Достоин ли я жизни, или Войди в Круг Людей

Смотришь на мужика — а это просто Бык. Смотришь на девушку — а она действительно просто Телка.

На улице, у ларька

А теперь снова Синтон, и снова мы, взявшись за руки, стоим в Кругу. Вводная: вы вырывались из Круга Жизни и Смерти, потому что хотели жить, но желание — это еще не все. Просто сильное желание, просто энергетичность — еще не достаточное основание, чтобы кого-то выпускать из Круга.

· Сильнее всех будет рваться тупой бык. Значит, мы выпустим первого именно его?

Мы оставляем за каждым право жить, но не за каждым готовы признать его достоинство. Вот стадо, в нем живут Бычки и Телки. Пусть живут, но никто их жизнь особенно не ценит. И если надо, их могут пустить и на мясо. Чем ты отличаешься от них? Что стоит за твоим желанием жить, кроме животного желания самосохранения? Любой бычок тоже радуется жизни и тоже хочет реализовать себя, свои силы и потенции. Он, как и ты, не хочет умирать! У тебя есть близкие, которым ты дорог? Мама корова тоже любит своего бычка и тоже будет очень горестно мычать, когда ее бычок исчезнет за стенами мясокомбината. Но бычок выращивался для мяса, и вы его съедите.

· Поднимите руки, кто ел, ест и будет есть говядину? А теперь поднимите руки, у кого есть большие, чем у этого бычка, основания жить? Руки поднимаются, но не слишком-то уверенно...

Упражнение будет похоже на то, что было на прошлом занятии, только надо не выйти из Круга, а войти в Круг, и это сделают сразу вначале все ребята, а потом — все девушки.

· Прорываться тут не нужно: тут нужна не энергетика, а осмысленность.

Условие: в Кругу живут Люди, за Кругом же существует Растительность и Животные. Если девушка в парне узнает Лопуха, а Лопухов среди ребят за Кругом много, пусть она не пустит его в Круг и прогонит от себя, потому что им не место среди Людей. Может быть, девушка увидит в парне нечто Полезное, как, например, Овощ Капуста, что тогда? Все полезное пусть она оставит при себе, пусть Капуста будет рядом с Людьми.

· Но в Кругу, наравне с Людьми, Овощ Капуста оказаться не должна.

Рядом с собой девушка может оставить и Бычков, они тоже пригодятся, а вот Хищников отправляйте к Лопухам, то есть гоните от себя подальше.

Отправляйте от себя всех тех, кто только внешне похож на людей: просто "двуногие" еще не повод, чтобы таких подобий человека уважать. Аналогично наличие "мышления", "сознания" и других психических принадлежностей — еще не повод для уважения. Что ты с этим делаешь? Если мышление помогает тебе добывать деньги, обманывая людей и продавая ненужные им вещи, то за это — тебя уважать?

Анекдот про нового русского знаете?

Идет халявный фуршет, новый русский объедается: и икры себе накладывает, и мяса, и рыбы всякой, ананасами закусывает, а француз рядом взял только ломтик зеленого яблока и маленький кре­­­кер. Русский его спрашивает: "Ты чего?" Француз: "Я ем, толь­ко когда я голоден". Русский: "Ну, ты совсем как животное..."

Вот так и вы: смотрите, кто перед вами. И только когда вы увидите, что перед вами Человек, и не просто иногда бывает, а он такой по сути своей, — такого к Людям пускайте.

Итак, молодые люди — шаг назад, девушки — обернулись к ним и взялись за руки. Все закрыли глаза, настроились. Что скажут ребята, претенденты на Звание Человека? Соберите все свое лучшее, человеческое... Собрали — можно начинать. Говорите! Смотрите! Думайте...

· Народ толпится, скоро кто-то из ребят оказывается в Кругу. Не стой, не оглядывайся радостно, ты мог оказаться и ошибкой — поэтому выйди из Круга и попробуй попасть в него снова, через другую дверь.

...Когда происходит смена ролей и в Круг Людей проходят уже девушки, ребятам инструкция — такая же. Не пускай к Людям злую Крапиву или бледную Водоросль, поставь с собой рядом прекрасную Розу или вкусное Яблочко. Кусачую Гиену гони, милую Телку — обними и поцелуй. Увидишь Человека — пригласи к людям.

· Ребята смотрят на девушек, девушки — думают... Есть надежда, что минуты размышлений здесь продолжатся Образом Человеческой Жизни.

