Здесь и теперь против там и тогда

В основе первого лежит нечто весьма грандиозное: буддийская випасана, которая, по утверждению адептов, её практиковавших, вполне могла привести человека к Просветлению. Наша, однако, задача в контексте означенной психотехнологии куда как проще, хотя по-своему тоже грандиозна: сделать вас готовым для нейротрансформинга нулевой ступени. Для чего вернуть вам (или усилить в вас) ощущение жизни в полном и истинном её осознании, т. е. без попыток втиснуть великолепие человеческой жизненедеятельности в прокрустово ложе привычных для вас оценок и категорий (хорошо — плохо, правильно — неправильно и т. п.). Дело в том, что в нашей жизни мы можем пребывать как бы в трёх зонах этого самого осознания. Внешней — это когда мы видим, слышим и ощущаем окружающий мир. Внутренней — когда мы в основном внутренне ощущаем, но, при некотором усилии, ещё и видим и слышим: только своё тело и процессы в нём. И средней — это когда мы размышляем по поводу первого или второго или просто занимаемся мыслеблудием, как правило, включающим оценки и обвинения (не важно — по поводу себя, других, жизни и мира). Именно в данной зоне пребывает большинство существующих в этом мире людей — существующих, а не живущих. Так как жить можно только лишь во внешней и внутренней зоне, ибо они суть подлинное восприятие мира. Тогда как средняя зона является только лишь мыслями по его (восприятия) поводу. Не случайно, индийские мудрецы снисходительно улыбались на обвинение в том, что они якобы не живут, а медитируют, ибо в своих медитациях они как раз-то и жили, познавая мир от и до (нам это не дано, ибо вместо того, чтобы пристально, до конца и полного понимания, изучать нечто во внешней или внутренней зонах осознания, мы привычно и трусливо убегаем в среднюю зону своих скоропалительных выводов и оценок, а также основанных на них негативных чувств и суждений). Этот — подлинной жизни — момент, удивительно тонко, точно и конкретно, подмечен в известной дзеновской притче (По: [10]).

«Наставник винаи Юань поинтересовался у Чжаочжоу: «Вы продолжаете заниматься духовным воспитанием?» — «Постоянно занимаюсь этим» — «Каким же образом?» —

«Когда подносят рис, я ем; когда подступает усталость, я засыпаю», — ответил Чжаочжоу». — «Все так поступают. Получается, что все занимаются духовным воспитанием, подобно вам!» — «Не совсем». — «Почему?» — «Когда приходит время трапезы, они не просто едят; их тяготят разные мысли. Когда наступает час для сна, от не засыпают; их заботят бесчисленные поиски выгоды».

Так вот: средняя зона, с её мыслеблудием и замутненностью эмоциями, категорически противопоказана для нейротрансформинга. И, потому, созданию у вас оптимального для изменения реальности состояния, за счёт нижеописанной психотехнологии, право, стоит посвятить достаточно времени. Нет, не активной жизни, а, например, когда вы не заняты какой-либо деятельностью или чем-нибудь не увлечены (в общественном транспорте, в очереди, на скучном заседании, и т.д.). Делать же вам надлежит следующее.

Отпустите своё внимание и позвольте ему блуждать во внешней зоне. Затем всякий раз, когда оно на чём-то остановится или будет чем-то привлечено, всмотритесь или вслушайтесь в то, что остановило ваше «attention», но не просто так, а как бы с детским изумлением и любопытством, одновременно проговаривая про себя: «Сейчас я замечаю и осознаю…» (розетку, блеск лампы, гудок машины за окном, скрип открываемой двери и т. д. и т. п.). Делайте это не какое-то строго определённое время, а просто — пока не надоест. А после сразу «нырните» во внутреннюю зону, последовательно перебирая все ощущения в теле, которые привлекут ваше внимание с одновременным проговором фразы: «Сейчас я замечаю и осознаю…»(бурчание в животе, дрожание в левой икре, мурашки в области таза—и т. д. и т. п.). Когда вам и это надоест, опять вернитесь во внешнюю зону (и побудьте в ней до тех пор, пока хочется).

