При скрытой трансакции главным является психологический уровень.
Его основная идея состоит в том, что в каждом человеке сочетается три «Я» — это внутренний ребенок, родитель и взрослый человек:
Ребенок — черты характера и особенности психики, сохранившиеся с детства. Проявления «ребенка» — готовность к подчинению, поиск авторитетов, капризность, нежелание считаться с общепринятыми нормами, неуверенность в себе, эгоцентризм и желание переложить ответственность на кого-то более авторитетного.
Родитель — авторитарность, покровительственная позиция, чувство собственной правоты и строгость. Словом, все те черты, которые ребенок наблюдает и неосознанно перенимает у собственных родителей.
Взрослый — личные черты и стиль мышления, присущие взрослому человеку. Для этой части личности характерны чувство долга, разумный взгляд на вещи, умение мириться с неизбежным, здоровый скептицизм, умение контролировать свои эмоции и т.д.
У одних людей преобладает «внутренний ребенок», у других — «родитель», а у третьих — взрослый. Кроме того, в разных ситуациях могут доминировать разные части личности.
Пример: Если жена в общении с мужем выступает с позиции строгого родителя, а муж предпочитает роль ребенка, то рано или поздно он попадает в психологическую зависимость от жены. Такое положение вещей является неприемлемым для семейных отношений и нередко провоцирует различные конфликтные ситуации
Не избежать конфликтов и в тех случаях, когда и муж, и жена выступают с позиции родителей. Подобная ситуация попросту не допускает возможности поиска компромиссного решения, поскольку каждый из супругов уверен в собственной правоте и не желает прислушиваться к доводам оппонента.
Если же в семье двое «детей», этот брак однозначно обречен на провал. Проблемы будут накапливаться, но не будут решаться. «Ребенок» не способен взять на себя ответственность за решения и последствия этих решений, поэтому все важные вопросы супруги будут стараться перекладывать друг на друга.
Оптимальный вариант супружеских отношений — когда каждый из супругов и сам выступает попеременно с разных позиций, и дает такую возможность своему партнеру. В этом случае складываются действительно близкие, гармоничные отношения.
8 вопрос Понятие, структура и виды конфликтов
Понятие конфликт берет свое начало от латинского слова “conflictus” - столкновение. И следуя этимологическому значению этого термина, английский социолог Э. Гидденс дает такое определение конфликта: “Под конфликтом я имею в виду реальную борьбу между действующими людьми или группами, независимо от того, каковы истоки этой борьбы и средства, мобилизуемые каждой из сторон”.
Конфликт— это всегда сложный и многоплановый социальный феномен. В нем участвуют самые различные стороны: индивиды, социальные группы, национально-этнические общности, государства и группы стран, объединенные теми или иными целями и интересами. Конфликты возникают по самым различным причинам и мотивам: психологическим, экономическим, политическим, ценностным, религиозным и т.д.
Конфликт — есть качество взаимодействия между людьми (или элементами внутренней структуры личности), выражающееся в противоборстве сторон ради достижения своих интересов и целей. В данном определении отражены необходимые свойства всякого конфликта.
Прежде всего, следует отметить, что основой всех конфликтов являются противоречия, возникающие между людьми или внутри структуры самой личности. Именно противоречия и вызывают противоборство между сторонами конфликта
Выяснение сущности конфликта позволяет также говорить о том, что конфликт — это явление социальное, в нем действуют субъекты, одаренные сознанием, преследующие свои цели и интересы.
Всякий конфликт как качество социального взаимодействия возникает на основе деятельности людей и их интересов.
Структура конфликта — это взаимосвязи между его элементами. Конфликт всегда находится в развитии, поэтому его элементы и структура постоянно изменяются.
Анализируя структуру конфликта, можно выделить следующие основные понятия: стороны (участники) конфликта, условия протекания конфликта, образы конфликтной ситуации, возможные действия участников конфликта, исходы конфликтных действий.
Стороны конфликта. Участниками, или сторонами, конфликта могут быть отдельные индивиды, социальные группы и организации, государства, коалиции государств и так далее.
Условия протекания конфликта. Помимо характеристик участников, конфликт существенно зависит от внешнего контекста, в котором он возникает и развивается. Важной составной частью этого контекста выступает социально-психологическая среда, представленная обычно различными социальными группами с их специфической структурой, динамикой, нормами, ценностями и т. д
Сам конфликт состоит из трех периодов:
· предконфликт(возникновение объективной проблемной ситуации, осознание объективной проблемной ситуации, попытки решить проблему неконфликтными способами, предконфликтная ситуация);
·конфликт (инцидент, эскалация, сбалансированное противодействие, завершение конфликта);
· послеконфликтная ситуация (частичная нормализация отношений, полная нормализация отношений).
