Ценностные ориентации и нормы поведения.
Религиозная общность - совокупность людей, объединенных общими верованиями, религиозными представлениями, идеями, целями и задачами, общей религиозной деятельностью.
Религиозная общность -это взаимосвязь индивидов, осуществляющих на основе единой доктрины совместную религиозную деятельность, направленную на достижение конкретных целей (прежде всего – бессмертия) в специфических институциональных и организационных формах. Религиозные общности могут быть как реальными, так и номинальными. Среди последних можно назвать, например, христиан, мусульман, иудеев, и т.п., то есть представителей любой религиозной конфессии, выделив их по признаку единого вероисповедания, а также монашество, священнослужителей. Основаниями выделения таких общностей будут либо доктрины, либо доктрины и образ жизни, либо доктрины и статус в церковной иерархии. Реальные религиозные общности отличаются совместной деятельностью индивидов на основе единого вероисповедания, к ним относятся религиозные объединения - от прихода до церкви, сектантские объединения, монастыри, ордена, религиозные учебные заведения, экуменические организации.
Для осознания специфики современных религиозных общностей, можно выделить следующие фазы их развития.
1. Долгое время религия выступала как сторона жизнедеятельности универсальных общностей – семьи, рода, этноса, которые были одновременно и производственной, и духовной, и религиозной общностью. Этот период продолжался до возникновения церкви как особого института.
2. Второй период связан с отделением клира от мирян, появлением профессиональных служителей культа. Эта профессиональная общность сосуществует с универсальными общностями. Особенностью данного периода является то, что религия выступает универсальным регулятором социальной жизни, а церковь, как правило, сращивается с государством. Границы этноса, государства, распространения вероучения, как правило, совпадали. В разных государствах эта фаза длится по-разному, ее закат можно связать с отделением церкви от государства, признанием права человека на самоопределение в вопросах веры.
ЭТНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛО́ГИЯ
дисциплина, изучающая особенности психич. склада и поведения людей, определяемые их национальной (племенной) принадлежностью или этнич. общностью. Характерными объектами Э. п. являются относительно обособленные народности и группы населения (напр., жители островов Тихого океана, сев.-амер. индейцы, отд. племена Африки, группы эмигрантов и т.д.). Содержанием этнопсихологических исследований является установление взаимосвязи между типом деятельности (род занятий, их техническая вооруженность и т.д.) и характером культуры (традиции, верования, ритуалы и пр.), с одной стороны, и особенностями поведения и психики членов исследуемых общностей – с другой.
Термин «этнопсихология» — сложное слово. Оно составлено из трех корней: из греческих слов «этнос», которое примерно соответствует слову «народ», «психе» — «душа» и «логос», что означает «слово», «учение». Таким образом, «этнопсихология» означает учение (науку) о душе народа (этноса).
Этническая психология - наука о психическом своеобразии людей, принадлежащих к различным этническим объединениям (родоплеменным организациям, народностям, нациям). Этническая психология возникла на стыке двух гуманитарных дисциплин: социальной психологии и этнографии
12 вопрос Психология малой группы. Феномен малой группы. Механизмы и стадии развития малой группы
Малая группа — это немногочисленная по составу, хорошо организованная, самостоятельная единица социальной структуры общества, члены которой объединены общей целью, совместной деятельностью и находятся в непосредственном личном контакте (общении) и эмоциональном взаимодействии продолжительное время.
Зарубежные и отечественные ученые, долгое время изучая малую группу, пришли к выводу, что ей обязательно должны быть присущи такие конкретные черты и признаки, как:
- наличие двух и более людей;
- осуществление непрерывных контактов и общение между ними;
- наличие общей цели и совместной деятельности;
- возникновение взаимных эмоциональных и других связей;
- проявление чувства принадлежности к данной группе;
- осознание членами группы себя как «мы», а других как «они»;
- формирование приемлемых для всех членов группы общих норм и ценностей;
- функционирование качественной организационной структуры и системы руководства (власти);
- наличие достаточного времени взаимного существования людей.
Малые группы делятся на условные и реальные, формальные и неформальные, слаборазвитые и высокоразвитые, диффузные, референтные и нереферентные.
Условные группы— это группы, объединенные по какому-то общему признаку, например по возрасту, полу и т,д.
Реальные группы ~ это группы, в которых люди постоянно находятся в повседневной жизни и деятельности. Они бывают естественными и лабораторными. Естественные — это группы, реально существующие в обществе. Лабораторные — это группы, созданные в интересах их научного изучения.
