Особые замечания по проведению и оценке психометрических данных методики д. векслера
После общего патопсихологического обследования проводится методика Д. Векслера (WAIS для взрослых от 16 лет и ABM- WISC от З до 16 лет) с обязательным качественным, не предусмотренным самим Векслером, анализом каждого субтеста. Здесь мы дадим предостережения, касающиеся часто встречающихся в практике ошибок психологов-диагностов. Странно дополнительно указывать на необходимость точного соблюдения инструкций и времени, отведенного на каждый вопрос или задание, но на практике эти условия часто нарушаются экспериментаторами. А ведь время выполнения входит в систему количественной оценки задания. Аргумент, что психоорганический синдром ухудшает результат испытуемого при ограничении по времени, несостоятелен, так как определяется относительное положение испытуемого в популяции, а школа и жизнь предъявляют требования ко всем одинаковые. «Гуманный» подход при определении интеллектуального развития с желанием искусственно завысить интеллектуальный потенциал в экспертных условиях (рекомендация массовой школы, судебная экспертиза) работает не на пользу индивидууму. Снятие темпоральных ограничений при психометрии интеллекта абсолютно недопустимо.
Напомним при этом, что консультативная тактика психолога при диагностике интеллектуальных способностей ребенка в решении вопроса о типе школы (массовая или коррекционная) компенсирует категоричность, определенность его вывода. Если перед поступлением в 1-й класс возникает проблема интеллектуальной недостаточности, то при развитии интеллекта на уровне легкой дебильности или пограничной и умственной отсталости и отсутствии значительных поведенческих нарушений (гиперактивности, импульсивности) и нейродинамики (выраженная неустойчивость внимания, значительные мнестические нарушения, общая торпидность нервно-психической деятельности) рекомендуется все же попытка обучения в массовой школе при индивидуальном подходе и постоянном контроле и дополнительной помощи со стороны родных. Как показывает практика, в течение первого года посещения школы проблема обучаемости разрешается, и родители убеждаются в необходимости специальной программы поучения, реализуемой в коррекционных школах. Значим здесь и психокоррекционный аспект, связанный с ожиданиями родителей: они должны сами убедиться в необходимости специальных обучающих программ для ребенка и сформировать достаточно адекватный уровень своих притязаний относительно его будущих социальных успехов.
Субтест I — «Общая осведомленность»- — предполагает оценку знания сведений, усвоенных испытуемым в процессе естественной социализации, не обязательно связанной с образовательным и социальным статусом семьи, в связи с чем его иногда называют «субтестом информированности». Это факты, известные из школьных программ (и даже методических занятий в детском саду) и из средств массовой информации. Таким образом, специальные «образовательные» занятия (музеи, походы, организованное чтение) в высококультурной «детоцентристской» семье повысят результативность испытуемого по данному субтесту, но отсутствие таковых чрезмерно не снижает шкальный балл. Исторический перелом, произошедший в нашей стране, заставляет изменить некоторые вопросы традиционной советской версии WAIS.
Отношение к этому субтесту как измерителю «информационной», «фактологической» эрудиции следует скорректировать.
Во-первых, когнитивный стиль (в самой общей бинарной его классификации, основанной на явлении функциональной асимметрии головного мозга, — абстрактно-логический, синистральный, или дескриптивно-образный, декстральный) накладывает отпечаток на сферу интересов индивидуума и предпочитаемую им форму подачи информации. Тогда разнобой конкретных фактов декстрального мышления не совпадает со скоростью и легкостью усвоения универсальных правил и инвариантных понятий синистрального мышления. Таким образом, конституциональные свойства индивидуума (генетически заданные соматические и психические свойства, влияющие на феноменологию индивидуальности) все же отражаются и в субтесте на информированность.