Такой вот цикл, иногда именуемый циклом «контакт — уход» проделайте не менее трёх раз, после чего как бы отпустите себя и с интересом понаблюдайте, куда теперь «рванёт» ваше внимание. Очень может быть, что оно направится в среднюю зону, но зона эта к данному конкретному моменту уже будет как бы куда как более пуста (на треть, на половину…). Потому что многие из глупых мыслей и беспричинных негативных эмоций, живущих как раз в данной, отнюдь не золотой, середине, и мешающих вам наслаждаться благолепным великолепием Реальности (Великого Здесь и Теперь), не дождавшись вам, уберутся восвояси. Почти как в анекдоте: «Однажды к нему в голову пришла мысль. Но не застав никого дома, тихо удалилась».

На всякий случай привожу алгоритм использования этой психотехнологии осознания «Здесь и Теперь».

1. Расслабьтесь и направьте своё внимание во внешнюю зону осознания (внешний мир). Фиксируйте всё, что его привлечёт, сопровождая эту фиксацию словами «Сейчас я замечаю и осознаю…». Делайте это до тех пор, пока не надоест.

2. Переместите своё внимание во внутреннюю зону осознания (собственное тело). Фиксируйте всё, что его привлечёт, сопровождая данную фиксацию словами «Сейчас я замечаю и осознаю…». Делайте это до тех пор, пока не надоест.

3. Проделайте цикл «Контакт (внешняя зона осознания) — Уход (внутренняя его зона)» не менее трёх раз.

4. Отпустите ваше внимание и понаблюдайте за тем, что произойдёт. При его спонтанном возвращении в среднюю зону осознания (мысли + чувства) оцените, как вы теперь относитесь к тому, что там варится, и вообще — как себя чувствуете и о чём думаете.

Развитие полноты осознания

Однако, это только лишь цветочки. Ягодки в плане совершенно необходимой не только для качественного нейротрансерфинга, но и просто жизни — эффективной и счастливой — полноты осознания требует ещё кое что. А именно обретения трёх совершенно уникальных способностей. Спокойного присутствия — где угодно и когда угодно. Наслаждения от пребывания в бесконечном Здесь и Теперь вашей жизни. И незамутнённого «пылью ложных страстей» (Дзен) взгляда на действительность? Конечно, уже и сами по себе упражнения в осознании «Здесь и Теперь» могут, в конце концов, привести вас к обретению всех этих трёх ну просто потрясающих способностей. Однако, вы можете значительно ускорить процесс их (способностей) «заполучения», ежели начнёте регулярно практиковаться в описанной в прекрасной книге Дж. Кабат-Зинна [18]психотехнологии «остановки мгновения» (название моё, так как я немного дополнил эту психотехнологию, а Кабат-Зинн вовсе её никак не называл). С учётом того, что я уже довольно обстоятельно обговорил основные моменты осознания «Здесь и Теперь», позволю себе привести только лишь алгоритм данной техники.

1. Приобретите или одолжите на достаточно продолжительное время наручные электронные часы с сигналом.

2. Настройте их так, чтобы они подавали этот сигнал каждые полчаса кроме, разумеется, времени вашего сна.

3. Всякий раз, где бы вы не находились и чтобы не делали, по сигналу прекратите (приостановите) любую деятельность и сами себе ответьте на вопрос: «Я «Здесь и Теперь» или уже улетел (меня унесло) в какое-то «Там и Тогда»?

4. Вернувшись в «Здесь и Теперь» как бы укорените себя в текущем моменте, ответив опять-таки себе самому на четыре вопроса:

«Что я вижу прямо сейчас?» (всмотритесь и увидьте)

«Что я слышу прямо сейчас?» (вслушайтесь и услышьте)

«Что я чувствую прямо сейчас?» (вчувствуйтесь и ощутите)

«Что я думаю прямо сейчас?» (вдумайтесь и непредвзято оцените, чем заняты сейчас ваши мысли).

Наши рекомендации