Формальные группы— это группы, которые имеют официально заданную извне структуру. Неформальные группы — это группы, которые образуются на основе личностных предпочтений. Формальная группа функционирует в соответствии с заранее установленными, обычно общественно фиксируемыми целями, положениями, инструкциями, уставами. Неформальная группа складывается на основе личных симпатий и антипатий ее членов.
Слаборазвитые группы— это группы, находящиеся на начальном этапе своего существования. Высокоразвитые группы— это группы давно созданные, отличающиеся наличием единства целей и общих интересов, высокоразвитой системы отношений, организации, сплоченности и т.д.
Диффузные группы — это группы случайные, « которых люди объединены лишь общими эмоциями и переживаниями.
Референтные (эталонные) группы — это группы, на которые люди ориентируются в своих интересах, личностных пред почтениях, симпатиях и антипатиях. Нереферентные группы (группы членства) — это группы, в которых люди реально включены и трудятся.
Психология малой группы в тот или иной промежуток времени характеризуется определенным состоянием, настроем, своеобразной атмосферой, которые, по сути дела, и определяют эффективность и направленность устремлений членов группы, а также ее влияние на личность и в целом на действия и поведение людей.
Образование и развитие малой группыобычно включает в себя несколько стадий.
На первой стадии осуществляется процесс знакомства ее членов. Они изучают друг друга, в том числе и индивидуально- и социально-психологические качества каждого, в результате чего формируются начальные представления людей друг о друге. Общение протекает на основе взаимных пристрастий, в ходе него осуществляется первичная адаптация людей друг к другу. В это же время проходит ознакомление с целями и задачами совместной деятельности, перспективами совместного сотрудничества.
Вторая стадия обычно является периодом первичного взаимного сближения членов группы, образования основы системы межличностных отношений, формирования групповых норм, возникновения группового самосознания. В процессе более интенсивных и продуманных контактов люди начинают вырабатывать общие правила поведения, ценностные ориентации.
На третьей стадии отношения между членами малой группы постепенно нормализуются, начинает формироваться ее актив. Общение между людьми становится более открытым и конструктивным, начинает проявляться групповая солидарность и сплоченность, формируется подструктура добросовестных исполнителей, которые твердо осознают свои обязанности и необходимость совместной деятельности. Постепенно оформляется групповое мнение, появляются действительно общие настроения и совместные переживания людей.
На четвертой стадии группа полностью консолидируется, становится общностью с ярко выраженным чувством «мы», определяются поддерживаемые всеми единые групповые цели и интересы. В группе в это время складываются условия для проявления самых различных взаимоотношений и разрешения любых проблем и конфликтов. При этом может присутствовать расхождение во взглядах, но только до тех пор, пока не выработана общая точка зрения на проблему, не достигнут социально-психологический и эмоциональный консенсус.
В итоге на высшем этапе своего развития малая группа превращается в коллектив, для которого присущи строгая организация и регламентация жизни и деятельности, наличие пользующегося уважением руководителя, отсутствие конфликтов, высокий моральный и нравственный климат, добропорядочные отношения и сплоченность между его членами. В коллективе человек развивается всесторонне и творчески.
13 вопрос Социально-психологическая характеристика семьи как малой группы
Семья– это малая группа людей (минимально двух), связанных брачными или (и) кровно-родственными узами, общим бытом, хозяйством, взаимопомощью и моральной ответственностью. Семья – один из основных инструментов, обеспечивающих взаимодействие личности и общества, интеграцию и определение приоритетов и потребностей в жизни каждого человека. Она дает представление о жизненных целях и ценностях, о поведении в быту, о нравственности, гуманизме и т. д. В семье человек получает практические навыки применения этих представлений во взаимоотношении с другими людьми, усваивает нормы поведения в различных ситуациях повседневного общения. Семью можно рассматривать в качестве модели и формы жизненного тренинга личности. С одной стороны, социальный опыт приобретается в процессе непосредственного взаимодействия ребенка с членами своей семьи, с другой стороны, он накапливается за счет наблюдения со стороны ребенка за особенностями взаимоотношений остальных членов семьи между собой.
Типология семьи определяется различными подходами к определению основания для классификации, например:
• по количеству детей (бездетная, однодетная, малодетная, многодетная семья);
• по составу (семья неполная, простая, сложная);
• по семейному стажу (молодожены, молодая семья, семья среднего супружества, пожилая супружеская семья) и др.
