Эффективность батареи д. векслера
Двадцатилетний опыт работы с детьми как с нормальным, так и с инфериорным[2] интеллектом показывает, что оптимальной методикой для исследования структуры и оценки уровня интеллекта является батарея Д. Векслера (несмотря на многочисленные теоретико-методологические претензии специалистов к ней, признающих тем не менее, что другой столь же богатой по измеряемым параметрам и со столь же достоверной кросс-культуральной[3] адаптацией методики пока нет).
Батарея Векслера (WAIS и WISC-АВМ) по своим принципиальным позициям многогранна: включает как вербальные, так и невербальные формы мышления, конструктивный праксис, частично оценивает нейродинамику и даже позволяет оценить объем формально приобретенных знаний («кристаллизованный интеллект», эрудицию). В современной терминологии (такими категориями во время создания этой батареи еще не оперировали) можно сказать, что оцениваются как декстральные функции (правополушарные), так и синистральные (лево-полушарные); как идеаторные способности («мысленные»), так и конструктивные (действенные, моторные); как логические и математические возможности, так и социальная ориентация; как интуитивная «сообразительность», так и объем знаний, эрудиция.
Практически все вышеперечисленное в разрозненном виде и без методов количественной оценки применялось и применяется до сих пор в педагогической и детской психиатрической практике. Но если в педагогике и психиатрии определение степени развития разных сторон интеллектуальной деятельности носит скорее оценочный характер (лучше — хуже) и позволяет ранжировать испытуемых по степени развитости одной функции — у одного лучше, у другого хуже, то шкала Векслера позволяет сравнивать степень сформированности разных функций у одного и того же индивидуума в стандартных единицах.
Между тем и батарея Д. Векслера не дифференцирует достаточно точно (насколько это возможно при современном уровне психодиагностики) требуемый задачами практики уровень интеллекта — границы между низкой нормой и пограничной умственной отсталостью (ПУО), между ПУО и легкой дебильностью, границы между тремя степенями дебильности и имбецильностью. А определение этих границ имеет серьезные социальные последствия.
Индивидуумы с пограничной умственной отсталостью при отсутствии дополнительных отягощений (выраженный психоорганический синдром, гиперактивность, выраженный нейропсихологический синдром корковых поражений, очаговая дизлексия, выраженная эмоционально-волевая неустойчивость, неврологические стигмы) при благоприятных микросоциальных условиях (семейных, школьных) могут учиться в массовой школе, а при перечисленных осложнениях — только в коррекционной.
Субъекты с олигофренией в степени легкой дебильности не служат в Вооруженных силах (ВС). Но еще десять лет назад такие индивидуумы определялись в нестроевую службу, а «комиссовались» (отстранялись от службы в ВС) только лица с диагнозом «Олигофрения в степени умеренно выраженной дебильности».
Пациенты с имбецильностью или с глубокой дебильностыо и осложнениями (ранее перечисленными) имеют право на инвалидность разных групп. А в судебно-экспертной практике все уровни интеллектуального поражения в сопоставлении с тяжестью преступления оцениваются на предмет ограниченного вменения вины (и изменения тяжести наказания). Так что социальная значимость и ответственность работы клинического психолога весьма высоки.
Как показали многолетние исследования в сопоставлении с клинической оценкой и верификацией ее в катамнезе, формальные границы интеллектуальных диапазонов, выраженные в баллах IQ не являются строгими, они пересекаются. То есть IQ = 75 может соответствовать (по качественным параметрам) как пограничной умственной отсталости, так и олигофрении в степени легкой дебильности. Аналогичные примеры можно привести и для других диапазонов.
Кроме того, имея категорические ограничения по времени выполнения заданий (соблюдение которых совершенно необходимо для экспериментальной чистоты данных и по другим причинам), методика Векслера включает в структуру интеллекта и нейродинамические характеристики, жертвуя качественными параметрами. Испытуемые с выраженной торпидностью оказываются в невыгодном положении.
В значительной мере может повлиять на итоговым результат и функциональное состояние ребенка (начальные этапы усталости, эмоциональная неустойчивость, явлении вегетативной лабильности, не говоря уже об астенической форме психоорганического синдрома).
В 1988 г. в диссертационных работах А. Н. Корнева (детского психиатра) и Л. И. Лычагиной (клинического психолога) была также показана невозможность однозначного отнесения испытуемого к определенной группе умственной отсталости на основании только IQ.
Н. А. Мельникова в 1978 г., оценивая возможности ЛВМ-Ш5С при отборе детей во вспомогательные школы, указала на тот же факт. Она же сослалась на данные А. Ю. Панасюка, адаптировавшего ARM - WISC в нашей стране, который указывал границы для олигофрении до 80 баллов, а для пограничной умственной отсталости — от 80 до 90.
