Основные направления исследования малых групп. типы малых групп.

Выделяют 3 основных направления в исследовании малых групп:

1) социометрическое. Социометрическое направление связано с Дж. Морено, выделявшим в обществе 2 структуры отношений :Макроструктуру ( “пространственное ”размещение индивидов в различных формах жизнедеятельности ) и микроструктуру( психологические отношения индивида с окружающими его людьми) Все конфликты Морено обуславливал несоответствием микро и макроструктур, задача состоит в перестройке макроструктуры в соответствии с микроструктурой. (измеряется уровень позитивных и негативнрых оценок, которые дает индивид членам группы, и на этой основе выделяютя звезды, отверженные и др)

2) социологическое. Социологическое направление связано с Хотторнским экспериментом Э.Майо. После данного эксперимента появилось направление в исследовании малых групп, связанное с анализом каждой из двух типов структур в малых группах(формальных-неформальных), выявление соотношений значения каждой из них в системе управления группой.

3) школа “групповой динамики”

Школа группой динамики К.Левина связана с изучением психологических и социальных сил, составляющих законы социального поведения.Все эти подходы не дают целостной программы исследования малых групп, функционирующих в обществе, следовательно исследования в этой области будут продолжатся.
Неоднозначность понятия малой группы породила и неоднозначность их классификации. Имеются классификации по времени существования, степени тесноты контакта, способу вхождения индивида и т.д. Распространение получили следующие деления групп: первичные и вторичные. формальные и неформальные.группы членства и референтные.

Введена Г. Хайменом открывшим феномен референтной группы. В его экспериментах со студенческими сообществами было обнаружено, что часть членов малых групп разделяет нормы поведения принятые в другой группе, на которую они ориентируются. Данная группа была названа референтной. Исследование данного феномена позволяет решить в частности опрос подростковой преступности, однако до сих пор нет объяснения о причинах выбора индивидом той или иной референтной группы.
По порядку возникновения:

Первичная группа – это совокупность индивидов, объединенных на основе непосредственных контактов, общих целей и задач и отличающихся высоким уровнем эмоциональной близости и духовной солидарности (семья, группа друзей, ближайших соседей). Вторичная группа – сравнительно большая социальная общность, субъекты которой не связаны интимными, близкими связями, социальная связь и взаимодействие в группе носят обезличенный, утилитарный и функциональный характер. Вторичная группа ориентирована на цель (рабочий коллектив, школьный класс, спортивная команда и др.);




По общественному статусу:
1) формальная группа – группа, созданная на основании официальных документов (класс, школа, партия и т. д.) и имеющая юридически фиксированный статус. Формальная группа характеризуется четко заданными позициями членов, предписанными групповыми нормами, строго распределенными ролями в соответствии с подчинением в структуре власти в группе. Между членами такой группы устанавливаются деловые отношения, предусмотренные документами, которые могут дополняться личными симпатиями и антипатиями;2) неформальная группа – реальная социальная общность людей, которых связывают общие симпатии, близость взглядов, убеждений, вкусов и т. д. Статусы и роли в такой группе не предписаны, нет заданной системы взаимоотношений по вертикали. Официальные документы в такой группе не имеют значения. Группа распадается, когда общие интересы исчезают. В реальности многие формальные группы имеют черты неформальных и наоборот, поэтому трудно вычленить строго формальные или неформальные группы. Вместо этого были ведены понятия формальной и неформальной структуры группы, и различаются не группы а характер отношений внутри них.

По непосредственности взаимосвязей:
1) условная группа – общность людей, существующая номинально и выделенная по какому-либо признаку (пол, возраст, профессия и т. п.). Люди, включенные в такую группу, не имеют прямых межличностных отношений, могут не знать ничего друг о друге;
2) реальная группа – общность людей, существующая в общем пространстве и времени и объединенная реальными отношениями (учебный класс, производственная бригада).

По уровню развития или сформированности межличностных отношений:
1) группы низкого развития – общности, в основе которых лежат асоциальные факторы, отсутствие общих целей и интересов, характеризуются конформностью или нонконформностью ее членов (например, ассоциация, корпорация и др.);
2) группы высокого развития – общности, в основе которых лежат общие интересы, социальные цели и ценности (например, коллектив).