Каждую из категорий семей характеризуют наблюдаемые в семье социально-психологические явления и процессы, особенности эмоциональных контактов членов семьи, индивидуально-психологические потребности ее членов и т. д.
Основные задачи семьи состоят в следующем:
– создать максимальные условия для роста и развития ребенка;
– стать социально-экономической и психологической защитой ребенка;
– передать опыт создания и сохранения семьи, воспитания в ней детей и уважительного отношения к старшим;
– научить детей полезным прикладным навыкам и умениям, направленным на самообслуживание и помощь близким;
– воспитать чувство собственного достоинства, ценности собственного «я».
Классификация функций семьи по Мацковскому:
1) общественные функции семьи:
а) в репродуктивной сфере: функция биологического воспроизводства общества;
б) в воспитательной сфере: функция социализации молодого поколения, поддержания культурной непрерывности общества;
в) в хозяйственно-бытовой сфере: поддержание физического здоровья членов общества, уход за детьми;
г) в экономической сфере: экономическая поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов общества;
е) в сфере духовного общения: развитие личности членов семьи;
ж) в социально-статусной сфере: предоставление определенного социального статуса членам семьи, воспроизводство социальной структуры;
з) в досуговой сфере: организация рационального досуга и его социальный контроль;
и) в эмоциональной сфере: эмоциональная стабилизация индивидов и их психотерапия;
к) в сексуальной сфере: функция сексуального контроля;
2) индивидуальные функции семьи:
а) в репродуктивной сфере: функция удовлетворения потребности в детях;
б) в воспитательной сфере: удовлетворение потребностей в родительстве, контактах с детьми, их воспитании, самореализации в детях;
в) в хозяйственно-бытовой сфере: получение хозяйственно-бытовых услуг одними членами семьи от других;
г) в экономической сфере: получение материальных средств одними членами семьи от других (в случае нетрудоспособности или в обмен за услуги);
д) в сфере первичного социального контроля: формирование и поддержание правовых и моральных санкций за недолжное поведение и нарушение моральных норм взаимоотношений между членами семьи;
е) в сфере духовного общения: духовное взаимообогащение;
ж) в социально-статусной сфере: удовлетворение потребностей в социальном продвижении;
з) в досуговой сфере: удовлетворение потребностей в совместном проведении досуга, взаимообогащение досуговых интересов;
и) в эмоциональной сфере: получение индивидами психологической защиты, эмоциональной поддержки в семье, удовлетворение потребностей в личном счастье и любви;
к) в сексуальной сфере: удовлетворение сексуальных потребностей.
14 вопрос Лидерство и руководство. Типы лидеров и руководителей
Лидерство –доминирование одних членов группы над другими.
Под понятием лидер подразумевается человек, играющий доминирующую роль в структуре межличностных отношений. В отличие от лидера руководитель– это официальное лицо, облеченное полномочиями и связанное с организацией основной деятельности группы. Эти понятия различаются по охвату проблем и процедуре выдвижения (лидер выдвигается спонтанно, руководителя назначают официально).
Признаки лидеров:
1) высоко активен и инициативен при решении группой основных задач;
2) способен оказывать влияние на других членов группы;
3) хорошо информирован о решаемой задаче, о членах группы и о ситуации в целом;
4) поведение соответствует социальным установкам, ценностям и нормам, принятым в данной группе;
5) обладает личными качествами, являющимися эталонными для данной группы;
6) способен выходить за рамки признанных норм и эталонных ценностных ориентаций.
Функции лидера:
1) организация совместной жизнедеятельности группы в различных сферах;
2) выработка и поддержание групповых норм;
3) представительство группы во взаимоотношениях с другими группами;
4) принятие ответственности за результаты групповой деятельности;
5) установление и поддержание микроклимата группы.
Виды лидерства по М. Веберу :
1) традиционное лидерство – основано на традициях, обычаях, вере, характерно для традиционных обществ (восточной деспотии, монархии). Лидером становится тот, кто принадлежит к элите, узкой группе людей;
2) легально-рациональный (бюрократический) – основан на разумности существующих порядков в обществе. Лидером становится тот, кто обладает определенным уровнем знаний, компетентности, подготовленности, характерен для индустриальных стран;
3) харизматическое лидерство – основан на божественности, сверхъестественности, необычности, появляются на переломных этапах истории.