Во-вторых, отражается на его результативности и такая биопсихологическая формация, как тип характера. Нам приходилось обследовать субъектов (правда, довольно редко), беспомощных в некоторых бытовых понятиях субтеста, но хорошо ориентировавшихся в сугубо «книжных» знаниях (высокохудожественная литература, философские категории, математические понятия). При этом общий интеллект мог оказаться средним или ниже средней нормы. Как правило, это наблюдается при шизоидном радикале в типе характера, высокообразованной семье или микросоциуме с духовными ценностными ориентациями и престижностью универсального (то есть внепрофессионального) образования. Истероидные черты при высоком вербализме (обильно говорящие субъекты со страстью к узкопрофессиональной терминологии вне рамок их специальности) резко повышают оценку по этому субтесту («Огромная пустота, набитая эрудицией»). А ведь тип характера в значительной мере детерминирован генетически.
В-третьих, в психологической практике приходилось встречать индивидуумов с очень хорошей памятью (как правило, образной) и высокими показателями как в субтесте на кратковременную память (субтест V), так и в субтесте на информированность. Но даже хорошая образная память не компенсирует существенно более слабое развитие собственно логических структур (запоминается множество фактов, но не идеи и принципы).
Есть и еще одно замечание — некоторые вопросы предполагают не только знание о факте или явлении, но и умение формулировать свои мысли, то есть по сути включают дефинитивные операции (субтест VI). Таким образом, назрела необходимость привести задания субтеста в соответствие с текущими историческими реалиями, «расслоить» задания субтеста по разным операциям, а также статистически выверить «общеизвестность» (вероятность актуализации) отдельных сведений. Тем не менее пока что мы вынуждены использовать его именно в качестве «измерителя осведомленности».
Субтест II — «Общая понятливость», сейчас называемый «Социальная ориентация», — и в большой мере полидетерминирован, чем первый. Предполагается, что он оценивает способность индивидуума к социализации, усвоению социальных норм. Но он также включает интерпретацию пословиц, что относится не столько к социальным нормам и поведению, сколько к сугубо интеллектуальным пометкам (об этом мы писали выше). Уточним, что 0 баллов дается за тавтологию и более низкие уровни интерпретации, 1 балл за трактовку на 4 уровне нашей градации (см. раздел «Интерпретация пословиц») и 2 балла за 5 и более высокие уровни.
Остальные задания и вопросы носят весьма прагматический характер, причем в ответах испытуемого отражается и такое свойство личности, как субъектность, способность к самоинициации и проблемной ситуации, способность взять на себя ответственность за решение и поступок. Естественно, требуется знание социально-приемлемых способов поведения (один способ — 1 балл, два — 2 балла) и морально-этическая аргументация (2 балла), за один прагматический аргумент дается 1 балл, за два прагматических — 2 балла.
Интересно то, что нередко в практике диагностики олигофрений именно этот субтест оказывается одним из самых высоких (или самым высоким) среди остальных, достигая среднего и даже несколько выше уровня в стандартных оценках. Категорически неверна интерпретация этого факта как нереализованного интеллектуального потенциала субъекта при недостаточной для него образовательной среде (маргинальный микросоциум, коррекционная школа, «задняя парта» в массовой школе, интернат с низким уровнем школьных требований и т. д.). В судебно-экспертной стационарной практике (хорошая документация с детства, подробный катамнез, также хорошо документированный, общее мнение комплексной психолого-психиатрической комиссии) встречались индивидуумы не только с легкой, но даже с умеренно выраженной дебильностью, занимавшиеся мелкорозничной торговлей и мелким мошенничеством, требующими неплохого знания и понимания человеческих слабостей и пробелов правоохранительной системы. При полном отсутствии признаков (даже самых глубоких и изощренных) установочного поведения при психометрии интеллекта их второй субтест был самым высоким во всем профиле интеллекта. Таким образом, детерминанты социальной ориентации в ее прагматической форме пока неясны даже гипотетически (если уж общий интеллект играет, как выясняется, не главную роль).
В данном субтесте еще острее, чем в первом, чувствуется его гетерогенность — понимание идиом и социальных норм, а также способов поведения явно формируется механизмами разного организационного уровня (психический, психологический, социальный), что требует переструктурирования субтеста и его рестандартизации.
