Характер взаимоотношений между детьми и эмоциональное благополучие ребенка

Понятие общения в концепции М.И.Лисиной. Методы изучения взаимодействия детей дошкольного возраста. Социометрические методы и метод наблюдения за детьми. Избирательные привязанности и предпочтения - основные характеристики межличностных отношений дошкольников. Влияние межличностных отношений на эмоциональное благополучие ребенка в разные возрастные периоды. Этапы развития отношений со сверстниками в концепции М.И.Лисиной.

Основные понятия: общение, отношения между людьми, привязанности предпочтения, методы изучения взаимоотношений детей, этапы развития общения со сверстниками в дошкольном возрасте, особенности взаимоотношений между детьми на разных этапах дошкольного детства.

Эмоциональное самочувствие ребенка и общее отношение к детскому саду во многом зависят от его отношений со сверстниками. Действительно, ребенок чувствует себя гораздо увереннее и спокойнее в обстановке дружеского расположения, когда он может рассчитывать на поддержку и помощь сверстников, на их участие в возможных ситуациях эмоционального комфорта или дискомфорта. Доброжелательные отношения между сверстниками создают положительный эмоциональный климат в группе.

Опираясь на концепцию М.И.Лисиной, в которой общение выступает как особая коммуникативная деятельность, направленная на формирование взаимоотношений, мы рассматриваем отношения как внутреннюю психологическую основу общения и взаимодействия людей.

Используются различные методы изучения и констатации взаимоотношений детей. Наиболее распространенными в настоящее время являются варианты социометрического метода, широко используемого в отечественной дошкольной педагогике и психологии (Я.Л.Коломинский, Т.А.Репина, Л.Артемова, Н.А.Бойченко, Т.А.Владимирова и др.).

Одним из вариантов социометрического метода является ситуация "выбор в действии" (Я.Л.Коломинский). Такой выбор дети могут делать в процессе подвижных и ролевых игр, а также в специально созданной ситуации. Правила игры ставят ребенка перед необходимостью выбора из числа ровесников одного-трех наиболее близких ему по интересам и личным склонностям. Методика одномоментных срезов структуры дошкольного коллектива (Т. А. Репина) позволяет фиксировать все имеющиеся в определенный момент времени детские объединения (малые группы) и детей, играющих в одиночку. На основании полученных данных определяются некоторые особенности общения детей и положение каждого ребенка в группе сверстников.

В методиках "Секрет", "Палочки" (Т.А.Репина, Е.О.Смирнова) взрослый "по секрету" показывает ребенку привлекательные предметы (картинки или пластмассовые палочки) и предлагает делать с ними все, что он захочет: либо играть самому, либо поделиться с кем-нибудь из детей.

В ситуации "Лото" (Е.О.Смирнова) взрослый предлагает четырем детям поиграть вместе в новое лото. Вызвав интерес к игре, он показывает детям карты лото, но тут "внезапно" оказывается, что карт только три. Значит, одному из детей карты не хватает и кто-то должен уступить свою очередь играть. Дети должны сами решить эту проблему.

Интересными и содержательными являются методики "Два дома" и "Капитан корабля".

В первой из них ребенку предлагается рисунок двух домиков, один из которых красивый, красный, большой, а другой - маленький, черный и невзрачный. Ребенка просят представить, что красный дом принадлежит ему и туда можно приглашать всех, кого захочешь. "Подумай, кого из ребят твоей группы ты пригласил бы к себе пожить, а кого бы поселил подальше от себя, в черный дом". Число детских выборов не ограничивается. Затем ребенку предлагается подумать, не забыл ли он кого-нибудь и не хочет ли поменять кого-то местами.

В методике "Капитан корабля" в индивидуальной беседе ребенку показывают рисунок корабля (или игрушечный корабль) и задают следующие вопросы:

 Если бы ты был капитаном корабля, кого из группы ты взял бы себе в помощники, отправляясь в дальнее путешествие?

 Кого пригласил бы в качестве гостей?

 Кого ни за что не взял бы с собой в плавание?

 Кто еще остался на берегу?