ВОПРОС 19. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОЦЕССОВ ГРУППОВОЙ ДИНАМИКИ
• Основателем научного направления «групповая динамика» считается Курт Левин — немецкий, а затем американский психолог, занимающийся вопросами, многие из которых стали основополага-ющими для психологов.
• Групповая динамика – это совокупность внутригрупповых социально-психологических процессов и явлений, характеризующих весь цикл жизнедеятельности малой группы и его этапы — образование, функционирование, развитие, стагнацию, регресс, распад. Иначе говоря, это учение о силах, структуре и процессах, которые действуют в группе. Группа при этом рассматривается как общность людей, характеризующаяся ограниченным числом членов (до 20 человек), непосредственными контактами, распределением ролей и позиций, взаимозависимостью участников, общими целями, ценностями и нормами, а также постоянным составом.
Характеристики групповой динамики.

1. Цели и задачи группы;
2. Нормы группы;
3. Структура группы, групповые роли и проблема лидерства;
4. Сплоченность группы;
5. Фазы развития группы: напряжение в группе, актуализация прежнего эмоционального опыта (проекция), формирование подгрупп и пр.

1. Цели и задачи группы. Определенная направленность действий позволяет участникам понять смысл и осознать значение групповых действий, удовлетворяет индивидуальные потребности, особенно при совпадении индивидуальных и групповых целей. Проблемой в работе группы может является преодоление дисбаланса между общегрупповыми целями и неконструктивными целями отдельных участников группы.
2. Нормы группы — это совокупность правил и требований, стандартов поведения, регулирующих взаимоотношения и взаимодействия между ее участниками. Групповые нормы определяют, что допустимо и недопустимо в группе, желательно и нежелательно, правильно и неправильно. Нормы в ходе развития группы могут претерпевать изменения, особенно при возникновении новых сложных групповых ситуаций, но без их согласования не может быть организованной активности
3. Структура группы, групповые роли и проблемы лидерства.Структура группы является одновременно формальной и неформальной. Неформальная структура складывается гораздо медленней формальной, поскольку определяется интерперсональным выбором. Разные члены группы занимают различные позиции в иерархии популярности и авторитета, власти и престижа, осознают и исполняют различные роли. Шиндлер описал четыре наиболее часто встречающиеся групповые роли.
1. Альфа – Лидер — импонирует группе, побуждает ее к активности, составляет программу, направляет, придает ей уверенность и решительность. Лидерство в группе — важная составляющая групповой динамики, тесно связанная с проблемами руководства, зависимости, подчинения и соперничества. Отношение к тренеру, который является формальным лидером коллектива, в разные фазы развития группы может быть различным и изменяющимся. Лидерство — процесс, посредством которого определенные члены группы мотивируют и ведут за собой группу. Лидером является такой член малой группы, который выдвигается в результате взаимодействия членов группы для организации группы при решении конкретной задачи. Он демонстрирует более высокий, чем другие члены группы, уровень активности, принимая на себя определенные функции. Остальные члены группы принимая лидерство, полностью идут за ним.
2. Бета – Эксперт — имеет специальные знания, навыки, способности, которые требуются группе или которые она высоко оценивает. Эксперт анализирует, рассматривает ситуацию с разных сторон, его поведение рационально, самокритично, нейтрально и безучастно. Роль неформального лидера в группе также не является стабильной, соперничество, борьба за власть занимают существенное место в групповом процессе. Во взаимоотношениях с лидером участники группы проявляют собственные амбивалентные* тенденции и установки, связанные с проблемами ответственности, безопасности, самостоятельности, руководства, зависимости.*Амбивалентность — двойственность чувственного переживания, выражающаяся в том, что один и тот же объект вызывает к себе у человека одновременно два противоположных чувства, например удовольствия и неудовольствия, любви и ненависти, симпатии и антипатии.
3. Гамма — Преимущественно пассивные и легко приспосабливающиеся члены группы — стараются сохранить свою анонимность; большинство из них отождествляется с альфой.
4. Омега - Самый «крайний» член группы — отстает от коллектива по причине неспособности, отличия от остальных или страха.

4. Групповая сплоченность понимается как привлекательность группы для ее членов, потребность участия в группе и сотрудничество при решении общих задач, как взаимное тяготение индивидов друг к другу. Групповая сплоченность является необходимым условием действенности и эффективности групповой работы. Групповой сплоченности содействуют:

1. Удовлетворение личных потребностей членов группы, как актуальных, так и потенциальных;
2. Цели всей группы, которые находятся в согласии с индивидуальными потребностями; ожидание несомненной пользы, выгоды;
3. Разного рода симпатии между участниками группы, их взаимное тяготение; мотивированность членов группы;
4. Дружеская, располагающая атмосфера;
5. Престиж группы;
6. Влияние групповой деятельности, соперничество с другими группами.
7. Формирование сплоченности группы имеет важное значение для процесса проведения тренинга.