Испытание: Я — не Трава и не Животное!

Много званых, да мало избранных...

Оттуда, все оттуда

После этой Игры хочется посидеть, собраться с мыслями и подумать — неторопливо и основательно. Однако для этого вместо безответственной общей дискуссии я предлагаю устроить личное испытание:

– Вам бросается вызов. Поднимите руки те, кто уверен и готов обосновать, что у него за его желанием жить стоит нечто большее, чем обычный инстинкт самосохранения? Он — точно не Трава и не Животное, он убежден, что он достоин звания человека? ...Да, это — вызов. Кто его принимает? Звезданутые — есть?

Похоже, что звезданутые люди были во все времена. Вызов принят, претенденты на звание Человека выходят на испытание.

· А вы — вышли бы?

Процедура испытания несложна: претендент имеет три минуты на свободный монолог, после чего к нему идут вопросы, а по результатам — оценки. Для наглядности — руками, как на состязаниях в Древнем Риме. Палец вниз: "Не убедил", палец вверх — тебя награждают высоким Званием Человека.

· И чем выше поднимаются руки, тем более ты убедил, что ты — Человек!

Претенденты говорят, часто говорят глубоко и красиво, многие — по-настоящему красиво, а вот врать про себя обычно тут ни у кого желания не возникает. Во-первых, здесь тебя знают, а во-вторых, зачем? Единственный настоящий выигрыш, который тебе светит, — это подумать про свою жизнь вслух и получить обратную связь от людей, которых ты уважаешь.

· Ну, люди и получают — на полную катушку, особенно если говорят ерунду.

– Я Человек, потому что обладаю сознанием. У животных сознания — нет!

· Я предложил бы не спорить про то, правда ли нет этого у животных и действительно ли в наличии оно у автора заявления. Важнее другое, а именно:

Способность осознавать, как и другие высшие психические способности (например, мышление и речь), — возможно, и отличает человека от животных, но вопрос в том, придает ли это отличие вам человеческое достоинство? Мы разные — верно, но есть ли это основание для гордости? Вот у собаки, например, есть способность слышать высокочастотные звуки, не слышные человеку, у муравьев потрясающие математические способности — и что? А еще человека отличает от животных игра в карты, привязанность к телевизионным сериалам и обжорство — это тоже отнесем к человеческим достоинствам?

· Пока пальцы — вниз...

– Я Человек, потому что презираю деньги и ищу духовности в эзотерике!

...Бычок, видимо, заболел, потому что отказывается есть траву. А что касается его развлечений, то большой разницы нет: то ли он будет купаться в общей речке, то ли в своем маленьком обособленном прудике.

· В соседних прудиках будут плескаться филателисты.

– Я считаю себя Человеком, потому что я хороший преподаватель и учу студентов нужным им вещам.

...Родная, быть хорошим преподавателем и быть Человеком — вовсе не одно и то же. Преподаватель дает людям знания, самовар дает людям чай. И — что? "Я считаю себя Человеком, потому что я хороший Самовар и пою людей вкусным чаем", да? Или вот работает Счетовод: он честно перемножает цифры, хотя и хуже, чем компьютер. Он, как и компьютер, людям полезен, но становится ли он от факта своей полезности — Человеком?

Дискуссия — продолжается!

* * *

Итоги испытания? Редко — хорошие ответы, чаще — хорошие вопросы. Все понимают, что в испытании нет задачи дать точный ответ по каждому из Претендентов, достаточно, если с их помощью каждый в группе задумается: "А достоин ли я называться Человеком? Что во мне человеческого? Кто есть — Человек?"

О животном и Человеческом

Кто есть — Человек? Ответа я не знаю, но определенные размышления у меня на этот вопрос есть. Такие:

Человек, а не трава и не животное тот, кто думает об этом и ищет это — человеческое.

Быть Человеком — это всегда поиск. Как только я успокоился и сказал себе: "Все, я нашел! Я знаю, что такое Человек!", или еще сильнее: "Все, я состоялся! Я совсем стал Человеком!" — так, похоже, я в своем человеческом уровне снизился.

· По крайней мере, остановился.

Человек тот, кто свободен. Трава не может быть не травой, животное есть только то, что задано ему генетически и вставлено от воспитания. Во мне тоже есть куча предопределенного, и если я иду по пути наименьшего сопротивления, живу естественно, природосообразно — я Трава. А если я становлюсь выше, начинаю быть хозяином своей души и жизни, приобретаю свободу — я уже Человек.