В субтесте III — «Арифметическом», или «Счетные операции», — следует строго соблюдать инструкцию и последовательность предъявления задания, не переставляя, к примеру, вычитаемое и уменьшаемое, — они должны следовать именно в этом порядке.
Дело в том, что при прямой последовательности чисел (сначала уменьшаемое, потом вычитаемое) может автоматически применяться операция вычитания без мысленного «конструирования» схемы отношений, то есть по сути применяется алгоритм решения без понимания его смысла. Умение применять алгоритм, безусловно, входит в общие интеллектуальные свойства, но не отражает способности испытуемого к «децентрации» (в парадигме Пиаже), к пониманию отношений объектов в симультанной форме. Иначе говоря, способность решить задачу на вычитание в одно действие при предъявлении условия (чисел) в прямом порядке может не сочетаться со способностью ее решить при обратной последовательности условий, когда требуется «перевернуть» два числа. Такими показателями как в субтесте на кратковременную память (субтест V), так и в субтесте на информированность. Участие в арифметических навыках разных логических операций и декстрально-синистральных парадигм мышления заставляет задуматься над конструированием другого варианта субтеста с расслоением его на отдельные математические операции и способы их решения.
После проведения этого субтеста необходимо определить механическое знание таблицы умножения, а потом сопоставить со сформированностью операций второго порядка (умножения и деления), со способностью испытуемого применять операцию умножения или деления при решении задач. Следует отметить, что нередко испытуемые заменяют деление или умножение операциями первого порядка (сложения или вычитания), что свидетельствует о несформированности школьных счетных навыков, но скорость подсчета при этом бывает довольно высокой, что маскирует указанный дефект.
Отдельно в письменном заключении необходимо отмечать способность решать задачи в два действия, иногда стоит предложить эти задачи и помимо Векслеровского ряда.
В субтесте IV — «Сходство», или, по-современному, «Уровень обобщения», — необходимо точно и правильно оценивать ответы подэкспертного: двумя баллами оценивается только применение родового понятия без помощи со стороны экспериментатора, перечисление же частных существенных признаком оценивается одним баллом.
В этом субтесте особенно важен качественный анализ, поскольку возможен такой вариант успешности, когда решены все задания с оценкой в один балл и средняя стандартная оценка соответствует средней норме, в то же время с качественной точки зрения мышление не достигает категориального уровня, а это уже один из признаком умеренно выраженной дебильности.
Категорически нельзя заменять положенный по инструкции вопрос: «Чем похожи...?» заданием: «Дай общее слово», так как это уже прямая проба на родовое понятие, значительно более простая.
Кроме указанного недостатка этого субтеста имеется еще один — все пары могут быть обобщены по родовому понятию, кроме некоторых, где характер школьной программы жестко предопределил отношения исходного продукта и его деривата («Древесина спирт»), а истинное родовое понятие («Органические вещества») маскируется еще и слабой сопоставимостью объектов (один — чистое химическое вещество, другой — сложноструктурированная субстанция принципиально другого уровня организации материи), из-за чего даже высокоинтеллектуальные лица трудно воспринимают этот вопрос, легко решая последующие. Но нивелировка этого явления — также задача будущей работы исследователей.
Субтест V — «Перечисление цифр», или «Объем кратковременной памяти», — как считается, вместе с субтестом VIII («Недостающие детали») оценивает «базовые интеллектуальные способности», то есть предполагается, что память и внимание являются наиболее обобщенными, филогенетически родовыми компонентами интеллекта, его «корнями» (это следует из общих рассуждений исследователей и приведенного названия). Но теоретический и нейропсихологический анализ такого подхода позволяет усомниться в этой роли аттентивно-мнестических образований.
Как известно из нейрофизиологии свойством памяти обладают не просто практически все нейронные структуры, но и сама нервная ткань и ее структурная единица нейрон.
Нейропсихология обнаружила, что модально-специфические нарушения памяти и внимания возникают при поражении разных отделов анализаторов, то есть морфологических структур, специально занятых репрезентативной (отражательной) функцией. Но существуют и модально-неспецифические нарушения памяти, обусловленные дисфункцией подкорковых образований, занятых регуляцией аттентивных и мнестических процессов.