Надо отметить, что большинство перечисленных методик позволяют выявить лишь внешнюю картину детских взаимоотношений и только некоторые фиксируют содержательную сторону, т.е. показывают, на какой основе дети вступают в контакт, что является основополагающим в формировании положительных взаимоотношений, почему та или иная группировка сравнительно скоро распадается и т.д.

Большинство исследователей поэтому отдают предпочтение длительным систематическим наблюдениям за детьми, созданию разных проблемных ситуаций.

Наша работа в детском саду показала, что важной характеристикой отношений являются избирательные привязанности и предпочтения детей. Поэтому, изучая эмоциональное благополучие ребенка в детском саду, нужно исследовать две линии.

С одной стороны, необходимо определить положение каждого ребенка в группе и отношение к нему со стороны сверстников.

С другой стороны, не менее важно узнать, чем же объясняется популярность ребенка среди сверстников и почему одни дети привлекательны для большинства детей группы, а другие, наоборот, вызывают неприязнь и отталкивание.

Работа в этом направлении помогает выявить важные причины эмоционального состояния ребенка в детском саду, объяснить желание или нежелание его посещать дошкольное учреждение.

Свои исследования мы начали в группе детей от двух до трех лет (в детском саду это первая младшая группа), поскольку ребенок этого возраста только начинает осваивать новую сферу деятельности - общение со сверстниками. В раннем возрасте можно вести речь лишь о зарождающихся, формирующихся межличностных отношениях.

Что же это за отношения и как они влияют на эмоциональное состояние детей раннего возраста?

Главным в нашей работе стал метод наблюдения и включенного обследования.

Многочисленные наблюдения, проведенные в этой группе, показали, что более предпочтительным партнером по общению для детей этого возраста является взрослый. Именно с воспитателем (или помощником воспитателя) дети пытаются взаимодействовать, к воспитателю обращаются за помощью, с ним же разделяют свои радости и огорчения. Именно от взрослого, работающего с детьми, в большой степени зависит эмоциональное состояние ребенка, во взаимодействии со взрослым формируется социальный и эмоциональный опыт малыша.

Необходимо также учитывать, что этап психологического отделения от матери, в котором находится ребенок раннего возраста, очень сложен и продолжителен. Ситуация неразрывного единства ребенка и взрослого все еще продолжает существовать; вот только роль близкого взрослого (чаще всего матери) начинает выполнять ("играть") воспитатель. Ему ребенок приписывает эмоционально значимые характеристики, присущие самому близкому человеку. Эти особенности в большой степени опосредуют эмоциональное поведение ребенка и являются базовыми в формировании его эмоционатьного благополучия.

Вот почему к эмоциональным характеристикам воспитателей, работающих с детьми раннего возраста, предъявляются особые требования.

А как же сверстники? Зависит ли эмоциональное состояние ребенка раннего возраста от детей, которые его окружают? Естественно, зависит. Главной особенностью межличностных отношений детей раннего возраста, как уже отмечалось выше, является то, что они только начинают складываться. Эта особенность идет от содержания контактов детей. В основном это физический контакт, перемещение в пространстве. В отличие от ситуативно-делового общения со взрослым детские контакты лишены деловой цели. Поэтому назвать общение детей межличностным еще сложно, поскольку малыши почти не реагируют на индивидуальность партнера. Проще сказать, что для детей этого возраста важно, чтобы партнер вообще был, и почти совсем не имеет значения, какой он.

Такое отношение к сверстнику в исследованиях Е. О. Смирновой определяется как пассивно-положительное. Оно имеет объектный (предметный) характер, поскольку действия и эмоции связаны с использованием отдельных действий сверстника.

Мы не останавливаемся при этом на примерах непосредственного влияния на эмоциональное самочувствие детей так называемых "неполадок" взаимодействия, когда один ребенок ударил другого или отнял у него игрушку и т. п.

Детям также эмоционально тяжело в группе, где много шумных, подвижных детей, где есть постоянно плачущие дети с затянувшимся периодом адаптации.

Во второй младшей группе (дети от трех до четырех лет) для диагностики взаимоотношений целесообразно уже использовать различные методики, такие, например, как "Секрет", "Методика одномоментных срезов" (Т.А.Репина), "Палочки" (Е.О.Смирнова). Проводить обследование предпочтительно во второй половине года, поскольку к этому времени группа стабилизируется, новые дети прошли адаптационный период.

