Онтогенез эмоций как становление многоуровневого сопричастного переживания
Многоуровневость становления и развития психических процессов ребенка. Восхождение от элементарных (натуральных) эмоциональных реакций к высшим (социально опосредствованным) эмоциям и чувствам в процессе поступательного эмоционально-личностного развития. Взгляды исследователей на эмоциональное развитие как многоуровневый процесс (Л. С. Выготский, А.В.Запорожец, В.В.Лебединский, О.С.Никольская, Г.Дюпон и др.).
Основные понятия: многоуровневая организация психических процессов; уровни полевой реактивности, аффективных стереотипов, аффективной экспансии и аффективного контроля; сопричастное переживание.
Л.С.Выготский писал о необходимости различать в развитии каждого психического процесса следующие уровни: первый - генетически первичный (природный), натуральный и второй - высший, или культурный (социальный), уровень. То же самое различение ("природного" материала и новых культурных форм) он считал необходимым и в отношении эмоциональных процессов.
Раскрывая роль Л. С. Выготского в разработке проблемы эмоций, А. В. Запорожец неоднократно подчеркивал, что одной из фундаментальных закономерностей проявления и развития эмоций является их Многоуровневость. Она заключается в существенных качественных отличиях в природе и содержании эмоциональных проявлений разных уровней: первый уровень - непосредственных эмоциональных реакций и второй уровень - высших эмоций и чувств, опосредованных речевой функцией, индивидуальным практическим опытом, социальными эталонами, требованиями и ожиданиями. Многоуровневость (или многослойность) эмоциональных проявлений можно отчетливо представить, если проследить основные тенденции возникновения и развития эмоций от одного возрастного этапа к другому. Примерами могут быть плач и крик младенца и изменение отношения ребенка раннего возраста к подобным аффективным проявлениям, когда, находясь в аффекте, плача или рыдая, он пытается овладеть своим состоянием, говоря: "Я уже успокоился", "Я не буду плакать".
Элементарные аффективные реакции можно рассматривать всего лишь как "пласт" (или линию) многогранного эмоционального опыта, одновременно с которым развивается иной "пласт" эмоций, связанных с интенсивным освоением ребенком социального содержания в широком смысле слова: с овладением разными видами деятельности, предполагающими в своей основе умение оперировать образами (игра, музыка, рисование, танец), с развитием общения и взаимодействия. Это эмоции более высокого уровня, связанные с идеями, образами, представлениями, порождаемыми воображением.
Одна из наиболее интересных и продуктивных точек зрения на эмоциональное развитие как многоуровневый процесс принадлежит В.В.Лебединскому и О.С.Никольской. Подчеркивая, что аффект в широком смысле слова - явление, организующее поведение и сознание ребенка, эти авторы выделяют четыре уровня как четыре последовательные ступени в развитии отношений человека со средой: первый - уровень аффективной пластичности, второй - уровень индивидуальных аффективных стереотипов, третий - уровень аффективной экспансии и четвертый - уровень эмоционального контроля. Каждый из указанных уровней имеет для ребенка уникальный жизненно важный смысл и вносит свой специфический вклад в решение ребенком задач адаптации и в процессы саморегуляции его поведения.
Первым (фоновым) уровнем, решающим задачи защиты организма от разрушающих воздействий внешней среды, является уровень полевой реактивности, или уровень аффективной пластичности. Он осуществляет самую примитивную оценку самой возможности контакта с окружением еще до непосредственного соприкосновения с ним. Эмоциональная ориентировка на этом уровне осуществляет оценку интенсивности воздействия и связана лишь с общим ощущением комфорта или дискомфорта, позволяющим адекватно "вписаться" в окружающую среду.
Второй уровень - уровень аффективных стереотипов - способствует установлению стабильных взаимодействий со средой, позволяя оценивать не только интенсивность воздействий, но и их качество (качество сигналов из внешнего мира, из внутренней среды организма). Именно этот уровень ответственен за выработку аффективных стереотипов сенсорного контакта и способов удовлетворения соматических потребностей, когда избирательно оценивается качество сенсорных впечатлений, ярко окрашенных удовольствием или неудовольствием. Этот уровень уже не обеспечивает общее равновесие, а избирательно усиливает стени-ческие состояния и противодействует развитию астенических. Процесс аффективной ориентировки на этом уровне активно проецирует внутренние переживания вовне, что позволяет превращать исходно нейтральные внешние впечатления в качественно значимые для ребенка.
Третий уровень - уровень аффективной экспансии - осуществляет активную адаптацию к нестабильной ситуации. Задачей его является овладение меняющейся, динамичной средой. Этот уровень создает эмоциональный опыт успехов и поражений, вырабатывает основу притязаний субъекта, его эмоциональное самоощущение "могу" или "не могу". То есть происходит оценка возможности преодоления неожиданных препятствий на пути к аффективной цели. Переживание успеха компенсирует страх перед препятствием, усиливает стенические эмоции, тем самым внося значительный вклад в тоническую регуляцию психических процессов.
