Влияние отношения взрослого на эмоциональное состояние ребенка в детском саду
Воспитание в системе отношений "ребенок - взрослый". Понятие "отношение" человека к человеку. Структура отношений. Особенности эмоционального отношения воспитателя к дошкольнику. Составляющие этого отношения. Влияние различных компонентов эмоционального отношения на эмоциональное благополучие ребенка на разных возрастных этапах.
Основные понятия: отношения, структура отношения человека к человеку, эмоциональное отношение взрослого к ребенку, значимость отдельных компонентов эмоционального отношения воспитателя для детей разных возрастов.
Очень важным и необходимым условием эмоционального благополучия ребенка в детском саду является хорошее отношение к ребенку взрослых, работающих в дошкольном учреждении. Ребенок с радостью идет в тот детский сад, где его ждут, где проявляют к нему искренний интерес, помогают преодолевать неудачи, радуются успехам.
На эмоциональный комфорт (как и дискомфорт) ребенка в детском саду в первую очередь влияют воспитатель и помощник воспитателя группы. Это первые значимые люди в ближайшем окружении дошкольника после близких взрослых.
Выше мы немного касались вопроса значимости воспитателя в развитии дошкольника (воспитатель как предпочитаемый партнер по общению для детей раннего и отчасти младшего дошкольного возраста, роль воспитателя в адаптации к детскому саду).
Насколько значим для дошкольников воспитатель, мы определили также с помощью методики "Два дома", проверенной нами в старшей и подготовительной группах. Напомним, что дети должны были поселить в красивом доме и доме с противоположными характеристиками всех значимых для них людей. Большинство детей вспомнили воспитателей и поселили их в красивом доме; причем у некоторых детей воспитатели фигурируют на первом месте в распределении жильцов. Интересен и тот факт, что в некоторых случаях предпочтительными обитателями красивого дома оказывались воспитатели, а не родители.
Каким же образом отношение взрослого опосредует эмоциональный комфорт ребенка в группе, какие средства опосредования имеются в арсенале воспитателя?
Для ответа на эти вопросы сначала следует разобраться с понятием "отношение".
Отношение в социальной психологии рассматривается как система чувств, поведенческих реакций в общении с человеком, особенностей понимания и восприятия его поступков и действий. Таким образом, всякое отношение человека к человеку характеризуется эмоциональными, поведенческими и когнитивными компонентами:
в эмоциональном выделяют: симпатии - антипатии, близость - отстраненность, уважение - поощрение;
в поведенческом - доминирование, кооперацию, потакание и автономию;
в когнитивном - адекватное и неадекватное восприятие и понимание другого человека.
Исходя из специфики взаимодействия "взрослый - ребенок", отношение воспитателя к ребенку мы рассматриваем как систему разнообразных чувств к ребенку, поведенческих стереотипов,
практикуемых в обращении с ним, особенностей понимания и восприятия характера ребенка, его поступков.
Ориентируясь на исследования авторов, в которых взаимодействие эмоций рассматривается как один из основных механизмов, активизирующих сферу представлений, познавательных процессов, сознания в целом (В. К. Вилюнас, В.П.Зинченко, Д. А. Леонтьев, А. Д. Кош слева), мы можем рассматривать данное определение отношения воспитателя к ребенку как "эмоциональное отношение".
Многочисленные наблюдения, проведенные во всех группах детского сада, дали интересный материал для характеристики отношения воспитателей к детям. Мы попробуем с точки зрения ребенка определить компоненты эмоционального отношения к детям (как значимые, так и менее значимые) и объединить их в следующие группы.
1.Различные действия воспитателя, присущие ему в большейили меньшей степени:
наказывает - не наказывает;
кричит - не кричит;
жалеет - не жалеет;
ласкает - не ласкает.
2.Общий эмоциональный фон в работе воспитателя:
спокойный, флегматичный;
ярко эмоциональный, возбудимый;
неадекватный, непоследовательный; другие разновидности.
3.Особенности принятия ребенка:
адекватно позитивное восприятие и понимание действий и поступков ребенка;
неадекватно отрицательное восприятие ребенка, ожидание от него отрицательных действий и поступков.