Для характеристики эмоционального климата в группе наряду с уровнем благополучия взаимоотношений интересен показатель удовлетворенности детей своими отношениями со сверстниками. Чем выше этот показатель (процентное отношение детей, имеющих взаимные выборы, к общему количеству детей), тем благоприятнее эмоциональный климат в группе.

Поясним это на примере.

На основании данных методики "Секрет" было выявлено, что на 17 детей группы приходится 16 взаимных выборов. Только по количественным данным уже можно предположить, что почти каждый ребенок этой группы имеет друга. Более детальный анализ дал следующие результаты: девять детей имеют по одному другу, двое - по два друга и один - троих друзей. Естественно, ребенок с радостью идет в детский сад, если там у него есть друг, с которым интересно.

Какими же качествами обладают дети, которых больше всего выбирают?

Наблюдения показали, что это дети, для которых характерны: интерес к сверстнику, эмоциональная и практическая вовлеченность в его действия, преобладание положительных эмоций, направленных на сверстника. Как правило, общение этих детей с другими сопровождалось улыбкой, взглядом в глаза, обращением по имени. Интересно, что воспитатели группы характеризовали этих детей "как самых нормальных".

Дополнением к портрету послужили наши наблюдения за игровой деятельностью этих детей. И хотя в этом возрасте игры еще не отличаются сложным сюжетом и непродолжительны, для таких детей характерна высокая активность в придумывании новых игр и игровых действий, определении ролей и их содержании. Они являются инициаторами приглашения в игру других детей и воспитателя, активно подхватывают действия, предложенные другими детьми.

Какие дети никем не были выбраны и попали в разряд изолированных?

Никем не были выбраны три ребенка: Саша Д., который очень редко ходил в детский сад, Алеша Е. - мальчик с низким уровнем развития речи, Денис Ш. - отстающий от других детей в сформированности культурно-гигиенических навыков, со слабо развитой речью.

Наши наблюдения зафиксировали интересный факт: изолированные дети в этой группе не казались ущемленными и действительно изолированными. С ними играли, общались, им помогали, особенно Денису Ш., который выглядел самым маленьким. Интересно было наблюдать ситуацию, как после прогулки несколько детей помогали ему раздеться.

Таким образом, для детей младшего дошкольного возраста главной составляющей предпочтения является наличие выраженных эмоционально окрашенных средств общения, средств взаимодействия. Дети предпочитают тех сверстников, которые удовлетворяют их потребность в общении. Если же какие-либо причины препятствуют такому взаимодействию, значимость партнера снижается.

Необходимо также заметить, что взрослый продолжает играть для детей этого возраста важную роль как партнер по общению, однако эта роль несколько снижена, но возрастает роль взрослого в налаживании складывающихся отношений. Зачастую оценка взрослым того или иного ребенка является критерием для выбора и предпочтения партнера по взаимодействию: "Саша хороший, буду с ним играть. Петя плохой, всех бьет, кусает, я с ним играть не буду".

В среднем дошкольном возрасте для того, чтобы ребенку было эмоционально хорошо, чтобы он был принят другими детьми, необходим высокий уровень игровой деятельности, т.е. ребенок должен уметь играть, и не просто играть. В структуре игровой деятельности, которой владеет дошкольник, должно превалировать эмоциональное отношение к сверстнику, проявляющееся в отзывчивости, взаимопомощи, в способности разрешить конфликт мирным путем.

В нашем исследовании в средней группе детского сада в разряд изолированных попали три ребенка: Нико Д. - мальчик из грузинской семьи, почти не говорящий по-русски, Галя Ш. - девочка, из-за болезней редко посещающая детский сад, и Даша Ф. - девочка с высоким уровнем интеллектуального развития, но с ярко проявляющимися аффективными реакциями во взаимодействии с детьми. При распределении ролей, например, или в процессе самой игры, если роль Даше не нравилась, она не соглашалась играть, плакала, кричала, бросала игрушки и даже дралась в другими детьми. Дети в такой ситуации чаще всего перемещались в другое место и играли без нее.

