вимся на основных моментах рекомендаций, обобщенных А.Л.Сиротюк (2000, 2003). Автор обращает внимание на то, что большинство школьных методик обучения ориентированы главным образом на использование и развитие левого полу­шария, логического мышления, анализа. Функции правого по­лушария: создание образов, интуиция, ритм, творческое мыш­ление и другие — часто игнорируются. Современное школь­ное образование больше подходит для левополушарных учащихся, которые составляют наименьшую по численности группу в классе.

Существующая ныне система обучения чтению и письму также ориентирована на левое полушарие, которое у боль­шинства детей еще недостаточно развито. При обучении фа-моте не задействованы целостное восприятие, эмоциональные связи и ритмичные движения. Часто используется механи­ческое запоминание, не требующее глубинного понимания, мышления и активизации всего мозга. Школьное обучение во многих случаях подавляет нейрофизиологическую основу телесно-моторной и духовно-псхической жизни ребенка (си­дячая поза, отчуждение органов чувств, книжные технологии познания вместо сенсорно-стимульных, программно-скорост­ные установки в усвоении техники письма и чтения на фоне незрелости правополушарной образной сферы).

Для обеспечения успешности в обучении А.Л.Сиротюк рекомендует выполнение следующих условий:

Ø раздельное обучение мальчиков и девочек, т.к. организа­ция мозга имеет различия, связанные с полом ребенка;

Ø определение стиля учебной деятельности каждого ученика и разделение учащихся на малые группы;

Ø выяснение «психофизиологического места» за партой и в классе каждого ребенка;

Ø определение, какие стили учебной деятельности входят в усредненный стиль класса;

Ø определение детей, не соответствующих усредненному стилю большинства;

Ø определение стиля преподавания учителя и выявление слу­чаев его «несовпадения» со стилями учебной деятельности учащихся;

Ø подбор учебных материалов (учебников, пособий и др.), соответствующих стилю учащихся;

Ø определение учащихся «группы риска», активизация их включения в учебный процесс, творчески используя воз­можности работы в малых группах, индивидуальные до­машние задания, консультирование и др.

Возможности организации учебной деятельности школь­ников с учетом их психофизиологических особенностей (по А.Л.Сиротюк, 2003) приведены в табл. 2.

Таблица 2

Параметры учета психофизиологических возможностей учащихся и организации дифференцированного подхода

в обучении

Условия и этапы организации обучения Правополушарные учащиеся Левополушарные учащиеся
Пространственная ор­ганизация Рабочая полусфера — левая Рабочая полусфера — правая
Цветовая организация Светлая доска, темный мел Темная доска, светлый мел
Условия, необходимые для успешной учебной деятельности Гештальт (образы), кон­текст. Связь информации с реальностью, практикой. Творческие задания. Экспе­рименты. Музыкальный фон. Речевой и музыкальный ритмы Технология, детали. Абстрактный линейный стиль изложения информации. Неоднократное повторение учебного материала. Тиши­на на уроке
Формирование мотивации Завоевание авторитета. Престижность положения в коллективе. Установление новых контактов. Социаль­ная значимость деятельно­сти Стремление к самостоя­тельности. Глубина знаний. Высокая потребность в умственной деятельности. Потребность в образовании
Восприятие материала Целостное. Интонационная сторона речи. Визуалы (зри­тельное). Кинсстстики (ося­зательное) Дискретное (по частям). Смысловая сторона речи. Аудиалы (слуховое)
Переработка информации Быстрая, холистическая Медленная, последователь­ная
Интеллект Невербальный, интуитив­ный, практический Вербальный, логический, теоретический
Деятельность Приверженность практике. Чувство тела, чувство ритма. Координация движений, пространственная органи­зация. Анализирование от целого к части. Отсутствие желания проверять работу Приверженность теории. Чувство ритма. Анализирование от части к целому. Наличие желания проверять работу

Окончание табл. 2

Условия и этапы организации обучения Правополушарные учащиеся Левополушарные учащиеся
Речь Интонация Синтаксис, семантика, смысл. Структура речи
Эмоции Экстравертированность. Отрицательные эмоции (страх, печаль, гнев, ярость) Интровертированность. Положительные эмоции (радость, наслаждение, счастье)
Память Непроизвольная, наглядно-образная. Визуальная и мышечная (основа врож­денной грамотности) Произвольная. Знаковая. Слуховая
Мышление Наглядно -образное Опери­рование с образами. Спон­танное. Эмоциональное. Интуитивное, трехмерное (в пространстве). Инсайт (оза­рение) Абстрактно-логическое. Оперирование цифрами, знаками. Формальное. Ра­циональное. Программи­руемое. Двухмерное (на плоскости)
Коммуникативность Ориентация на свое тело Ориентация на социум
Творчество Образы, эмоции, чувства. ритм Ноты, технология, структу­ра, инструменты
Профессия Человек — человек. Чело­век — природа. Человек — искусство Человек — машина. Чело­век — знак

Правополушарные дети по типу восприятия являются визуалами (зрительное восприятие) или кинестетиками (обоня­тельное, осязательное, мышечное, вкусовое восприятие). Для визуалов информацию нужно предоставлять в картинках, таб­лицах, схемах и диаграммах. Эти школьники предпочитают сами читать текст учебника, нежели слушать устное объясне­ние учителя. Они нуждаются в хорошем освещении рабочего места. При обучении таких детей необходимо использовать слова, описывающие цвет, размер, форму, местоположение.