В 1999 г. в работе Ж. П. Цуциевой также обозначено, что средний IQ по методике АВМ- WISC 80 детей 4-8-х классов вспомогательной школы составил 74 балла. Между тем отбор этих детей в коррекционную школу происходит на комплексной медико-психолого-педагогической комиссии, при этом, как правило, дети уже учились в массовой школе (нередко с индивидуальным планом) и их неспособность осваивать учебную программу в нормативные сроки, общепринятыми методами, уже верифицирована.
Таким образом, данные почти 40 лет применения батареи Векслера в нашей стране однозначно свидетельствуют о категорической невозможности принятия порога в 70 баллов за границу нормы и патологии интеллекта.
Есть и еще причина для сравнения работы разных психометрических методик и изучения степени совпадения их итогового показателя. Указанные в МКБ-10 коэффициенты интеллекта не применимы в наших условиях, так как не обозначены психометрические методики для их определения (есть уточнение, что методики должны быть «надлежащие»), а при наличии таковой требуется ее кросс-культуральная адаптация на репрезентативной (достаточно объемной квотной) выборке.
В двухтомном «Руководстве по психиатрии» под ред. академика Г. В. Морозова (1988) указывается, что рекомендуемые ВОЗ границы IQ (олигофрения — до 70 баллов) основаны на шкале Бинэ—Симона 1905 г., в дальнейшем преобразованной в батарею Стенфорд—Бинэ. А она не однозначно соответствует шкале Векслера. Ее кросс-культуральная адаптация в нашей стране не производилась.
Таким образом, в настоящее время единственной психометрической методикой, адекватной целям экспертизы и степени ее ответственности, а также целям психологического консультирования при решении вопросов, связанных с жизненно важными рекомендациями, является только шкала Векслера, несмотря на то, что проведение такого обследования возможно лишь при индивидуальном обследовании испытуемого (групповое неосуществимо), принципиально некомпьютеризируемо и занимает гораздо больше времени.
При анализе психологических заключений приходится сталкиваться с тем, что не указывается применявшаяся батарея, отчего разные IQ, полученные у разных исследователей, сравнивать нельзя. Некоторые исследователи, работающие в этой области, также настаивают на необходимости указания в экспертном заключении применявшихся методик (О. Д. Ситковская, 1992). Например, серьезные последствия повлекло за собой незнание того, что границы 7(3, указанные в МКБ-9 для олигофрении (меньше 70 баллов), определялись шкалой Стенфорд—Бинэ, широко применявшейся в те годы за рубежом, что отразилось в постановлении Министерства обороны. Данный документ требовал указания цифр IQ, на основании которых (и только их) решался вопрос о наличии диагностически значимой степени умственной отсталости. У нас же медицинские психологи изначально пользуются батареей субтестов Векслера, которая к тому же, как было сказано выше, оказалась наиболее адекватной клиническим задачам. Все это привело к массовому направлению лиц, страдающих олигофренией, в Вооруженные силы. Наличие таких индивидуумов в военных подразделениях негативно отражалось не только на положении самого призывника (не справлявшегося с требованиями военной среды), не только при строевой подготовке всею подразделения, но и нарушало моральный климат в военной части, так как они (олигофрены) в силу своих психологических особенностей провоцировали многообразные проявления «дедовщины». Таким образом, учитывая
1) несопоставимость показателей 1О и разных интеллектуальных батареях;
2) невозможность достаточно достоверно и однозначно отнести испытуемого к диагностически значимой группе только на основании числового показателя IQ;
3) отсутствие в психометрических батареях многих качественных показателей зрелости мышления, известных ранее из педагогической и дефектологической практики;
4) отсутствие общеизвестных критериев, сопоставляющих психометрические показатели и патопсихологические признаки, выявленные за последние двадцать лет;
5) жизненно важные последствия психологической диагностики в сфере психометрии интеллекта (судебно-психологический вывод о способности нести ответственность за содеянное преступление, направление в Вооруженные силы, рекомендация обучения в коррекционной школе, ограничение в трудовой деятельности, рекомендация группы инвалидности), представляется целесообразным в какой-то мере унифицировать схему психологического обследования при интеллектуальной диагностике, а в заключении психолога, обосновывающем оценку уровня развития интеллекта, обязательно указывать применявшиеся методики (это не касается заключений психолога в судебно-экспертной практике, связанных с индивидуально-типологическими характерологическими и личностными особенностями).
Кроме того, назрела необходимость создать принципиально новую интеллектуальную батарею на основе академических разработок по структуре интеллекта и операциям мышления.
В дальнейшем тексте нередко будут возникать замечания автора относительно сугубо эмпирических (на уровне клинического наблюдения) оснований для выделения каких-либо признаков. Как правило, при этом имеются указания на необходимость академического исследования по данной узкой проблеме в диагностике интеллектуальных свойств. Автор приглашает к научному сотрудничеству специалистов, работающих во всех сферах, где требуется интеллектуальная и личностная диагностика, а также в области клинико-психологической и психологической судебной экспертизы.