4.Наличие и характер дистанции между воспитателем и ребенком:
решает проблемы ребенка, находясь рядом с ним, на одном уровне, относится как к равному партнеру по общению;
решает проблемы ребенка и взаимодействует с ним отстраненно, свысока, чаще всего, когда речь идет о дисциплинарных вопросах.
Чтобы определить значение каждого компонента отношения в обеспечении эмоционального комфорта детей разных возрастов, мы провели серию наблюдений, а также разработанную нами игровую методику "Детский сад". Методика проводится индивидуально с каждым ребенком и представляет серию игровых ситуаций, в которых ребенок берет на себя роль воспитателя и совершает за него все действия и высказывания, а роль ребенка берет на себя экспериментатор. Сведения, полученные с помощью данной методики, мы дополнили анализом анкет, предложенных родителям. Последним надо было определить, как поступит воспитатель их ребенка в различных ситуациях.
Анализ полученных данных свидетельствует о том, что место и значение каждого компонента эмоционального отношения зависят от уровня самосознания дошкольника и особенностей понимания и восприятия им другого человека.
В младшем дошкольном возрасте по влиянию, оказываемому на эмоциональное состояние ребенка, на первое место выходят конкретные действия воспитателя (наказывает - не наказывает; кричит - не кричит; жалеет - не жалеет; ласкает - не ласкает). Во всех этих действиях ребенок видит общее, недифференцированное отношение себе. За каждым отрицательным действием по отношению к ребенку почти всегда следует его бурная, аффективная реакция. Для детей этого возраста также имеет значение общий эмоциональный тон в работе воспитателя. Малыши, для которых характерны высокая подвижность и пластичность нервной системы, благоприятнее воспринимают спокойного, в меру эмоционального воспитателя.
С ростом самосознания дошкольников, изменением отношения к другому значимость каждого компонента эмоционального отношения воспитателя изменяется.
В среднем и старшем дошкольном возрасте исключительное значение приобретают особенности восприятия воспитателем ребенка, наличие и характер дистанции во взаимодействии с ним.
Характеристики воспитателя, связанные с особенностями нервной системы и темперамента ребенка (спокойно-флегматичный или возбудимый тип), отходят на второй план. Например, в детском саду в старшей группе дети очень любят обеих воспитательниц. Одна из них спокойная, другая, напротив, ярко эмоциональная и к тому же часто кричит на детей. Дети в этом возрасте уже способны понять подтекст высказываний воспитателя, справедливость или несправедливость наказания.
Значимость действий (кричит - не кричит, наказывает - не наказывает) оценивается ребенком в общем контексте формирующегося отношения к нему. Не оправдывая нежелательные действия воспитателя, наша задача - показать динамику чувствительности детей дошкольного нозраста к компонентам эмоционального отношения к ним воспитателей.
Для более детального рассмотрения проблемы влияния отношения воспитателя на эмоциональное благополучие ребенка в группе детского сада целесообразно изучение типов, или стилей, эмоционального взаимодействия воспитателя и ребенка. Только целесообразный стиль взаимодействия обеспечивает ребенку чувство защищенности, активность, самостоятельность, творческое развитие его индивидуальности.
Вопросы и задания для самоконтроля
1. Назовите структурные и содержательные компоненты взаимодействия "ребенок - взрослый".
2. Каковы методы диагностики характера и форм взаимодействия взрослого с ребенком?
3. Сделайте аннотацию на книгу: Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. - М., 1992.
4. Разработайте схему наблюдений по изучению эмоционального характера взаимодействия воспитателя и ребенка в детском саду.
Рекомендуемая литература
1. Абрамян Л. А. Эмоциональное самочувствие ребенка в процессе взаимодействия с матерью // Проблемы гуманизации воспитательно-образовательного процесса в детском саду. - Пермь, 1993.
2. Диагностика и коррекция психического развития дошкольника / Под ред. Я.И.Коломинского, Е.А. Панько. - Минск, 1997.
3. Захаров А. И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка. - СПб., 2000.
4. Константинова Т. И. Индивидуальные особенности в формировании поведения детей от 4 мес. до 3 лет: Автореф. дис.... канд. пед. наук. - М., 1975.