Основными элементами конфликтного взаимодействия являются:
1) объект конфликта,
2) участники конфликта,
3) социальная среда, условия конфликта,
4) субъективное восприятие конфликта и его личностные элементы.
Объект конфликта. Всякий конфликт имеет свою причину, возникает по поводу необходимости удовлетворения какой-либо потребности. Та ценность, которая способна удовлетворить эту потребность и из-за овладения которой возникает конфликт, и является его объектом. В качестве объекта конфликта могут выступать материальные, социальные и духовные ценности
Участниками конфликта могут быть отдельные индивиды, социальные группы, организации, государства, коалиции государств. Главными участниками конфликта являются противодействующие стороны или противники. Они образуют стержень конфликта. При выходе из противоборства хотя бы одной из главных сторон конфликт прекращается.
Виды конфликтов
Существует немало разновидностей классификаций конфликтов. В зависимости от основных критериев оценки, эти классификации могут быть различными. Мы рассмотрим наиболее часто встречающиеся виды конфликтов.
1.Внутриличностные конфликты. Чаще всего этот вид конфликтов возникает в ситуациях, когда желания и личные потребности человека входят в диссонанс с его сознательными целями или правилами, принятыми в социуме.
2.Индивидуально-групповые конфликты. Чаще всего такие конфликты носят психологический характер и определяются различными ценностными структурами, принятыми у сторон конфликта. То, что для одного человека ценно и обязательно, для другого может ценностью не являться или являться антиценнностью.
3. Межличностные конфликты. Этот вид конфликтов, наряду с внутриличностным, является наиболее распространённым, а, поскольку внутриличностные чаще всего остаются незамеченными окружающими, во всяком случае, у социализированных личностей, то межличностные конфликты можно с уверенностью назвать самыми часто встречающимися.
4.Межгрупповые конфликты. Это могут быть конфликты между структурными подразделениями на предприятии, различными организациями, например, не выполняющими своевременно свои обязательства. Кроме того, в различных социальных группах нередки межгрупповые конфликты, которые проявляются между формальными и неформальными группами.
5. Отдельно следует выделить конфликты на профессиональной почве или, как их ещё нередко называют, производственные конфликты. Здесь выделяют несколько подвидов конфликтов: организационные (они могут быть как межличностные, так и межгрупповые или индивидуально-групповые), иерархические (конфликты подчинённости или несогласия с решениями вышестоящей инстанции), межфункциональные (например, связанные с принятием решения по использованию той или иной технологии для реализации проекта), формально-неформальные. Последний подвид конфликтов характерен в том случае, если сотрудников предприятия связывают не только профессиональные, но и личностные (родственные, дружеские) связи.
9 вопрос Динамика конфликта. Способы и приемы урегулирования конфликта.
Динамика конфликта – это процесс изменения конфликта.
Конфликт– это динамичный, развивающийся процесс. Выделяют следующие основные стадии его развития: предконфликтная ситуация (скрытая, латентная стадия), открытый конфликт и стадия его завершения.
Предшествующая открытому конфликту латентная стадия – это формирование всех его структурных элементов. Прежде всего, возникает причина конфронтации и проявляются ее участники, а затем возникает осознание сторонами противостояния сложившейся ситуации как конфликтной. Динамика конфликта может развиваться далее, если на первой стадии основные противоречия не будут разрешены мирно и полюбовно.
Вторая стадия – это переход его участников к конфликтному поведению, особенности которого определены в психологии и конфликтологии. Динамика конфликта на данной стадии характеризуется расширением числа участников противостояния, дезорганизационными действиями сторон, направленными друг против друга, переходом от решения проблем деловыми способами к личностным обвинениям, причем очень часто с резко негативным эмоциональным отношением, а также высокой степенью напряженности, приводящей к стрессу.
Динамика развития конфликта на данной стадии обозначается термином эскалация, т.е. возрастание деструктивных, разрушительных действий конфликтующих сторон, часто приводящих к необратимым катастрофическим последствиям.
Динамика конфликта в последней стадии – это поиск способов его разрешения. Здесь используются различные методы, приемы и стратегии управления конфликтом, привлекаются специалисты-конфликтологи и психологи. Как правило, разрешение конфликтной ситуации осуществляется двумя способами: трансформацией причин, лежащих в ее основе, и перестройкой субъективного идеального восприятия данной ситуации в сознании ее участников.
Нужно отметить, что далеко не всегда стратегии разрешения конфликта приводят к полному успеху. Довольно часто все заканчивается частичным результатом, когда видимые формы возникновения и протекания конфликтной ситуации устранены, а эмоциональное напряжение участников не снято, что может явиться причиной возникновения новых противостояний.