И, наконец, четвертый уровень - уровень эмоционального контроля - отвечает за организацию жизни и поведения субъекта в сообществе и осуществляет эмоциональную оценку реакций других людей, налаживание взаимоотношений с ними. Ориентация на переживания другого человека обеспечивает контроль сообщества над индивидуальной аффективной жизнью, приводя ее в соответствие с требованиями и нуждами окружающих, с нормами и правилами взаимодействия. "Другой" начинает доминировать в эмоциональном поле субъекта, и под влиянием этой доминанты перестраиваются и упорядочиваются все остальные впечатления.
Подход В.В.Лебединского и О.С.Никольской интересен тем, что центральной категорией является переживание, или тип аффективной ориентировки. Переживание, по мнению О. С. Никольской, является внутренним психическим механизмом, организующим и тип ориентировки, и форму адаптивного поведения, и особенности сознания. Переживание каждого уровня имеет свою модальность, свою структуру, свою динамику и культурные особенности развития. Тип переживания каждого уровня "работает" на формирование соответствующего типа сознания.
Так, дискретное, нестойкое переживание первого уровня формирует особый тип периферического сознания, наименее организованного, а значит, наиболее пластичного. Аффективное переживание второго уровня, характеризующееся стойкой аффективной памятью и чувственной основой всех связей с миром, приводит к тому, что сознание второго уровня начинает отражать устойчивые, индивидуально организованные отношения со средой, жестко "привязывая" себя к миру в точках совпадения с ним. Основным событием в развитии сознания на третьем уровне является переживание себя как субъекта действия, включенного во множественные сюжеты-события, способного принять решение, установить связи. Наконец, аффективное сопереживание четвертого уровня способствует выделению из аффективного фона фигуры другого человека и его ценностей.
Таким образом, впервые в отечественной психологии тезис о связи переживания и сознания (Л. С. Выготский) получил глубокую научную проработку и конкретные формы проявления.
Выделенные авторами уровни аффективной регуляции образуют в совокупности систему аффективной организации поведения и сознания, имеющую четкую иерархию (низшие уровни продолжают свою "жизнь" в высших, уровни активно взаимодействуют и т.д.). Переживание, таким образом, становится иерархически организованным феноменом, что существенно дополняет существующие представления об особенностях переживания и его структуре.
К. Изард в монографии "Эмоции человека" (1980) раскрывает фундаментальное значение эмоций в обеспечении наличного мотивационного состояния и подчеркивает, что целостное определение эмоций должно принимать во внимание три аспекта: а) переживаемое или осознаваемое ощущение эмоции; б) процессы, происходящие в нервной, эндокринной, дыхательной, пищеварительной и других системах организма; в) поддающиеся наблюдению выразительные комплексы эмоций, в частности те, которые отражаются на лице. Таким образом, эмоции у К. Изарда рассматриваются как трехуровневый процесс, включающий нейрофизиологические процессы, субъективное переживание и внешнее выражение.
Заслуживает внимания точка зрения Г.Дюпона, высказанная в книге "Развитие детской эмоциональности", где он выделяет шесть стадий, или уровней.
Первая стадия эмоционального развития - эгоцентрич-но-внеличностная - характеризуется нерасчлененностью детских ощущений и связана прежде всего с телесными переживаниями напряжения и расслабления, субъективно оцениваемыми как удовольствие или неудобство и боль. Многие дети до 3 - 4 лет даже при хорошем речевом развитии не склонны давать субъективные оценки своим настроениям. Обычно они называют внешние причины дурного настроения: плохая погода, болезнь, отсутствие чего-то привлекательного.
Вторая стадия - личных отношений, - по Г.Дюпону, возникает тогда, когда по мере ослабления эгоцентризма начинается дифференцирование себя как причины своих настроений. В действиях ребенка, направленных на другого человека (привлечение внимания, избегание), взрослые легко прочитывают базисные эмоции: радость, печаль, гнев, страх. До появления у ребенка активной речи эти чувства остаются привязанными к реальной ситуации - к присутствующему человеку, к вещи. По мере развития речи реальное присутствие объекта чувств уже не обязательно, чувства приобретают более устойчивый, обобщенный характер. Но ребенок еще не способен осознать субъективный характер своих чувств; ему трудно поверить, что другие люди в сходных ситуациях испытывают иные чувства, отличные от его собственных.