5. Кошелева А, Д. Взаимодействие "взрослый - ребенок" и функциональная роль эмоциональных процессов в онтогенезе // Проблемы гуманизации воспитательно-образовательного процесса в детском саду. - Пермь, 1993.
6. Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения. - М., 1993.
7. Межличностные отношения ребенка от рождения до семи лет / Под ред. Е.О.Смирновой. - М.; Воронеж, 2001.
8. Психологические расстройства у детей. Речевые нарушения у детей / Г. Ю.Окунева, А.А.Белошеева, В. А. Голышева и др. - Пермь, 1999.
9. Развитие общения дошкольников со сверстниками / Под ред. А. Г. Рузской. - М., 1989.
10. Смирнова Е. О., Калягина Е.Н. Отношение популярных и непопулярных дошкольников к сверстникам // Вопросы психологии. - 1996. - № 3.
11. Филиппова Г. Г. Психология материнства: Ранний онтогенез. - М., 1999.
12. Цвейг С. Врачевание и психика. - СПб., 1992.
13. Чиркова Т. И. Психологическая служба в детском саду. - М., 1998.
14. Эмоциональное развитие дошкольника / Под ред. А. Д. Кошеле-вой. - М., 1985.
15. Я работаю психологом: Опыт, размышления, советы / Под ред. И.В.Дубровиной. - М, 1999.
Глава 3
ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА В СЕМЬЕ
Материал, изложенный в этой главе, - попытка задать параметры здорового образа жизни маленького ребенка в условиях семейного воспитания.
В научной психологии решение проблемы образа жизни и психического развития ребенка велось до сих пор в двух направлениях, которые практически не соприкасались между собой. Первое - сугубо теоретическое решение проблемы, в пределах которого, в частности, рассматривалось определение категории "образ жизни" (В. И. Толстых). Второе - это огромное число конкретных психологических работ, в которых зачастую без ссылки на категорию "образ жизни" исследуются различные проявления данного феномена: процессы психической депривации, явления гос-питализма, тип воспитания в семье, стиль общения и взаимодействия детей и взрослых, представления супругов о психике ребенка и факторах, ее определяющих. При этом категорию "образ жизни семьи" рассматривают как комплексную характеристику семьи, вбирающую в себя все факторы, детерминирующие детское развитие, как фон, на котором разворачивается социальная ситуация развития ребенка первых лет жизни.
Учебно-тематический план курса
"Эмоциональное развитие ребенка в семье"
Темы | Количество часов | |
Лекции | Семинары | |
1. Категория "образ жизни" в философии, психологии и медицине | - | |
2. Социально-экономический аспект образа жизни семьи и его влияние на психическое развитие ребенка | - | |
3. Эмоциональный компонент образа жизни семьи и его значение для детского развития | ||
4. Поведенческий компонент образа жизни семьи и его роль в психическом развитии ребенка | ||
5. Когнитивный компонент образа жизни семьи и его значение для формирования личности ребенка | ||
Итого |
Предметом нашего специального рассмотрения являются родительские представления о закономерностях детского развития - об их месте и роли в общей структуре образа жизни семьи, о механизме влияния на психическое и личностное развитие ребенка первых лет жизни.
Следует отметить, что представленный здесь теоретический материал выходит за рамки исключительно семейной тематики. Вниманию читателей будут предложены и материалы ряда исследований, касающихся особенностей воспитания детей в дошкольных учреждениях, в учреждениях закрытого типа, особенностей общения и совместной деятельности ребенка со взрослым.
Курс рассчитан на 16 учебных часов: 10 ч лекций и 6 ч практических занятий.
3.1. Категория "образ жизни" в философии, психологии и медицине
Образ жизни как совокупность устоявшихся форм индивидуальной и групповой жизнедеятельности людей. Условия и формы жизнедеятельности семьи. Объективные и субъективные условия образа жизни семьи. Социально-экономический и социально-психологический аспекты. Семья как малая социальная группа. Виды деятельности семьи. Образ мыслей и чувств. Общение, его формы и стили. Структура форм жизнедеятельности семьи.
Основные понятия: общение, поведение, склад мышления, интересы, потребности, идеалы.