Таким образом, если принять за интеллект в широком смысле (теоретическом, общепсихологическом) способность системы (организма) наиболее полно и адекватно отражать пространственно-временные (спатиально-темпоральные) характеристики среды (в соответствии с концепцией Б. Г. Ананьева), то память и внимание относятся к системам, регулирующим всю психическую деятельность (и эмоциональную, и психомоторную). Если же за интеллект в узком смысле (оперативно) принять только эффективность функционирования мышления (именно так понимают его и зоопсихологи, и прикладные психологи, и все практические психологи), то тем более память и внимание надо исключать из рассмотрения.
Вне всяких сомнений, аттентивно-мнестические процессы оказывают влияние на итоговые характеристики интеллектуальной продукции, но это скорее «техническое» обеспечение — объем информации, доступной для манипулирования, темпоральные параметры, а не собственно операторные структуры и свойства. Эмоциональные состояния в не меньшей мере влияют на работу мышления (снижение уровня мышления при депрессии, ускорение ассоциативного процесса с одновременным снижением точности оценки существенности признака и его вероятности в маниакальном или аффективном состоянии), но эмоциональные свойства не включены в структуру интеллекта. Иначе говоря, состояние желудочно-кишечного тракта и его содержимого влияет на работу ЦНС вообще и головного мозга в частности («Пустое брюхо к учению глухо»), но эту подсистему организма все же не объединяют с ЦНС, хотя принцип целостного функционирования системы (организма) признается однозначно.
Таким образом, мы считаем, что называть память и внимание «базовыми свойствами интеллекта» некорректно в такой же мере, как ЖКТ — «базовой структурой ЦНС». Это не призыв не проводить субтесты V и VIII, тест стандартизован, поэтому искажать процедуру его проведения невозможно. Это мнение, связанное с интерпретацией, терминологическим описанием и теоретическим осмыслением полученных данных.
Субтест V — «Словарный», называемый нами «Дескриптивным мышлением», — несправедливо (с нашей точки зрения) считается измерителем лексического запаса испытуемого.
Объем индивидуального лексикона во-первых в короткие сроки трудноизмерим; но вторых, выражал бы ту механическую вербальную эрудицию, которая детерминирована микросоциальными условиями, что не является главной проблемой теста, это задача критериально-ориентированною теста, то есть экзаменационного.
Как нам кажется, здесь выявляется сформированность дефинитивного мышления индивидуума. А, поскольку дефиниция, определение понятия, бывает в разных формах (по логико-философским разработкам):
1) указательная (отсылка к реальному объекту);
2) дескриптивная (описание его свойств);
3) функциональная (перечисление функций дефинируемого явления или объекта);
4) родо-видовая, когда сначала дается понятие, родовое по отношению к определяемому, а потом уточняется видовая специфичность (признаки, дифференцирующие объект среди родственных по родовому множеству), то и здесь, на эмпирическом материале, можно было бы ожидать проявления подобных форм. И наша практика в сущности верифицировала реальность этих форм.
Нам удалось выявить и поуровнево расположить следующие формы дефинитивного мышления:
1) тавтологические дефиниции (повторение);
2) функциональные («для того, чтобы...»);
3) перцептивные (описание несущественных внешних признаков);
4) дескриптивные (когда понятие описывается по частным признакам, но все существенное учтено);
5) с правильной родо-видовой конструкцией (дается родовое определение с правильным перечислением видовых признаков);
6) полный синоним (полнота определяется в разумных пределах, так как в живом языке полные гипонимы бывают редко, чаще это понятия с пересекающимися семантическими полями).
Уровни 5 и 6 дают 2 балла, 4 и оценивается 1 баллом, а 3-й и 2-й — в зависимости от сложности понятия и интуиции экспериментатора.