Кинестетики лучше воспринимают информацию во время практической деятельности (выполнение иллюстраций, лепка, сбор гербария, лабораторная работа). Они нуждаются в ком­форте, удобной одежде и обуви, на них негативно влияет низ­кая температура в классе. При обучении этих детей учитель должен использовать жесты и прикосновения, слова, характеризующие ощущения. Левополушарные учащиеся являются аудиалами (слуховое восприятие). Они должны обучаться с помощью лекционных методов, нуждаются в тишине, незна­чительный шум в классе мешает им усваивать информацию. При работе с такими детьми необходимо использовать голо­совые модуляции (изменения по громкости, высоте), паузы, а также слова, характеризующие звучание (А. Л. Сиротюк).

Учет ведущих модальностей при обучении детей является важным условием для полноценного восприятия и переработ­ки получаемой информации. Однако эффективность обуче­ния будет значительно выше, если учитель способен постро­ить учебный процесс так, чтобы задействовать оба полушария. Характеризуя возможности учета ведущих модальностей в обучении. Д. Гриндер и Р. Бэндлер (1996) обращали внимание на следующее: «Когда вы поступаете таким образом, то даете своим ученикам преимущество, которое заключается в том, что вы подаете материал в наиболее доступном для них виде. Но тем самым вы оказываете им в то же время и плохую услугу, поддерживая ригидные стереотипы учебной деятель­ности. Если вы хотите принести им настоящую пользу, то. присоединяясь к их модели, надо наложить на нее другую модель, чтобы расширить их возможности обучения. Если вы обладаете подобной сенситивностью и способностями, то вы — незаурядный учитель. Если вы сможете дать им со­ответствующий опыт, то они будут иметь уже две стратегии обучения.» В публикациях зарубежных психологов, психоте­рапевтов и педагогов учет психофизиологических особен­ностей детей при обучении чаще рассматривается в струк­туре технологий нейролингвистического программирования (НЛП) — популярного направления прикладной психологии, разработанного в середине 70-х годов двадцатого столетия Р. Бэндлером и Д. Гриндером и другими психологами и пси­хотерапевтами.

НЛП представляет собой модель психологических процес­сов и поведения человека. В аббревиатуре НЛП часть «нейро» представляет идею о том, что любые поведение и деятельность обусловлены неврологическими процессами в мозге и теле человека. Часть «лингвистическое» говорит о том, что с помо­щью языка мы упорядочиваем наши мысли и действия, всту­паем в общение с другими людьми. Часть «программирование» указывает на способы (программы), с помощью которых че­ловек организует свою психику (а психика, в свою очередь, — человека), чтобы получить любые результаты. Путем замены старых «программ» на новые НЛП создает более продуктив­ные формы поведения и реагирования на внешние и внутрен­ние стимулы. НЛП считается одной из самых эффективных психотехнологий личностных изменений, «инструкций» по использованию возможностей человеческого мозга, управле­нию своим и чужим мозгом (С.В.Ковалев, 2001).

Для того чтобы вступать в полноценное общение с кем-либо и быть понятым, необходимо говорить на доступном для него языке, использовать понятные ему выражения и коды, иначе говоря, использовать ведущие модальности оппонента (в НЛП -- предпочитаемые репрезентативные системы). Ве­дущую репрезентативную систему человека (ребенка) в НЛП определяют, ориентируясь на так называемые ключи доступа, или внешние индикаторы внутренних состояний. К ним от­носят словоупотребления оппонента или речевые предика­ты — глаголы, прилагательные, наречия (визуальные: вижу, по­смотреть, ясно... аудиальные: слышу, звучит, расскажите... ки­нестетические: чувствую, переживаю, ощущаю...). Внешними индикаторами могут служить и физиологические признаки (характер движений, положения тела в пространстве, характе­ристики голоса, темп речи, физическая конституция, глазо­двигательные реакции и др.). Психотерапевты выделяют также поведенческие индикаторы, позволяющие судить о ведущей репрезентативной системе ребенка. Приведем таблицу 3, де­монстрирующую эти индикаторы (по М. Гриндеру, 2000).