Полное разрешение конфликтной ситуации наступает только тогда, когда сняты все ее внешние противоречия и причины, а также устранены все внутренние, эмоционально-психологические факторы.
Существуют три главных способа урегулирования конфликтов:
· Победа одной стороны над другой. Полное подчинение противника с использованием всех средств подавления. Этот способ относительно прост, однако неэффективен с точки зрения дальнейшей перспективы
· Компромисс, т.е. обе стороны шаг за шагом отступают от первоначальных требований
· Интеграция как поиск взаимно удовлетворительного решения противоречия путем совместных усилий. В этом случае конфликт перерастает в нелегкое, но конструктивное решение задачи. Трудности преодолеваются благодаря интеграции, способствующей созданию нового и ценного, устраивающего конфликтующие стороны. Этот способ наиболее продуктивен
Остановимся теперь на конкретных приемах преодоления конфликтов:
· Посредничество в конфликте третьего лица. Задача посредника – помочь сторонам найти компромисс или прояснить позиции и ликвидировать недоразумение. Для этого важно быть беспристрастным, нейтральным. Если посредник имеет высокий авторитет или наделен властью, он становится арбитром. Арбитру позволительно не только помочь сторонам сбалансировать свои позиции, но и рассудить их. Для него желательно не увлекаться разбором ошибок или вины конфликтующих. Полезно проявить конструктивный подход: найти нестандартное решение, которое заставит стороны задуматься или перейти от слов к делу.
· Разъединение конфликтующих. Этот прием в некоторых случаях является единственно возможным, например, при психологической несовместимости конфликтующих. В таких ситуациях исключают возможности контактов между конфликтующими. Иногда достаточно временного разъединения.
· Благоприятствование свободному развитию и завершению реакций. Этот прием эффективен при лавинообразном или взрывном развитии конфликта и заключается в предоставлении одной из конфликтующих сторон возможности высказать другому участнику все, что он хочет, не перебивая и не ограничивая его. Не встречая возражения и не получая от оппонента новой пищи для разжигания страстей, человек успокаивается и либо полностью выключается из конфликта, либо становится способным продуктивно обсуждать ситуацию по существу. Этот прием должны иметь в виду те руководители, которые являются участниками конфликта.
· Пресечение конфликта эффективно и необходимо в ситуациях, связанных с опасностью для группы или другими серьезными последствиями. Суть приема состоит в немедленном и безоговорочном прекращении конфликтных действий с применением строгой и официальной аргументации.
10 вопрос Группа как социально-психологическое явление
Группа — ограниченная в размерах общность людей, выделяемая из социального целого на основе определенных признаков (характера выполняемой деятельности, социальной или классовой принадлежности, структуры, композиции, уровня развития и т.д.).
Наиболее распространены классификации групп по размеру:
- большие, малые, микрогруппы (диады, триады);
- по общественному статусу: формальные (официальные) и неформальные (неофициальные);
- по непосредственности взаимосвязей: реальные и условные (объединенная по определенному признаку (характеру деятельности, полу, возрасту, уровню образования, национальности и т.д.) общность людей, включающая субъектов, которые не имеют прямых или косвенных взаимоотношений друг с другом);
- по значимости: референтные и группы членства и т.д.
- по уровню психологического развития:
низкого уровня психологического развития;
высокого уровня развития.
Диффузная группа — группа, в которой отсутствует сплоченность как единство ценностей и совместная деятельность, способная опосредствовать отношения ее участников.
Ассоциация - группа, в которой отсутствуют объединяющие ее совместная деятельность, организация и управление, а ценностные ориентации, опосредствующие межличностные отношения, проявляются в условиях группового общения.
Кооперация — одна из основных форм организации межличностного взаимодействия, характеризующаяся объединением усилий участников для достижения совместной цели при одновременном разделении между ними функций, ролей и обязанностей.
Автономия –организованная группа, характеризующаяся замкнутостью, принципиальностью и требовательностью друг к другу её членов, жёсткой системой ценностей, высокой сплочённостью.
Коллектив – группа объединенных общими целями и задачами людей, достигшая в процессе социально-ценной совместной деятельности высокого уровня развития. В коллективе формируется особый тип межличностных отношений, характеризующихся:
высокой сплоченностью, принятием общих ценностей, коллективистским самоопределением (в противовес конформности и нонконформности, проявляющихся в группах низкого уровня развития), высокой референтностью членов коллектива по отношению друг к другу (то есть высоким уровнем внимания к мнению каждого), объективностью в возложении и принятии ответственности за результаты совместной деятельности.