Категория "образ жизни" не является традиционно психологической. Образ жизни как феномен и категория - предмет изучения философских наук. В сфере медицинского знания используется категория "здоровый образ жизни". В зарубежной философии содержание "образа жизни" раскрывается главным образом через психологические феномены, присущие как отдельному человеку, так и обществу в целом. Счастье, безопасность, комфорт, апатия, безысходность, отчужденность, разочарование - как психологические переживания; удовлетворение потребностей, конфликты, установки, уровень притязаний - как поведение; образ мыслей и образ действий, бессознательное и духовное, смысл жизни, социальное здоровье, устойчивость, организм, биологические законы - как характеристики общества; труд и досуг - как сферы жизнедеятельности; загрязненность территории, дорожно-транспортные происшествия, состояние атмосферы - как экологические показатели среды. Такова совокупность понятий, в которых описываются образ, стиль и "качества" жизни индивида и социальных групп (П.П.Гайденко, Ю.Н.Давыдов, М.Я.Корнеев, Л.И.Лукьянов).
В отечественной философской литературе образ жизни определяют как "устоявшиеся типичные для исторически конкретных социальных отношений формы индивидуальной и групповой жизнедеятельности людей, которые характеризуют особенности общения, поведения, склада мышления в сферах труда, быта, общественно-политической деятельности и досуга" [В.И.Толстых. - 1975. - С. 43].
Носителями образа жизни выступают индивид, социальная группа и общество в целом. Соотношение их между собой таково, что образ жизни общества выступает условием жизнедеятельности социальной группы, образ жизни социальной группы - условием существования и развития отдельной личности. Исходя из этого, можно констатировать, что образ жизни семьи как условие существования и развития личности ребенка в свою очередь есть тесное переплетение условий (объективных и субъективных) и форм ее жизнедеятельности.
Группу объективных условий составляют особенности образа жизни общества в целом. Сюда относят всю совокупность общественно-экономических факторов (способ производства, господствующая идеология, форма собственности и т.п.), культурной среды (образованность или мера приобщения людей к духовным ценностям общества и цивилизации вообще, уровень наличных условий для всестороннего развития личности), естественно-географических особенностей.
Влияние данной группы условий на образ жизни семьи, а через него и на психическое развитие личности - предмет исследований не только социологии как отрасли философского знания, но и ряда кросскультурных психологических исследований (Р. Заззо, М.Мид, И.С.Кон, А.В.Сухарев, И.Л.Степанов).
Образ жизни семьи обусловлен и рядом субъективных условий, которые скрыты в ее собственной природе. Особенности личностей супругов, создающих семью, их установки и ценностные ориентации определяют ее образ жизни (А. К. Воднева).
Для того чтобы семья функционировала нормально, необходим определенный набор качеств у людей, составляющих семейный коллектив. По мнению Э. Г. Эйдемиллера и В.В.Юстицкого, такими качествами являются:
- потребности, необходимые для мотивирования индивида к участию в жизни семьи, преодолению в ней трудностей и проблем. Это потребности в отцовстве и материнстве, широкий круг потребностей, удовлетворяемых в ходе супружеских взаимоотношений, - любовь, симпатии, сексуально-эротические потребности, хозяйственно-бытовые;
- способности, навыки и умения. Способности, необходимые для понимания другого человека - члена семьи. Совокупность навыков и умений, необходимых для поддержания супружеских отношений и воспитания детей;
- волевые и эмоциональные качества, в том числе качества, необходимые для регулирования своих эмоциональных состояний, преодоления фрустрации, умение подчинить желания данного момента целям будущего; терпение, настойчивость, так необходимые при формировании как супружеских, так и воспитательных отношений.
Собственно образ жизни семьи представляют как совокупность социально-экономических и социально-психологических аспектов (В. П.Левкович).
Социально-экономический аспект образа жизни семьи составляют ее жилищные условия и денежные доходы, которые тесно увязывают с социальным положением супругов, их уровнем образования, профессиональной квалификацией, а также размером и составом семьи (А.И.Захаров, М.Черноушек, Г.А.Ковалев, Т.А.Думитрашку).