С точки зрения теоретической чистоты выделенных уровней следует заметим, что последовательность функционального и перцептивного (2го и .3го). уровней спорна, требуется точное исследование на эту тему (появляются они в онтогенезе и по уровням интеллектуального развития последовательно и именно в таком порядке или одновременно?). То же можно сказать относительно 5-го и 6-го, но здесь мы можем заявить достаточно уверенно, что нередко знание синонима не гарантирует способности дать родо-видовое определение данного понятия.
Субтсст VII — «Шифровка» — нередко называют «Символизацией», что явно не доказано ни в эмпирических исследованиях — коррелирует ли способность к символическому, логическому мышлению (их обычно синонимизируют) с показателем этого субтеста, ни в теоретическом анализе — является ли механическая связь двух знаков символической. Но клинические наблюдения показывают, что чаще этот показатель отражает скорость письма испытуемого и объем кратковременной или оперативной памяти, впрочем, это наблюдение научно не проверено.
Субтест VIII — «Недостающие детали», или «Внимание», — уже обсуждался ранее. Дополнительно можно отметить, что так и остается неясным, собственно аттентивные параметры здесь измеряются (хотя бы в наиболее общей и недифференцированной форме) или какие-то свойства перцептивной деятельности, или даже образного мышления, поскольку теория функциональной асимметрии дает материал для радикально иной интерпретации данного субтеста. Даже если и считать его измерителем аттентивных свойств субъекта, то тогда уж здесь оценивается модально-специфическое внимание, связанное, как известно, с определенными кортикальными поражениями (коры окципитальной доли), что явно не соответствует нежа что применяемой интерпретации (как оценка модально-неспецифичного внимания).
Субтест IX — «Кубики Кооса (конструирование)» — мы называем «Аналитический конструктивный праксис». Первые годы применения WAIS в Советском Союзе (70-е гг. XX в.) его чаще пытались называть субтестом на абстрактное мышление, что даже на уровне тех представлений было категорически неверно.
Абстрактным мышлением называют способность оперировать вне-чувственными понятиями или информацией, то есть понятиями, не имеющими чувственного коррелята, образа, перцепта. Но здесь-то имеет место манипуляция именно визуальными конструкциями.
Не совсем ясно, обосновано ли наше заключение, но почвой здесь является тот факт (возможно, поверхностным), что требуется расчленение образа на некие элементы, модули, заданные формой и окраской кубиков. На клиническом материале при анализе профилей интеллекта есть впечатление, что этот субтест положительно коррелирует со «Счетными операциями» и/или «Уровнем обобщения», что требует проверки. Если это так, то он отражает скорее синистральное (ловополушарное) мышление, чем декстральное (правополушарное)
При работе с аналитическим конструктивным праксисом следует быть очень осторожным при оказании помощи. В качестве решенных оцениваются задания, выполненные полностью самостоятельно и с абсолютно правильной пространственной ориентацией фигуры. Наличие помощи и умение ее использовать отмечается в протоколе особо, а в общем заключении входит в описательную часть.
Субтест X — «Последовательные картинки» — у нас называется «Сукцессивный гнозис». Отражает он, как нам представляется, способности испытуемого к пониманию причинно-следственных отношений, умение выстраивать темпоральные цепочки, что и определило наше название. Но следует учесть, что немаловажным компонентом успешности в этом субтесте является и способность заметить существенные детали (аналог VIII), знание и понимание микросоциальных ситуаций (аналог II), знание общепринятого значения и частного смысла компонентов ситуации, например что это за журнал «Крокодил» (аналог I). Иначе говоря, это один из самых поликомпонентных субтестов, что и хорошо, и плохо: неясно, что он измеряет, но клинически видно, что он очень тесно связан с общей оценкой интеллекта.
В ходе выполнения задания на сукцессивный гнозис необходимо проконтролировать понимание подэкспертным смысла ситуации, так как возможен правильный расклад картинок по ошибочной логической схеме или даже случайным (но случайно правильно!) образом.
Субтест XI — «Складывание фигур», у нас именуемый «Предметный конструктивный праксис», — отражает способность синтеза отдельных элементов в единое целое, причем из области не абстрактно-геометрических, а реальных предметов, что с высокой вероятностью вводит данный субтест и сферу действия декстрального мышления.