Типы лидерства по реальной управленческой практике:
1) лидер – организатор – воспринимает нужды коллектива как свои собственные и активно действует. Он оптимистичен и уверен в том, что большинство проблем вполне разрешимо, не станет предлагать пустое дело, умеет убеждать, склонен поощрять, а если, и приходится выразить свое неодобрение, то делает это не задевая чужого достоинства, и в результате люди стараются работать лучше;
2) лидер – творец – обладает способностью видеть новое, чем и привлекает людей. Берется за решение проблем, которые могут показаться неразрешимыми и даже опасными. Действует не командными методами, а приглашает к обсуждению. Ставит задачу так, что она заинтересовывает и привлекает людей;
3) лидер – борец – обладает сильной волей, уверен в своих силах, первым идет навстречу опасности или неизвестности, без колебаний вступает в борьбу. Склонен отстаивать то, во что верит и бороться до конца. Часто действует на свой страх и риск, т. к. ему не хватает времени, чтобы обдумать все свои действия и все предусмотреть;
4) лидер – дипломат – опирается на превосходное знание ситуации и ее скрытых деталей. Хорошо информирован обо всех сплетнях и пересудах, поэтому хорошо знает, на кого и как можно повлиять. Предпочитает доверительные встречи в кругу единомышленников. Позволяет открыто говорить то, что всем известно, чтобы отвлечь внимание от своих не афишируемых планов;
5) лидер – утешитель – всегда готов поддержать в трудную минуту, уважает людей, относится к ним доброжелательно, вежлив, предупредителен, способен к сопереживанию.
Выделяют также лидерство в деловой сфере («инструментальное лидерство») и в эмоциональной сфере («экспрессивное лидерство»).
По стабильности выделяют ситуационного и постоянного лидера.
Лидер и руководитель решают однопорядковые задачи: стимулируют группу, нацеливают ее на решение определенных задач, заботятся о средствах их решения. Вместе с тем лидерство есть чисто психологическая характеристика поведения определенных членов группы, в то время как руководство в большей степени — социальная характеристика отношений в группе, прежде всего с точки зрения распределения ролей управления и подчинения. Руководство отличается от лидерства тем, что оно выступает как регламентированный общественный процесс.
15 вопрос Понятие и классификация больших групп
Большая группа — это значительная по количеству, сложно организованная общность людей, вовлеченных в некоторую общественную деятельность (например, коллектив предприятия, партия). Все люди входят в различные социальные общности и составляют большие группы. Основанием для разделения определенных видов групп служит характер связей. Например, социальный класс как большую группу характеризует место, которое он занимает в социально-экономической структуре общества. Основанием для выделения нации как социальной группы также служит определенная система объективных социальных связей.
В социальной психологии принято классифицировать большие социальные группы и по другим признакам.
По длительности существования выделяют более долговременные (социальные слои; этнические образования) и менее долговременные (праздничные шествия; люди, присутствующие на митингах и демонстрациях; толпа) группы.
По характеру организованности группы делятся на стихийно возникающие (толпа) и сознательно, целенаправленно организованные (ассоциации, общественные движения).
Выделяют условные и реальные группы, детерминантой которых является признак контактности и взаимодействия. Половозрастные и профессиональные группы являются не реальными, а условными. К реальным большим группам с короткими, но тесными контактами относятся демонстрации, митинги и собрания. Большие социальные группы могут быть открытыми и закрытыми. Членство в последних определяется внутренне установленными правилами групп.
Большие социальные группы можно разделить по наличию определенного количества общих признаков и механизму связей с общностью. Так, Г.Г. Дилигенский выделяет два типа социальных групп.
Первый тип — объединение людей, имеющих общий объективно существующий и социально значимый признак. Например, таким признаком может быть демографический. В этом случае первый тип составят мужчины, женщины, поколение, молодежь, средний возраст, пожилые люди и т. д. Характеристика этих групп как социальных определяется их значимостью в жизни общества, ролью в системе общественных отношений (в системе производства, в семье). Эти группы по своему составу гомогенны, однородны, но именно по признаку их выделения.
Второй тип групп характеризуется тем, что люди, их составляющие, сознательно стремятся к объединению. Примером этих групп являются религиозные группы, партии, союзы, общественные движения. По своему социальному составу эти группы разнородны, гетерогенны.
16 вопрос Проблема личности в социальной психологии. Типы личности в социальной психологии.