Социально-психологический аспект образа жизни семьи менее структурирован. Однако содержательный анализ работ по данному вопросу (О.И.Зотова, В.В.Новиков, Е.В.Шорохова, Ю.Хя-мяляйнен, А.Адлер, С.Л.Рубинштейн и др.) позволяет задать некоторую систему социально-психологических факторов, определяющих личностное и психическое развитие ребенка первых лет жизни в семье. Обратимся к литературным источникам.
Семья - общественный механизм воспроизводства человека; отношения между мужем и женой, родителями и детьми, основанная на этих отношениях малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью [Энциклопедический социологический словарь. - 1995. - С. 663].
Семья - группа, связанная отношениями брака или родства людей, которая обеспечивает воспитание детей и удовлетворяет другие общественно значимые потребности [С.С.Фролов. - 1996. - С. 351].
Семья - основанное на кровном родстве, браке или усыновлении объединение людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью за воспитание детей [Н. Смелзер. - 1994. - С. 658].
Семья - это малая социальная группа, немногочисленная по составу, "члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения групповых норм и групповых процессов" (с позиции социальной психологии) [Г.М.Андреева. - 1980. - С. 237].
К социально-психологическим характеристикам семьи как малой группы относят ее структуру: размер, состав, а также взаимоотношения между ее членами (Э.Г. Эйдемиллер, В.В.Юстицкий, М.Такала, В.П.Левкович).
Социально-психологическое понимание образа жизни, по мнению О.И.Зотовой, В.В.Новикова, Е.В.Шороховой, предполагает ответы на вопрос о том, как живут люди, каковы их действия и поступки, какие цели они преследуют, каковы их потребности, интересы, идеалы, умонастроения.
В русле деятельностного подхода образ жизни семьи - это виды ее деятельности, их содержание и способы выполнения (И.В.Бестужев-Лада, Г. М. Борисов, В. И. Толстых). Далее, в структуре деятельности выделяют ее содержание (В.А.Ядов) и способ осуществления (К.А.Альбуханова-Славская, М.Такала). Важнейшими видами деятельности семьи являются ее функции: воспитательная, хозяйственно-бытовая, эмоциональная, функция духовного общения, функция первичного социального контроля, сексуально-эротическая функция (Э. Г. Эйдемиллер, В.В.Юстицкий).
К сфере деятельности семьи отнесена и внесемейная активность ее членов - профессиональная деятельность супругов, общение детей со сверстниками (М.Такала). Однако исследования интенсивности связей личности с обществом (Н.А. Шульга) показали, что увеличение числа связей является благом лишь до определенного предела, а дальше происходит перенасыщение, приводящее к обратному результату: личность не успевает глубоко вникать в сущность каждого отношения, отношения становятся формальными и поверхностными, вызывают состояние душевного дискомфорта, напряженность.
К способу осуществления того или иного вида деятельности относятся затрачиваемое на нее время (М.Такала), ее качество и интенсивность (активность, продуктивность, субъективная значимость, мера вовлечения субъекта в деятельность), стилевые особенности (ритмика, доминантность различных видов деятельности, пространственно-временная локализация), целевые показатели (мера включенности субъекта в жизненные программы более широких социальных общностей) (В.А.Ядов).
А.Я.Варга и В.А.Смехов определяют родительское отношение как триединство эмоционального отношения к ребенку, стиля общения с ним и особенностей понимания, когнитивного видения ребенка.
С.Л.Рубинштейн включает в категорию "образ жизни" образ действий в единстве и взаимопроникновении с объективными условиями, в которых он осуществляется. Образ же действий человека, который всегда исходит из тех или иных побуждений, включает определенный образ мыслей и чувств действующего субъекта в единстве и взаимопроникновении с объективным течением и результатами его действий.
В концепции А.Адлера образ жизни - это сгусток установок, целей, верований, с помощью которых человек старается найти свое место в жизни и достичь своих целей как личность (по Ю. Хямяляйнен).
Общение исследуется с точки зрения его форм, содержания (Г.М.Андреева) и стиля (В.П.Левкович). В качестве формы выступают вербальное и невербальное общение. Под стилем общения понимают стиль дружеский (просьба, совет, добрая шутка, подбадривание) и стиль приказной (безапелляционный тон, требование беспрекословного послушания, резкость, запугивание).