Появление способности к эмоциональной децентрации, по Г. Дюпону, знаменует новую - межличностную - стадию эмоционального развития. Это третья стадия, ведущим фактором которой является общение со сверстниками, появление сверст-никовой субкультуры, значимой для ребенка и отличной от субкультуры главной референтной группы - семьи. Наиболее существенное свойство взаимоотношений сверстников - их принципиальное равноправие, включающее равенство права на собственную эмоциональную оценку всего происходящего в детской группе. По Г.Дюпону, эта стадия эмоционального развития обычно сосуществует с предыдущей. Ребенок практикует одновременно две системы отношений: отношения послушания и некритичного принятия (отвержения) правил, предлагаемых взрослыми, и отношения равноправия людей, сообща вырабатывающих правила, принятые для всей компании. Такая "двойная бухгалтерия" чувств длится обычно до начала подросткового возраста, когда у растущего человека появляется потребность унифицировать свои эмоциональные отношения с миром.
Четвертая стадия развития эмоций, по Г.Дюпону, начинается в отроческом возрасте и связана с новым фокусом интересов подростка. Поиск себя, своего отличия от других людей приводит к тому, что детские классификации людей по полу, возрасту, групповой принадлежности и любимым способам проведения досуга сменяются более психологичными, многофакторными классификациями, имеющими выраженную эмоциональную окраску: смелость, честность, преданность, доброта, дружелюбие, талантливость, независимость, оригинальность. Результаты этих стихийных психологических исследований себя и других людей, по мнению Г.Дюпона, систематизируются в представлениях подростков о ценностях, идеалах, о собственном жизненном стиле, социальных ролях, поведенческих кодах. Все эти представления подростку еще предстоит испытать на прочность, проверить в условиях реальной жизни, скоординировать с ценностями семейными, групповыми, социальными.
Негативизм - асоциальная или антисоциальная реакция на рассогласование личных и общественно одобряемых ценностей или адаптация собственных взглядов на жизнь применительно к реальным условиям этой жизни - таковы наиболее распространенные варианты завершения этой стадии эмоционального развития. Огромное количество людей, по мнению Г.Дюпона, остаются на этой стадии бытового психологизирования всю жизнь. Но некоторым удается ее преодолеть.
Пятая стадия - автономии, - по Г.Дюпону, возникает в тех случаях, когда столкновение ценностей, вырабатываемых самим подростком, и ценностей его социального окружения приводит к появлению у подростка позиции человека, отвечающего за свою судьбу. Давление внешних обстоятельств такой человек осознает, но не реагирует на него ни негативно, ни адаптивно. Главной движущей силой развития такой личности становятся процессы самоопределения, направленные на минимизацию конфликта между собственными, внутренними и внешне навязываемыми ценностями и целями за счет преобразования и тех, и других.
Шестая - высшая, интегративная - стадия эмоционального развития, по Г.Дюпону, отмечена блаженным чувством целостности, гармонии, сбалансированности ощущения мира. Это чувство переживается как нечто более ценное, чем сама жизнь.
Как подчеркивает Г.Дюпон, последние две стадии эмоционального развития являются не возрастными, а элитарными, "аристократическими". Принципиальная возможность их достижения открывается уже в конце подросткового возраста. Эмоционально-личностная автономность представляет собой умение согласовывать мораль окружающей среды и нравственные нормы индивида и может стать вершинной целью психологического образования, предметом которого и является отношение общего - особенного - уникального на всех уровнях психологической реальности.
Согласно нашему подходу, основанием для построения многоуровневой системы эмоциональной регуляции поведения в дошкольном возрасте может стать доминирование в сознании ребенка предмета его переживаний (А.Д.Кошелева). Принцип предметности эмоциональных явлений - один из фундаментальных, определяющих содержание и динамику эмоциональных процессов в онтогенезе (П.Я.Гальперин, А.В.Запорожец, Г.М.Бреслав). Именно этот параметр позволил нам выделить: а) уровень субъективных состояний, связанных с особенностями телесных ощущений, как исходный аффективно-эмоциональный фон; б) уровень эмпатических переживаний, складывающихся в системе "взрослый - ребенок" и обеспечивающих приближение (присоединение) ребенка к миру; в) уровень "инструментальных" эмоций как основного психологического механизма поддержания интереса и освоения предметного содержания и г) уровень социальных эмоций в широком смысле слова. Становление этих уровней в процессе онтогенеза и их взаимодействие - сложный процесс, в результате которого у ребенка появляется эмоциональное мироощущение как сложноорганизованное чувство. Этот подход будет рассмотрен ниже.
Вопросы и задания для самоконтроля
1. Дайте определение переживания по Л. С. Выготскому. В чем суть критики позиции Л. С. Выготского со стороны Л. И. Божович?
2. Раскройте понятие многоуровневости применительно к системе эмоциональной регуляции поведения ребенка.