Дидактическая игра «Найди лишнее слово»
Психолог называет смысловой ряд из 5 существительных. Детям необходимо назвать лишнее слово и объяснить свой выбор.
· Краски, молоток, кисти, бумага
· Шприц, вата, йод, бинокль
· Жезл, свисток, фен, фуражка
· Пожарная машина, шланг, телевизор, лестница
· Ткань, ножницы, мастерок, швейная машинка
Упражнение «Сложи картинку: якорь»
С помощью карточек Кайе дети выкладывают изображение якоря по образцу (см. приложение, рис. 1).
Жестовая игра «Тук-тук-тук-туки»
Звучит одноименная композиция Е. Железновой. Дети выполняют движения согласно тексту.
Упражнение «Слушай слова»
По предварительной договоренности психолог произносит самые разные слова. Детям необходимо хлопнуть в ладоши (1 раз) тогда, когда они услышат слова, обозначающие названия различных профессий.
Графический диктант «Волны» (см. приложение, рис. 2)
В конце занятия дети вспоминают, какие игры и упражнения проводились на занятии, обсуждают, что им больше понравилось. Психолог хвалит воспитанников за работу и прощается до следующего занятия. Учитель Еж также прощается с детьми.
Занятие 2. Буквы
В кабинете психолога детей встречает мягкая игрушка — Учитель Еж. Он предлагает продолжить игры.
Игра «Доскажи словечко»
Обруч, мяч и колесо
Вам напомнят букву… «О»
Узнаешь сразу ты ее —
С двумя глазами буква… «Е»
Ходит с палочкой, увы,
По страницам буква… «Ы»
Я нашел сучек в лесу,
Он похож на букву… «У»
О себе рассказ начнете,
Вот ее и назовете… «Я»
Упражнение «Найди верную букву»
Каждому ребенку предлагается заготовка для данного задания (2 варианта сложности).
Необходимо зачеркнуть неверно написанные буквы (см. приложение, рис. 3).
Упражнение «Сложи картинку: буква»
С помощью кубиков Никитина дети выкладывают изображение любой буквы по образцу (см. приложение, рис. 4).
Игра с мячом «Слова на букву»
Психолог кидает детям (по очереди) мяч и называет букву, на которую необходимо назвать слово. Ребенок кидает мяч обратно и называет слово.
Упражнение «Запоминай-ка»
Детям необходимо запомнить месторасположение букв и воспроизвести на своих листочках (см. приложение, рис. 5).
Упражнение «Азбука-раскраска»
Детям предлагается закрасить части рисунка, на которых расположена конкретная буква (например, буква «а») (см. приложение, рис. 6).
В конце занятия дети вспоминают, какие игры и упражнения проводились на занятии, обсуждают, что им больше понравилось. Психолог хвалит ребят за работу и прощается до следующего занятия. Учитель Еж также прощается с детьми.
Занятие 3. Птицы
В кабинете психолога детей встречает мягкая игрушка — Учитель Еж. Он предлагает продолжить игры.
Дидактическая игра «Что это за птица?»
Психолог предлагает детям рассмотреть карточки «Птицы» (наглядно-дидактическое пособие «Рассказы по картинкам»), вспомнить их названия, основные особенности.
Упражнение «Прилетели птицы»
Психолог читает стихотворение. Задача детей внимательно слушать, и если прозвучит слово, обозначающее не птицу, подать сигнал — топнуть один раз.
· Прилетели птицы: голуби, синицы, мухи и стрижи.
· Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны.
· Прилетели птицы: голуби, синицы, лебеди, куницы, галки и стрижи, чайки и моржи.
· Прилетели птицы: голуби, синицы, чибисы, чижи, сойки и ужи.
· Прилетели птицы: голуби, синицы, чайки, пеликаны, майки и орланы.
· Прилетели птицы: голуби, синицы, цапли, соловьи, окуни и воробьи.
· Прилетели птицы: голуби, синицы, утки, гуси, совы, ласточки, коровы.
· Прилетели птицы: голуби, синицы, палки и стрижи, бабочки, чижи, аисты, кукушки, даже совы-сплюшки, лебеди и утки — и спасибо шутке!
Упражнение «Сложи картинку: лебедь»
С помощью кубиков Никитина дети выкладывают изображение лебедя по образцу (см. приложение, рис. 7).
Подвижная игра «Птицы на юг летят»
Психолог: Есть у нас игра одна, вам понравится она.
Птицы все на юг летят, зимовать они хотят
Там где солнышко, тепло, ждать весны будет легко
Затем слово «птицы» заменяется на конкретное название (журавли, синицы и т. д.). В случае если птица перелетная, детям необходимо «перелететь» на «юг». В противном — остаться на месте.
Игра «Кто как голос подает»
Психолог называет птицу и бросает ребенку мяч, уточняя, как она подает голос. Тот ловит мяч, отвечает на вопрос и бросает мяч обратно.
Ласточка… (щебечет)
Журавль… (курлычет)
Ворона… (каркает)
Кукушка… (кукует)
Утка… (крякает)
Курица… (квохчет)
Голубь… (воркует)
Воробей… (чирикает)