Действия и поступки, потребности и идеалы, интересы и умонастроения, образ действий и образ мыслей, образ чувств и характер взаимоотношений, особенности общения и установки, цели и верования - все это множество феноменов, раскрывающих социально-психологический аспект образа жизни семьи, по нашему мнению, достаточно легко может быть упорядочено, и тогда речь можно вести об эмоциональном, поведенческом и когнитивном компонентах образа жизни семьи.
Эмоциональный компонент представлен системой внутрисемейных отношений: супружеских, детско-родительских, отношений между братьями и сестрами.
Поведенческий компонент - совокупность трех составляющих: практики ухода за ребенком, характера дисциплинарных воздействий, стиля общения, принятого в семье.
Когнитивный компонент - взгляды, представления и верования родителей, их ожидания и знания.
Итак, мы предложили рассмотреть некоторые принципы систематизации накопленного в психологии богатого теоретического и эмпирического материала, касающегося роли семьи в психическом и личностном развитии ребенка:
- принимая во внимание важность категории "образ жизни семьи" для возрастной психологии, изучающей закономерности психического развития детей на разных возрастных этапах;
- исходя из чрезвычайной значимости образа жизни семьи в формировании личности ребенка;
- учитывая неразработанность данной категории в психологии развития;
- опираясь на определение "образа жизни", существующее в русле философии.
Анализ литературных источников показал: семья - уникальный институт. В ее жизни нет мелочей, нет элементов, которые не касались бы тех или иных сторон психической жизни ребенка. Категория "образ жизни семьи" позволяет учесть социально-экономические, социально-психологические и психолого-педагогические аспекты.
Численность и состав семьи, денежные доходы и жилищные условия, уровень образования и профессиональная квалификация родителей; иерархия внутрисемейных отношений и эмоциональные переживания членов семьи; практика ухода за маленькими детьми, включающая в себя тип вскармливания, способ приучения к туалету, формы сотрудничества между взрослыми и детьми, стиль общения, принятый в семье (от чисто формальных характеристик вербальных и невербальных средств коммуникации до их содержания), а также характер дисциплинарных воздействий способны при определенных условиях создать прочный фундамент формирующейся личности.
Такой подход к решению проблемы позволил определить и наименее изученные стороны образа жизни семьи, а значит, и их влияние на психическое развитие ребенка. К ним могут быть отнесены взгляды, представления и верования родителей. Воплощаясь в поведении отцов и матерей, они в конечном счете определяют своеобразие эмоционально-волевой сферы, направленность и уровень психического развития ребенка.
Вопросы и задания для самоконтроля
1. Рассмотрите категорию "образ жизни" как системообразующее понятие при изучении роли семьи в психическом развитии ребенка.
2. Обратитесь к опубликованным за последние пять лет статьям в психологических журналах ("Вопросы психологии", "Психологический журнал", "Мир психологии" и др.). Составьте картотеку научных работ по кругу проблем, связанных со спецификой семейного воспитания ребенка. Прочтите эти работы и предложите возможные критерии систематизации накопленного в психологии материала по вопросам, связанным с психическим развитием ребенка в семье. Какая психологическая категория, на ваш взгляд, могла бы выполнить роль системообразующего понятия в данном случае?
3. Обратитесь к психологическим, философским и медицинским словарям. Составьте перечень необходимых понятий и определите категорию "здоровый образ жизни".
4. Систематизируйте собранный материал, отразите систему основных понятий, описывающих образ жизни семьи, в виде схемы, рисунка.
3.2. Социально-экономический аспект образа жизни семьи
и его влияние на психическое развитие ребенка
Физические характеристики семейного окружения. Социальное пространство. Денежные доходы семьи и их влияние на детское развитие. Образование родителей и развитие ребенка. Состав семьи. Материнская любовь и доверие к миру. Отец как олицетворение дисциплины и порядка. Братья, сестры. Уверенность ребенка в завтрашнем дне. Бабушки и дедушки. Их роль в детском развитии. Размер семьи и специфика детского развития. Ребенок в учреждении закрытого типа.
