Отечественная школа психологии

Отечественная психология развивалась в течение связи с естественными науками. Первые попытки внедрения в психологию объективного подхода принадлежит И. М. Сеченову (1829-1905). В работе «Кому и как разрабатывать психологию» (1873) Сеченовов определяет психологию как «науку о происхождении психологических деятельностей». Впервые в истории психологии предмет этой науки охватывал не только явления и процессы сознания (или бессознательной психики), но ведь цикл взаимодействия организма с миром, включая его внешние телесные действия. Сеченов стал пионером науки, предметом которой является психическим регулируемое науку, но в основном они получили развитие в России в учениях И. П, Павлов и В. М. Бехтерева.

Экспериментальное направление в психологии с использованием объективных методов исследования развивал В. М. Бехтерев (1857-1927)- основатель первой в России психофизиологической лаборатории (Казань, 1885) и Санкт-Петербургской психологической лаборатории (1894), переименованной вскоре в первой в мире Психоневрологический институт.

Работа И. П. Павлова (1849-1936)помогли понять физиологические основы психической деятельности.. Они дали основание рассматривать психику как субъективный образ объективного мира, как отражение действительности в головном мозгу, как систему, функционально предназначенную для осуществления регуляции взаимодействия человека с окружающим миром.

Важное место в истории отечественной психологии принадлежит Г. И. Челпанову (1862-1936) – создателю первого в России Психологического института. И если в мировом масштабе начало современного научного этапа в развитии психологии принято связывать с открытием в Лейпциге в 1879 году первой мире психотической лаборатории, то в нашей стране таким событием явилось открытие в 1912 году в Москве Психологического института. Профессор Челпанов сумел организовать это учреждение так, что сам Вундт считал его лучшим в Европе.

В России в предреволюционный период в научном изучении психики возникла парадоксальная ситуация: Психологический институт при Московском университете под руководством Г. И. Челпанова занимался изучением психологии сознания, строившемся на субъективном методе исследования. И. П, Павлов и В. М, Бехтерев исследовали поведение, опираясь на объективные методы. Между этими направлениями возникла конфронтация, делая исследователей сопричастными двух противоположным методологиям.

Автором новаторской концепции, оказавшей влияние на развитие мировой психологической мысли, стал Л. С. Выготский (1896-1934). Выход из кризиса Выготский видел в том, чтобы уйти от двух совершенной независимых дисциплин и научиться объяснять сложнейший проявления человеческой психики. Выготский назвал свою концепцию «культурно - исторической», так как она изучает процесс, возникшие в общественной и культурной истории человека, ибо знаки, языки, орудия рождаются в «культуре». Культурно-историческая концепция лежит в основе ряда отечественных исследований психологических явлений.

Другим направлением разработки предметной области психологии стало изучение формирования сознания в процессе деятельности, основанное на марксистской теории. Понятие деятельности многозначно. И. М. Сеченов говорил о психической деятельности, понимая ее как совокупность процессов, которые совершаются по типу рефлекторных . И. П. Павлов ввел понятие высшей нервной деятельности, Л. С, Выготский писал о высших психических функциях как деятельности сознания м, Я. Басов (1892-1931) предложил считая деятельность особой структурой, рассматривая «человека как деятеля в среде». Дальнейшее развитие принцип деятельности получил в трудах С. Л. Рубинштейна и А Н. Леонтьева.

С. Л. Рубинштейн (1889-1960) осуществлял руководство научными исследованиями на кафедре психологии МГУ, ив Институте общей и педагогической психологии, в секторе психологии Института философии АНССР. В своем фундаментальном труде «Основы общей психологии»

(1935, 1940, 1947, 1989), в который вошло передовые достижения отечественной и мировой психологической теории, он систематизировал и концептуализировал категории психологии. Одной из центральных идей его работы является деятельностная концепция психики, утверждающая, что отражение реального бытия опосредовано конкретной деятельность. Человека.

Большой вклад в разработку деятельностного подхода к пониманию психики человека внес А. Н. Леонтьев (1903-1979). В его трудах («Проблемы развития психики», 1959, «Деятельность сознание, личность»1975) раскрывается психологическая структура деятельности , показано взаимодействие ее компонентов – мотивов, целей и условий»

А. Р. Лурия – создатель нейропсихологии, особого направления современной психологии, исследовавшего проблемы мозговой локализации высших психических функций Д. Б. Эльконин и А. В. Запорожец разрабатывали вопросы возрастной и педагогической психологии П. Я. Гальперин создал теорию поэтапного формирования умственных действий. Согласно этой теории умственные действия возникают по принципу интериоризации путем перехода внешних практических действий во внутренние.