Члены таких групп более восприимчивы, способны к искреннему проявлению собственных чувств в конструктивной форме (в том числе и негативных). Они готовы к обсуждению групповых конфликтов, несмотря на возникающие напряжение и неприятные переживания, проявляют неподдельную заинтересованность друг в друге и желание помочь.
5. Групповое напряжение возникает в связи с несовпадением ожиданий участников группы с реальной групповой ситуацией, несовпадением их личных устремлений, необходимостью соизмерять свои потребности, желания, позиции, установки с другими членами группы, обращением к болезненным проблемам и переживаниям.

1. Напряжение может выражаться в агрессивности, злости, раздражении, неприятии, страхе, отчуждении
2. Однако напряжение в группе играет и позитивную роль как фактор, побуждающий членов группы к активности, к изменениям

Актуализация прежнего эмоционального опыта (проекция). В процессе групповой динамики у участников актуализируется прежний эмоциональный опыт и прошлые стереотипы межличностных отношений во взаимодействии с окружающими.

1. Реакция каждого участника группы на другого определяется не только влиянием конкретного человека или ситуации, но и переносом собственного отношения к какому-либо человеку или ситуации в прошлом на актуальную групповую ситуацию.
2. Группа (особенно психотерапевтическая) представляет собой модель той реальности, в которой находится участник в жизни.