В старшем дошкольном возрасте (в старшей и подготовительной группах детского сада) эмоциональное благополучие ребенка в группе сверстников зависит либо от способности к организации совместной игровой деятельности, либо от успешности продуктивной деятельности. То есть в этом возрасте повышается значимость овладения различными видами деятельности. У популярных детей наблюдается высокая успешность в совместной познавательной, трудовой и игровой деятельности. Они активны, ориентированы на результат, ожидают положительной оценки. Дети с неблагоприятным положением в группе имеют низкую успешность в деятельности, которая вызывает у них отрицательные эмоции, отказ от работы.

В нашем исследовании в подготовительной группе оказались два ребенка, не получивших ни одного выбора: Алеша Б. - мальчик с повышенной тревожностью, высокой чувствительностью к оценке его деятельности взрослыми и детьми; если в процесс выполнения любой деятельности у него что-то не получалось, он начинал плакать; Саша С. - мальчик с глубокой педагогической запущенностью, пришедшей в детский сад в пятилетнем возрасте, сильно отстающий почти во всех видах деятельности.

Для уточнения полученной картины мы использовали также экспертные опенки воспитателей. Каждого воспитателя спрашивали, какие дети являются, на его взгляд, наиболее популярными в группе, а с кем, напротив, никто не хочет дружить. На основании оценки воспитателя каждый ребенок также получал определенный ранг. Сопоставление оценок воспитателей с ответами дошкольников показало в большинстве случаев совпадение рангов детей. В нашем исследовании в подготовительной группе расхождение было зафиксировано в одном случае: Аня В., не названная воспитателем как популярная, получила 8 голосов из 15. Интересно, что девочка редко посещала детский сад, была очень капризна и высокомерна, однако прекрасно читала, писала, имела высокие показатели по всем компонентам школьной готовности, по словам детей, "она знала ответ на любой вопрос".

Как видим, эмоциональные характеристики партнера в старшем дошкольном возрасте (особенно на 7-м году жизни) уже не играют такой главенствующей роли, как в младшем и среднем дошкольном возрасте. Потребность быть лучше или во всяком случае не хуже других настолько велика, что может в короткий срок изменить ребенка до неузнаваемости, а близким взрослым остается только констатировать результаты.

Таким образом, мы попытались показать, насколько взаимосвязаны в детском саду эмоциональное благополучие ребенка и характер его взаимоотношений с другими детьми. Своими исследованиями мы еще раз подтвердили концепцию М.И.Лисиной о том, что примерно к четырем годам сверстник становится более предпочитаемым партнером по общению, чем взрослый.

Развитие общения со сверстниками в дошкольном возрасте проходит через ряд этапов.

На первом из них (младший дошкольный возраст) сверстник является партнером по эмоционально-практическому взаимодействию, которое основано на подражании и эмоциональном заражении детей. Главной коммуникативной потребностью является потребность в соучастии сверстника, которое выражается в параллельных (одновременных и одинаковых) действиях детей.

На втором этапе (средний дошкольный возраст) возникает потребность в ситуативно-деловом сотрудничестве со сверстниками. Содержанием общения становится совместная (главным образом, игровая) деятельность. На этом же этапе возникает потребность в положительном отношении и признании сверстника.

На третьем этапе (шесть-семь лет) общение со сверстником приобретает черты внеситуативности. Содержание общения отвлекается от конкретной ситуации, и складываются устойчивые избирательные предпочтения между детьми.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Расскажите о методах диагностики межличностных отношений ребенка со сверстниками в детском саду.

2. Каковы средства и методы коррекции взаимоотношений между детьми?

3. Сделайте аннотацию на книгу: Межличностные отношения ребенка от рождения до семи лет / Под ред. Е.О.Смирновой. - М.; Воронеж, 2001.

4. Найдите и опишите проективные методы, которые можно использовать в исследовании взаимоотношений детей дошкольного возраста.

5. Используя одну из методик в любой возрастной группе детского сада, покажите, каким образом эмоциональное самочувствие ребенка зависит от его статусного положения в группе.

Наши рекомендации