С начала 60-х годов ХХ века активно разрабатывают теоретические и прикладные проблемы социальной психологии, проводятся исследования по инженерной психологии, психологии обучения и воспитания, судебной психологии, военной психологии. В ряде сфер жизнедеятельности людей разрабатываются и используются методики и процедуры профессионального психологического отбора (военное дело, спорт, авиация и др.). Начинает формироваться психологическая служба в сфере образования, спорта, производства, военного дела, транспорта, здравоохранения, семьи и брака и т. д.

Значительный вклад в разработку отдельных отраслей и проблем психологии внесли: А. В. Запорожец и Д. Б. Эльконин (детская психология); В, В, Давыдов, П. Я. Гальперин, И. А. Зимняя (педагогическая психология); В. С. Мухина, Д. И. Фельдштейн, С. К, Бондырева (возрастная психология); Д. Глоточкин, А. М. Пономаренко, А. А. Крылов (инженерная психология); А. В. Петровский, Г. М. Андреева, Е. С. Кузьмин, Б. Д. Парыгин (социальная психология); А. В. Барабанщиков, Н. Ф. Феденко, М. И. Дьяченко, Б. Г. Ананьев, А. Г. Ковалев, А. Н. Леонтьев, Б. М. Теплов (психология способностей), Н. Д. Левитов (психические состояния) и другие.

С 90- х годов ХХ века начинается новый этап развития психологии, обусловленный демократическими реформами и потребностями в новых социальных условиях жизни и деятельности людей. Наблюдается повышенное внимание к зарубежным разработкам и возможностям их использования в нашей стране.

Одной из наиболее актуальных теоретико-методологических проблем психологи конца ХХ столетия стали вопросы методологии исследования психики человека (К.. А. Абульханова-Славская, Л. И. Анцыферова, А, В. Брушлинский). В вопросах познания психического был сделан существенный шаг именно в разработке философско-методологического аспекта: выход за границы теории отражения и принципа детерминизма, пересмотр методологии исследования психики. Это позволило рассмотреть с новых позиций такие вопросы как:

· пути решения проблем социальной и интеллектуальной адаптации человека в быстро меняющемся мире;

· сохранение духовного равновесия в «море» конфликтов;

· особенности когнитивного поведения личности по преобразованию огромного потока информации;

· необходимость реализации перехода на познавательно-творческий уровень, учитывая нелинейность психических процессов и направленная внимание на ценность психического вектора личности в отличие от более распространенного сегодня познавательно-накопительного уровня;

· психическое здоровье человека или экология психики;

· пути коррекции личности в условиях растущей информационно-эмоциональной агрессивности.

Отвечая потребностям практики, психологи ведут разработку актуальных проблем: делового общения, менеджмента, профессиональной деятельности в современных мнения, мониторинга, рекламы, социальных конфликтов, межнациональных отношений и т. д. Активизировались службы психологического консультирования, психотерапии и психотренинга, телефонов доверия.

Заключение

1. Развитие психологических знаний в рамках учения о душе (с древности до XVII в). Характеризуется появлением идеалистического и материалистического подхода к пониманию сущности души; целостным и дифференцированным подходами структуре психики; статистическим и динамическим пониманием формы существования души.

2. Представления о психике в философских учениях (с XVII в. До второй половины XIX в.) развивались от описания механической модели об устройстве и функциях организма к накоплению знаний о рефлексе, ощущении, ассоциации, аффекте, мотиве. Однако они строились на умозрительном представлении об организме как «машине тела».

3. К началу XIX века были разработаны методологические предпосылки для возникновения психологии как наука:

· идеалистическая методология рассматривала сознание как замкнутую в себе сущность;

· материалистическая методология рассматривала сознание как свойство мозга, а содержание сознания – как отражение реальной жизни людей.

4. Во второй половине XIXвека психология выделилась в самостоятельную науку: определилась специфика предмета, были разработаны методы исследования, открыты экспериментальные лаборатории, возникли новые отрасли психологии.

5. В зарубежной психологии XX века были сформированы различные подходы и направления психологии в изучении психики ми сознания:

· бихевиоризм, изучающий поведение как совокупность реакции организма на стимулы внешней среды;

· психоанализ – одно из наиболее влиятельных направлений в психологии, внесшее огромный вклад в познание бессознательных механизмов поведения человека;

· когнитивный подход, определяющий закономерности получения человеком информации, ее переработки и влияния на поведение человека;

· гуманистическая психология, изучающая творческую личность, раскрывающую свои потенциальные возможности в процессе самоактуализации (самореализации).

6. Отечественная психология развивалась в тесной связи с естественными науками. К основным ее концепциям начала XX века относятся:

· культурно-историческая концепция (Л. С. Выготский);

· теория деятельности (М. Я. Басов, С. Л. Рубинштйн, А. Н Леонтьев).

7. С 90-х годов XX века начинается новый этап в развитии психологии в нашей стране, обусловленный демократическими реформами и потребностями обеспечения жизни и деятельности людей.

Наши рекомендации