Основные понятия: социально-экономический статус семьи, пространство, среда обитания, доверие к миру, доверие к окружающему пространству, состав семьи, психологический и личностный склад ребенка; нуклеарная семья, однодетная семья, многодетная семья.
Психологические исследования в этой области немногочисленны. Среди работ данного направления могут быть названы исследования А.И.Захарова, М.Черноушека, Г.А. Ковалева, Т.А.Думитрашку. В поле зрения исследователей - жилищные условия и денежные доходы, размер и состав семьи, социальное положение, уровень образования родителей и механизм их влияния на психическое развитие ребенка.
Предмет исследования М. Черноушека - роль физической организации внешнего окружения в психическом развитии ребенка. Развитие ребенка, считает он, сопряжено с освоением все расширяющегося пространства. Первой окружающей человека средой служит материнское лоно. Оно позволяет успешно развиваться человеческому зародышу, не только обеспечивая приток питательных веществ и крови, но и являясь первым организованным пространством, в координатах которого реализуется неповторимая генетическая программа человеческой индивидуальности.
Средой обитания ребенка после первого вдоха должны быть руки матери - это самое важное для него в тот момент, считает М.Черноушек.
Покидая свою постель или манеж, ребенок постепенно открывает для себя все новые пространства, в результате чего его окружающая среда все больше расширяется.
Основополагающее доверие к миру - это, в понимании М.Черноушека, и основополагающее доверие к окружающему пространству. Тесное жилье и большая скученность проживающих в нем людей - одна из причин неправильного психического развития ребенка. Дети, живущие в таких условиях, часто более агрессивны, чем их сверстники, воспитывающиеся в благоприятных условиях. При высокой скученности снижаются успеваемость и интеллектуальное развитие ребенка, оказывается обедненным набор слов, которыми пользуются дети в разговоре со взрослыми и между собой, уменьшается способность контролировать и оценивать поступки. У ребенка должна быть своя территория в доме (комната или место для игрушек, учения), считает М.Черноушек. Это способствует духовному формированию детей.
Предмет исследования Г.А. Ковалева - физические характеристики семейного окружения ребенка и социальное пространство, которые, по его мнению, сказываются на формировании внутреннего психологического и личностного склада ребенка. Для полноценного психического развития необходимо, чтобы все контакты ребенка с внешним окружением носили преимущественно открытый диалогический характер. Принцип открытости должен не только касаться диалогических форм социальных контактов со значимыми для ребенка людьми, но и распространяться на параметры физической организации внешнего окружения.
В понятие семейной среды Г.А. Ковалев включает широкий спектр явлений: размер жилища, его пространственную аранжировку, количество проживающих в нем людей, специфику организации социального пространства, характеризующую особенности взаимоотношений между членами семьи. Опосредовано все это сказывается на стиле воспитательных воздействий.
Существенное воздействие могут оказывать количество и расположение комнат в доме, где ребенок имеет или не имеет свою личную и контролируемую только им территорию. В связи с этим Г.А. Ковалев упоминает эффект "наученной беспомощности", который был обнаружен при изучении не только людей, но и животных. Суть его состоит в том, что если организм в течение длительного времени находится в условиях полного отсутствия личной территории и лишен возможности персонально отвечать за нее, то он становится беспомощным и в других ситуациях, проявляя неуверенность, страх, безынициативность при необходимости принимать самостоятельные решения и отвечать за них.
Однако объективная ситуация, по свидетельству Г.А. Ковалева, складывается таким образом, что пространство жизненной среды современного ребенка сокращается, а это влечет за собой негативные для психического развития последствия.
Не вызывает оптимизма и процесс освоения ребенком пространства социального, который реализуется в ходе межличностных контактов с родителями и воспитателями. Сейчас много говорят и пишут о том, отмечает Г.А. Ковалев, что в современном обществе ребенок с раннего детства постоянно недополучает полноценный по времени опыт положительных и пространственно близких эмоциональных контактов с другими людьми, прежде всего с матерью.