Таблица 3

Поведенческие индикаторы

Визуальные Аудиальные Кинестетические
Организован Разговаривает сам с собой Отвечает на физическое вознаграждение
Опрятный и дисциплинированный Легко отвлекается Стоит близко, касается людей
Наблюдателен Шевелит губами, прогова­ривая слова при чтении Ориентирован физически
Спокойный (не шумный) Легко повторяет услы­шанное Обилие движений
Ориентирован на внеш­ний вид Более предпочитает счет и письмо Богатые физические реак­ции
Более осмотрительный Легко осваивает языки Раннее физическое разви­тие
Хороший рассказчик Говорит ритмически Обучается, делая
Запоминает картинами Обучается, слушая Запоминает, гуляя
С трудом запоминает словесные инструкции Любит музыку При чтении водит пальца­ми
Меньше отвлекается на шум Может имитировать тон, высоту голоса Много жестикулирует
Помнит то, что видел Помнит то, что обсуждал Помнит общее впечатле­ние
Испытывает замешатель­ство, читая слова, которые раньше не видел Разговорчивый, любит дискуссии, рассказывает всю последовательность Лаконичен, тактичен, ис­пользует активные слова, движения
При разговоре подборо­док вверх, голос высокий Внимание к модуляциям голоса Подбородок вниз, голос ниже

Окончание табл. 3

Визуальные Аудиальные Кинестетические
В чтении силен, успешен, скор Хорошо читает новые сло­ва Любит книги, ориентиро­ванные на сюжет
Живая образная фантазия Слышит звуки, голоса Сильная интуиция, слаб в деталях

Выяснив с помощью определенных технологий и ориен­тировки на внешние индикаторы ведущую репрезентативную систему собеседника, психолог, подстраиваясь к нему, исполь­зует ее для достижения максимального взаимопонимания и доверия при общении. Лишь после того, как полноценный контакт установлен, начинается работа по изменению внут­реннего и внешнего восприятия мира человеком.

НЛП располагает большим количеством моделей измене­ния человека, оптимизации его состояния по направлению к успеху в актуальной деятельности, в личностной сфере. Раз­работано и много техник стратегии осуществления изменений, успешное использование которых, безусловно, требует соот­ветствующего опыта, компетентности и подготовленности, особенно для работы с детьми. Наиболее известные версии современного зарубежного опыта применения НЛП в обучении представлены в книгах М. Гриндера «Исправление школьного конвейера» и Л.Ллойд «НЛП и ускоренное обучение» (2000).

Особенность подхода к обучению Линды Ллойд заключа­ется в том, что ее рекомендации направлены на гармоничное развитие у детей всех систем восприятия и, в конечном итоге, решают задачу формирования личности, оптимистично и пол­ноценно воспринимающей мир и уверенной в успехе. При­влекательность техник, предложенных Л. Ллойд, по определе­нию самого автора, состоит в том, что «они коротки и забавны. Их можно использовать, как перемену в текущей деятельно­сти, пятиминутный заполнитель, занятие на свободное время, игру во время паузы или еще как-то иначе. Ребенок научается гораздо большему, когда он вовлечен полностью: эмоционально, визуально, аудиально и кинестетически. Он сможет лучше запо­мнить сведения и понятия вне зависимости от того, предпочи­тает ли он одну какую-то модальность или использует все три». В отечественной психологии и педагогике технологии НЛП также нашли свое применение. В частности, они актив­но используются в авторских педагогических и коррекционных методиках, на курсах повышения грамотности. Многие элементы этих технологий давно и продуктивно используются учителями и логопедами, которые, опираясь на собственную интуицию и опыт, самостоятельно к ним «пришли». Приведем пример некоторых условий эффективности занятия с позиции НЛП (по М.А.Павловой, 2000; Л. Ллойд, 2001).

1. Начинать занятие следует со знакомого позитивного раздражителя («якоря»), включающего положительные реакции (это может быть музыкальный фрагмент, воспоминание о приятных событиях, совместное рассказывание стишка, рит­мичные хлопки и др.). Если обучение ассоциируется с чем-то
приятным, оно эффективно.

2. Важно мотивировать на обучение, создать причину для учебы, осознаваемую ребенком.

3. Лучше воспринимается информация, поданная по всем трем модальностям. Эффективно использование на уроке: правополушарного и левополушарного подхода, укрупнения и разукрупнения информации; операций сравнения (выделения общего и различного); полимодальной речи (предикатов всех трех модальностей); учета разных репрезентативных систем детей.

4. Рекомендуется сравнивать успехи ученика с его собственным прошлым состоянием, а не с успехами других. Лучше использовать позитивные фразы и реже говорить частицу НЕ.

5. Следует поддерживать в каждом ребенке и в группе ощу­щение доверия, того, что он (или они) нравятся, его (или их) понимают.

6. В конце занятия надо попросить каждого участника по кругу оценить, что он сегодня сделал хорошо, а затем — снова по кругу - назвать то, что он мог бы сделать лучше (под­стройка к будущему).

Использование технологий, идей и упражнений НЛП в пси­холого-педагогической работе с детьми позволяет расширить осве­домленность и осознание взрослым своих учеников, включает большее число выборов в поведение и педагогическую стратегию.

Наши рекомендации