Ф. перлс: живи здесь и теперь
Не могу не рассказать вам о Ф. Перлсе. Его методами я пользуюсь сейчас. Он мой современник, но о нем я узнал только в 1982 г.
Фредерик Перле (1893—1970) родился в Берлине. Он пишет о себе как о паршивой овце: он постоянно воевал с родителями, его исключали из школы, он не ладил с авторитетами. Во время первой мировой войны Перле, окончив университет, служил в армии. Затем он начал психоаналитическое обучение в Вене. В 1933 г. он бежал в Южную Африку, где основал психоаналитический институт. В 40-е гг. Перле порвал с психоаналитическим движением. В 1946 г. эмигрировал в США, где продолжал разрабатывать метод гештальттерапии. В 1962 г. в Нью-Йорке он основал одноименный институт. Его метод стал завоевывать широкую популярность, а в последние годы получил развитие и у нас в стране.
Перле не занимался прошлым. Он подчеркивал важность рассмотрения ситуации в настоящем. Осознание человеком того, как он ведет себя от мгновения к мгновению, более важно для понимания себя, чем понимание того, почему он ведет себя таким образом. Его
Конец страницы 57
¯ Начало страницы 58 ¯
подход озвучен в идее И. Христа, который советовал заботься о сегодняшнем дне, завтрашний день сам о себе позаботится. Мой молодой друг, хорошо ли вам СЕЙЧАС?
По Перлсу, ни один инстинкт не является основным: все потребности — прямое выражение органических инстинктов.
Перле в своей практике использовал положения гештальтпсихологии (гештальт — фигура, образ, нечто целое), первое из которых— анализ частей не может помочь пониманию целого, поскольку целое определяется взаимосвязью и взаимозависимостью частей.
Винегрет — это не капуста, не картофель, не морковь, не огурец; это винегрет. Выделенные из винегрета капуста, картофель, морковь, огурец не равны тому, чем они были в винегрете. Так и выделенные из гештальта части не тождественны тому, чем они были ранее.
Второе положение— организм приспосабливается к среде, достигая оптимального равновесия и органи-
Рис. 2
Конец страницы 58
¯ Начало страницы 59 ¯
зации частей, и нельзя изменить какую-то одну часть, чтобы при этом не изменились и другие. Организм в данном поле выбирает для себя нечто значимое. Он становится фигурой, а все остальное становится фоном. А выбирает организм то, что ему интересно и важно в данный момент. На рис. 2 человек, испытывающий жажду, увидит рюмку. А человек с сексуальными проблемами — целующуюся парочку. На рис. 3 повеса увидит привлекательную женщину, а женщина, которая не ладит со свекровью, — уродливую старуху. Все органы, ощущения, движения мысли подчиняют себя этой потребности. Они могут быстро сменить свои подчинение и функцию, и как только потребность удовлетворяется, фигура отступает в фон. Вы уже целый час читаете с интересом эту книгу. Интерес стал угасать, и появилось чувство голода, но необходимость продолжать чтение заставляет вас не отрываться от книги. На одном фоне две фигуры. Вы уже не усваиваете того, что написано здесь, и в то же время вас беспокоит чувство голода. Жизнь становит-
Рис. 3
Конец страницы 59
¯ Начало страницы 60 ¯
ся серой. Прекратите чтение, пройдите на кухню, завершите гештальт, связанный с чувством голода. Он более важный, чем чтение моей книги.
Как только удовлетворится потребность в еде, фигура (чувство голода) отступит в фон, и вы вновь с интересом будете читать книгу.
А вот следующие несколь строк я хотел бы, чтобы вы запомнили, мой молодой друг!
Перле дает два критерия психологического здоровья и зрелости: опора на себя и переход на саморегуляцию, тогда как незрелый человек пытается манипулировать другими людьми и менять ситуацию. К сожалению, у нас много психологически незрелых людей. Процесс направлен на созревание организма, который обладает способностью достигать оптимального равновесия внутри себя и между собой и средой.
Мир никакой, мир такой, какие мы. Два человека, рядом загорающие на пляже Черного моря, живут в разных погодных условиях. На море волны. Для одного (психологически зрелого) это хорошо, для другого (незрелого) плохо. Но надо не жаловаться на волны, а обучаться в них плавать. То же касается и житейских бурь.
Саморегулируемые, опирающиеся на себя индивиды характеризуются свободным изменением и отчетливым формированием фигуры-фона, в выражении своих потребностей в контакте и уходе. Они знают о своих способностях и возможностях выбирать средства для удовлетворения потребностей, когда эти потребности возникают. Они сознают границы между собой и другими и внимательны к различению своих фантазий о других и среде и того, что воспринимается в непосредственном контакте. Пути психологичес-
Конец страницы 60
¯ Начало страницы 61 ¯
кого роста Перле видит в завершении ситуаций, или гештальтов.
Мой молодой друг, я желаю вам удачного выбора профессии, пытаюсь вам помочь. Но если не повезет, кого вы будете обвинять, на кого досадовать?
Перле полагал, и можно с ним согласиться, что в нашей культуре переоценивается словоговорение. Он назвал три его уровня: цыплячий помет (болтовня в обществе, когда произносятся общие фразы типа «молодежь распустилось», «правительство ничего не делает»), бычье дерьмо (извинения, рационализация — объясните мне, почему под Новый год вы всю ночь не спали, съели в пять раз больше, чем нужно организму, и кончилось это обострением язвы желудка, это и будет оно самое), слоновья струя (теоретизирование — объяснение женщины, которая говорит, что она не разводится с мужем-алкоголиком, потому что ребенку нужен отец).
Об остальных психологах психоаналитического направления я скажу буквально несколько слов не потому, что они мало сделали, а потому, что все равно всего не расскажешь. И не столько для общего образования, а так, чтобы они читателю принесли практическую пользу.