Впрочем, если считать, что этот субтест оценивает «конструктивные способности» (как это нередко пишется в заключениях), то и тут неясно, обусловлены они (конструктивные способности индивидуума) только декстральными функциями или взаимодействием обеих гемисфер (в наших академических исследованиях гуманитариев, математиков и инженеров выявляется именно такой вариант).
В предметном конструктивном праксисе бывают случаи правильного опознания конструируемого объекта с неспособностью правильно его собрать, что, вероятнее всего, свидетельствует о серьезных нарушениях либо схемы действий (возможно, даже на нейропсихологическом уровне), либо каких-то декстральных операций мышления.
Рассмотрим типы профилей интеллекта, возникающие в клинико-психологической практике, понимая при этом, что их научно-статистическое обоснование еще впереди.
1. Гармонический профиль предполагает невысокую вариативность профиля (примерно в пределах менее одной сигмы, то есть менее 10 баллов) по субтестам. При этом какой-либо из известных типов измененных профилей (в слабом варианте) не прослеживается. В клинической практике такой профиль случается нечасто.
2. «Расщепленный» профиль — это наше операционально применяемое название (может быть, не очень удачное) для отражения явления большой разницы между уровнями вербального и невербального интеллекта.
В работе И. И. Мамайчук и Е. А. Бахматовой, выполненной на детях с гемипаретической формой ДЦП в начале 1980-х гг., было доказано, что явное превышение вербального интеллекта над невербальным свойственно органическому поражению правого полушария, а невербального над вербальным — левого. Мы не знаем их точных данных (процент совпадения таких соотношений, степень превышения в баллах или сигмах), но в пашей практике для предположения органического дефекта одной из гемисфер мы пользуемся критерием (довольно жестким) разницы в 1,5 сигмы (15 и более баллов). Ясно, что это органическое поражение может иметь самый разный генезис. Вклад социально-педагогической запущенности (доля участия) в такой форме профиля также не исключен, но оценка его веса ждет своего академического исследования.
Ясно, что, если вербальный интеллект соответствует пограничной умственной отсталости, а невербальный - умеренно выраженной дебильности (или наоборот), выводить общую оценку интеллекта как среднее между ними методологически неправомерно. В практике это делается в силу необходимости решения конкретных задач.
Практический специалист, в отличие от академиста, не имеет права на условные предположения и сослагательное наклонение. Кристальная чистота логики, прозрачная ясность и эстетическая гармония теории, трепетные переливы вероятностной оценки научно экспериментальных данных — все это трудно совместимо с кроимо и потом ударников психологической нивы.
3. «Органоидный» (также наше операциональное название) тип профиля диагностируется в случаях «западения» (заметного снижения относительно других субтестов) показателей субтестов V и VIII, что указывает на снижение аттентивно-мнестических функций, нередко при этом имеется и снижение по субтесту VII (возможно, имеется общая торпидность, отражающаяся в психомоторике). При диагностировании такого профиля дифференцировать вероятность органического поражения ЦНС (текущего или резидуального), органоидные изменения свойств нервной системы (то есть не деструктивно-морфологического генезиса, а иного, но по феноменологии сходные с органическими) и общую торпидность лиц с выраженными эиилентоидными чертами характера (торпидный вариант) невозможно; для этого потребуется анализ данных всего патопсихологического обследования и медицинские критерии.
4. Диссоциативный профиль — это очень резкие перепады результативности по субтестам, анализ которых не позволяет предположить какой-либо нейропсихологический синдром. Такой профиль может наблюдаться как при резидуально-органическом поражении, при процессуальном заболевании, так и при любых вариантах дизонтогений. Такой профиль — широкое поле для исследовательской работы, результаты которой уже сейчас остро востребованы практикой.
В заключение можно указать, что, учитывая ранее сделанные замечания относительно психологического содержания субтестов, выводить из профиля интеллекта рекомендации по поводу будущей профессиональной деятельности в консультативной практике (гуманитарный профиль, коммуникативная деятельность, техническая и т. д.) очень рискованно.