В коллективе проявляется ряд социально-психологических закономерностей, качественно отличающихся от закономерностей в группах низкого уровня развития. Так, с увеличением коллектива не уменьшается вклад, вносимый его членами в общее дело, не снижается уровень эмоционального включения в группу, не ослабевает мотивация совместной деятельности, отсутствуют резкие противоречия между индивидуальными и групповыми интересами, имеется положительная связь между эффективностью совместной деятельности и благоприятным психологическим климатом.
Групповые процессы в коллективе образуют многоуровневую структуру, ядром которой является совместная деятельность, обусловленная социально значимыми целями.
Первый уровень структуры коллектива образуют отношения его членов к содержанию и ценностям коллективной деятельности, обеспечивающие его сплоченность.
Второй уровень — межличностные отношения, опосредствованные совместной деятельностью (самоопределение личности в группе, коллективистская идентификация и т.д.).
Третий уровень — межличностные отношения, опосредствованные ценностными ориентациями, не связанными с совместной деятельностью.
Величина, структура и состав групп определяются целями и задачами деятельности, в которую группа включена или ради которой создана. Содержание совместной деятельности членов группы опосредствует все процессы внутригрупповой динамики: развитие межличностных отношений, восприятие партнерами друг друга, формирование групповых норм и ценностей, форм сотрудничества и взаимной ответственности. В свою очередь, сформировавшиеся в группе отношения влияют на эффективность групповой деятельности. Группы традиционно выступает предметом социально-психологических исследований.При этом изучаются как процессы, развивающиеся внутри группы, так и она сама как целостный субъект деятельности, включенный в процессе взаимодействия с другими группами в систему общественных отношений.
К психологическим характеристикам группы должны быть отнесены такие групповые образования, как групповые интересы, групповые потребности, групповые нормы, групповые ценности, групповое мнение, групповые цели.
11 вопрос Психология классов и религиозных общностей. Этническая психология
Класс –это одна из разновидностей больших социальных групп, отличающийся по месту в исторически определенной системе общественного производства, по отношению к средствам производства, по роли в общественной организации труда, а, следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают.
Классовая структура общества – явление не статичное. Она зависит от типа государства, экономики и общества.
Так, в структуре капиталистического общества выделяют:
1) класс буржуа;
2) средний класс;
3) люмпены.
А в структуре социалистического общества выделяли:
1) класс рабочих;
2) класс крестьян;
3) класс интеллигенции.
Классообразующие признаки:
1) наличие (отсутствие) собственности на средства производства;
2) работа на себя и других;
3) доля общественного продукта, которая достается людям, относимым к тому или другому классу.
Социально-психологические признаки классов:
1) определенный образ, качество и стиль жизни;
2) социальная этика, сленг, жаргон;
3) социальный статус, означающий положение в социальной иерархии;
4) традиции, установки, картины мира, стереотипы, привычки, круг общения;
5) шкала ценностей, система потребностей и интересов.
В структуре общественнойпсихологии классов выделяют:
1) классовые потребности – классовое положение индивида и наличие некоторого определенного объема и состава материальных и духовных благ, задает определенную структуру потребностей, относительное психологическое значение и удельный вес каждой из них. Выделяют два вида групповых потребностей:
а) потребности группы как данной системы, нуждающейся в определенных условиях своего функционирования;
б) потребности большинства личностей, входящих в данную группу, т. е. типичные для группы потребности;
2) классовые интересы – также задаются всей системой отношений, в которую входит данный класс. Интересы отражают потребности класса в целом и его отдельных социальных групп, экономические отношения данного класса, они стимулируют разные формы деятельности. Интерес в общественной деятельности, как правило, осознается, и его удовлетворение выступает как цель теоретической и практической деятельности людей. Различают:
а) экономические;
б) политические;
в) духовные интересы.
3) классовые чувства – это особые эмоциональные состояния, свойственные классу и относящиеся к мотивационной сфере. В отечественной психологии особую известность получило изучение классовой ненависти и классовой солидарности;
4) классовые настроения также относятся к мотивационной сфере. Они в яркой форме отражают отношения и оценки людьми состояния объективных процессов и психических феноменов, господствующих в определенные периоды общественного развития. Они не является суммой настроений, входящих в группу людей, а обладают способностью к многократному увеличению энергии составляющих группу индивидов;
5) классовый характер – это мало разработанное понятие, понимание которого проявляется в типичном устоявшемся образе действий представителей разных классов в разных ситуациях и отличает представителей одного класса от представителей других классов;
6) классовые представления – обусловлены выполняемыми и усвоенными личностью социальными ролями, социальными ожиданиями, формирующимися на основе межгруппового сравнения;