Формирование подгрупп и их влияние на функционирование группы. В группах довольно часто наблюдается тенденция к образованию подгрупп.
1. Подгруппы возникают согласно определенному принципу (возрастному, половому, интеллектуальному и пр.), влияя на деятельность психотерапевтической группы.
2. Негативное воздействие оказывает «закрытость» подгрупп, их нежелание обсуждать со всеми частные проблемы.
3. Образование подгрупп, их цели, нормы, роль в групповом процессе может быть темой продуктивной групповой дискуссии.
Фазы развития психотерапевтической группы определяются прежде всего сменой преобладающих типов взаимодействия и взаимоотношений между участниками группы, основным типом групповых интеракций (взаимовлияний)
Стадии развития Также как и люди, группы имеют свой жизненный цикл. И, прежде чем группа полностью раскроет свой потенциал, она переживает разные стадии развития.
1. Начало проекта 2. Знакомство друг с другом. 3. Начало работы. 4. Период конфронтации (Конфликты и протест). 5. Развитие синергии (Сплоченность и сотрудничество, достижения и свершения). 6. Завершение работы группы.
ВОПРОС 20. ПРОБЛЕМА ЛИЧНОСТИ В СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ.
Общепсихологический подход: много подходов к изучению личности, никто из них не отрицает социальную детерминацию личности. Разные подходы предлагают разные структуры личности:
1) Личность – конкретный субъект деятельности, в единстве его индивидуальных и социальных ролей.
Концепция Анафьева: в структуре человека как личности и субъекта деятельности выделяются природные свойства человека как индивида.
Платонов: биологическая подструктура, психологическая подструктура, подструктура социального опыта (знания, умения, привычки), подструктура направленности личности (влечения, желания, интересы, склонности, убеждения).
2) Личность – социальное свойство индивида, совокупность социально значимых черт, возникших в прямом и косвенном взаимодействии индивида с другими людьми.
Выготский, Рубинштейн, Леонтьев: личность – надприродное, историческое в человеке, возникшее в процессе культурного развития. Личность – общественная категория, а не психологическая.
Личность одновременно и условие деятельности и ее продукт. В структуру личности входят иерархия деятельностей, иерархия потребностей
В социальной психологии модель личности предполагает соединению социологического и общепсихологического подходов.
В социологии личность – объект социальных отношений, в общей психологии изучаются всœеобщие механизмы психической деятельности субъекта. Социальная психология изучает личность как и объект и субъект общественных отношений.
Социальная психология изучает как формируются социально – типические черты, изучает микросреду формирования личности. Рассматривается поведение и деятельность социально детерминированной личности в конкретных реальных социальных группах.
Главное в исследовании личности взаимоотношение личности и группы.
Личность в социальной психологии рассматривается прежде всего в контексте группы. Рассмотрение личности как представителя определённой социальной группы.
Социальная психология выясняет, каким образом, ᴛ.ᴇ. прежде всего в каких конкретных группах, личность, с одной стороны, усваивает социальные влияния (через какую из систем её деятельности), а с другой – каким образом, в каких конкретных группах она реализует свою социальную сущность (через какие конкретные виды совместной деятельности).
Основными вопросами рассмотрения являются социализация (влияние общества на личность), социальная установка (реализация активного усвоения социальных воздействий) и социальная идентичность (чувство принадлежности к группе).
Особенности социально-психологического подхода к пониманию личности:
1) рассматривает личность одновременно с двух точек зрения: психологической и социальной;
2) объясняет механизмы социализации личности;
3) раскрывает социально-психологическую структуру личности;
4) позволяет диагностировать и влиять на социально-психологическую структуру личности.
ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ. В структуре личности З. Фрейдвыделял три основные компонента: 1) Ид или ʼʼОноʼʼ; 2) Эго или ʼʼЯʼʼ; 3) Сверх-Эго или ʼʼСверх-Яʼʼ.
Контролю сознания подвластно только ʼʼСверх-Яʼʼ, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ представляет собой законы социума и морали. ʼʼСверх-Яʼʼ формируется в процессе жизни человека под влиянием традиций и законов общества, в котором живет человек. Уровень Эго или ʼʼЯʼʼ расположен в предсознании, где идет постоянный конфликт между ʼʼСверх-Яʼʼ и ʼʼОноʼʼ, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ находиться в подсознании и представляет собой врожденный инстинкты и потребности тела.
По Фрейду человек (личность) и общество обречены на конфронтацию и враждебность, вследствие плохо управляемых влечениях ʼʼОноʼʼ, которые идут в разрез с принципами морали общества.
Согласно Фрейду, социальные отношения в обществе зависят от отношений ребенка с матерью (как амбивалентный источник положительных эмоций и запретов) и отцом (как с лидером).
В корне развития цивилизации, по Фрейду, лежат инстинкт жизни (Эрос) и инстинкт смерти (Танатос).
К. Юнгпридерживался мнения, что решающую роль асоциальной жизни личности играет коллективное бессознательное, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ существует в мыслях каждого отдельного индивида и одинаково для всех, чем обусловлено объединœение людей в народы, нации, человечество.
По мнению А. Адлера, стремление к превосходству и связанное с ним развитие общества, происходит в результате чувства какой-либо органической неполноценности, присущей каждому человеку, которая направляет помыслы и действия людей на достижение цели. Агрессию Адлер рассматривал как средство для преодоления препятствий.
Бихевиористский подход к пониманию личности.Бихевиористынизвели человека до уровня животного, из которого можно сделать все что угодно. Для объяснения поведения используются понятия стимула (S) и реакции (R), сознание и другие субъективные понятия отрицаются. В регуляции и управлении поведением лежат позитивные и негативные подкрепляющие стимулы.
Гуманистический подход А. Маслоу смысл развития человека видит в актуализации его врожденной ʼʼосновной природойʼʼ, в который изначально включены не только биологические, но социальные свойства и потребности, к примеру, система ценностей личности. Все потребности личности были выстроены Маслоу в иерархическую структуру. Самоактуализация, по Маслоу, обеспечивается в основном внутренним ростом личности, а не общество, социальные условия играют в данном процессе весьма ограниченную роль.
Психология отношенийА.Ф. Лазурского и В.Н. Мясищева. Лазурский разделял психику личности на эндопсихику (совокупность психических элементов и функций, ʼʼвнутренний механизм человеческой личностиʼʼ) и экзопсихику, которая определяется отношением личности к внешним объектам, к среде. Фундаментом личности, являются отношения между личностью и окружающей средой и отношения между эндо– и экзопсихическими ее проявлениями. В.Н. Мясищев рассматривал человека как ансамбль общественных отношений;
Теория установкиД. Н. Узнадзе основывается на том, что поведение субъекта вытекает из наличия у него потребностей и соответствующей ситуации, которые вызывают развитие у него установки особого состояния склонности, направленности, готовности к совершению определенных действий.
Все разделы психологической науки рассматривают личность как изначально данную в системе социальных связей и отношений, детерминированную ими и притом выступающую в качестве активного субъекта деятельности. Собственно социально-психологические проблемы личности начинают решаться на этой основе.

Наши рекомендации