Недостаток близких в пространственном (физическом и психологическом) отношении тактильных и эмоционально насыщенных контактов с родителями, задерживая физическое и психическое развитие ребенка, обусловливает формирование негативных личностных образований (страхов, невротических и психопатологических комплексов, психологических защит и коммуникативных барьеров, общих деструктивных тенденций и т.п.). Полноценное и здоровое развитие ребенка осуществляется в условиях, когда родителям удается, с одной стороны, реализовать своеобразный пространственно-временной баланс автономии и самостоятельности и, с другой - на долгое время сохранить близость с детьми при относительной физической отдаленности, когда не прекращается диалог с ними.
Часто высказываются сомнения относительно непосредственного влияния денежных доходов семьи на развитие ребенка. Однако выводы ряда исследований свидетельствуют: доходы родителей, их социальное положение определяют уровень получаемого детьми образования. Дети из семей, не испытывающих материальных затруднений, чаще посещают престижные школы, имеют возможность учиться в художественных и музыкальных школах, получать дальнейшее образование. Семьи с низкими доходами проживают в иных условиях: стесненное жилье, шум, беспорядок, отсутствие денег, плохие школы, т. е. в таких условиях, которые не способствуют полноценному психическому и физическому развитию ребенка (В.Я. Титаренко, Т.А.Думитрашку).
Вместе с тем и семья с чрезвычайно высоким социально-экономическим уровнем также таит в себе опасности для детского развития в силу того, что здесь не только отец, но и мать полностью заняты жизнью в обществе, что отвлекает их от внимания к ребенку и ухода за ним (Й. Лангмейер, З. Матейчек).
Не вызывает сомнения у исследователей и тот факт, что образование и квалификация родителей благоприятно сказываются на реализации природного потенциала ребенка (А.-Н.Перре-Клермон). Исследования, проведенные в разных странах, в разное время, в различных слоях общества, подтверждают положительную корреляцию между образованием, профессиональной квалификацией родителей и интеллектуальным развитием детей (Т.А. Думитрашку).
Небезразличен для психического и личностного развития ребенка состав семьи, ибо каждый член семьи выполняет определенную роль и удовлетворяет основные потребности ребенка - физические, эмоциональные, интеллектуальные и моральные. Общая атмосфера семьи создается совместными усилиями всех ее членов: матери, отца, братьев, сестер. Отсутствие кого-либо из них создает опасность депривации для ребенка (Й.Лангмейер, З. Матейчек). В связи с этим в литературе анализируется роль всех членов семьи в формировании личности ребенка и его психическом развитии.
В работах данного направления отмечается, что по мере роста и психического развития ребенка роль членов семьи меняется.
В первый период жизни исключительное значение придается матери (А.Фрейд, Дж.Боулби). Она ухаживает за ребенком, ласкает, улыбается, играет и разговаривет с ним. Постоянство материнской заботы является предпосылкой возникновения чувства доверия, которое необходимо для нормального психического развития. На особой роли биологических связей матери с ребенком настаивали представители психоаналитической ориентации. С их точки зрения, эти связи возникают уже при вынашивании плода, грудном вскармливании, гигиеническом уходе.
Дж. Боулби одним из первых отметил эмоциональную бесчувственность, неспособность к привязанности и любви, отсутствие чувства общности у детей, лишенных материнской заботы. Он подчеркивал, что лишение ребенка материнской любви в раннем возрасте имеет далеко идущие последствия для умственного и личностного развития. Нарушается физическое, умственное, эмоциональное, социальное развитие ребенка. Некоторые болезненные проявления часто различимы уже в первые недели жизни. Среди симптомов задержек в развитии Дж. Боулби называет неспособность улыбаться при виде человеческого лица, отвечать на "воркование" взрослого, плохие аппетит и сон, отсутствие инициативы. Такие дети в возрасте до шести месяцев всегда менее "разговорчивы", чем их сверстники из полных семей.
Исследуя роль разлуки ребенка с матерью, А. Фрейд приходит к выводу о том, что связь матери и ребенка не может быть разорвана без серьезных последствий для эмоционального развития ребенка.
По Э. Эриксону, основы здоровой личности закладываются доверительными отношениями, развивающимися в первые годы жизни между ребенком и матерью. Мать предоставляет основу для отношения ребенка к л