Свобода — это не просто случайное слово, не абстрактное понятие. Количество моей свободы (или количество моих несвобод) вполне операциональная, почти измеряемая характеристика. И на ее основе можно говорить совершенно конкретно о том, кто из нас и в каком отношении Человек больше, а кто — меньше Человек.

· Кое-что видно просто на глаз.

Для тренировки глаза можете сами отнестись к некоторым Портретам.

Вот — Вася. Вася толстый, потому что любит много кушать.

· Он не может не есть, ну потому что — очень хочется!

У Васи попа, пузо и одышка, потому что он не любит заниматься спортом.

· "Ну никак не могу себя заставить!!"

Еще он любит спать, спать с женщинами, пить пиво с мужиками и играть в компьютерные игры. А также орать, злиться и спорить.

· Может быть, уже хватит? Тушка уже приобрела очертания?

А вот Сережа — тихий и добрый человек, который и мухи не обидит.

· Но и не поймает.

Он любит помогать людям, делает это постоянно и бестолково, потому что по жизни он — совершенно беспомощное существо.

· Сережа, ты умеешь говорить громко? — (тихо) Нет... — А двигаться, ну хотя бы руками двигать быстро, энергично и резко? — Вот так? (неловко и слабо) — Нет, Сережа, не так...

Я люблю Сережу, но при том грузе несвободы, при том количестве запретов, который он носит у себя на душе и теле, в качестве Человека он реализует себя по минимуму.

· И в этом смысле, как Человек, он пока — не состоялся.

Татьяна, напротив, энергична, но энергичнее всего у нее звучат фразы: "Я не могу его забыть!", "Ну как я могу радоваться, когда!.." и "Это выше моих сил!"

· Чем больше человек говорит "Не могу", тем меньше у него свободы. И тем меньше он — Человек.

Психологический практикум

Для умных, внимательных и мыслящих людей предлагается работа: надо продолжить фразы, начинающиеся с некоторых тематических утверждений. Каждую тему (тему "свободы" или "несвободы") надо завершать не один раз, а, как минимум, двадцатью ответами.

· Можете по-другому: писать ответы пять минут без перерыва, после чего думать о вопросах всю оставшуюся жизнь.

Итак:

"Я свободен, потому что я... Я свободен в том, что я... Я свободен, когда..."

· Напомню: с вас двадцать утверждений, после чего написанное рекомен­дуется прочувствовать и отпраздновать. И никогда больше не забывать.

"Я не свободен, потому что я... Я не свободен в том, что я... Я не свободен, когда..."

· Кстати, ничего печального в этом нет. Вон я не свободен с детства, потому что прикован силой тяжести к земле, но сказать, что понимание этого меня ежедневно ранит и мучит?

"Я хотел бы стать свободным в том, что..."

· Мечтать — не вредно. А если это будет еще и стартплощадкой, то мечтайте — с полетом и воодушевлением! Двадцать, девятнадцать, восемнадцать... три, два, один — полетели!

"Я решаю, что теперь буду свободным в том, что..."

· Мы за вас очень рады.

Свобода для — чего?

Получить свободу — то же самое, что получить землю под садовый участок: строй все что хочешь, ура! Но с другой стороны, на заросшей полынью лужайке пока ничего другого нет и жить поэтому негде.

· Увы.

Иметь свободу — необходимо, но недостаточно. Пока это только "свобода от", только чисто поле, но не "свобода для", не "направление к" — это только возможность Человека, но не сам Человек. Человек начинается тогда, когда свою свободу он направляет на благо, когда он свободно и осознанно выбирает делать добро.

· Тот, кто имеет свободу, — человек, но он может быть хуже травы и животных. От тех может быть предсказуемая польза, а от него — непредсказуемое зло. Поэтому такого — вычеркиваем.

– А что есть — добро?

От прямого ответа на подобный вопрос Христос, как известно, ушел. Тем не менее, я убежден, отвечать на этот вопрос можно и нужно — хотя бы для того, чтобы его не забывать.

Что есть — добро?

Ах, оставьте ненужные споры,
Я себе уже все доказал...

А вы?

Проще всего отвечать на этот вопрос нормальным людям, особенно деревенским. Вот ежели я этим летом работал, и с умом, то количество добра у меня во дворе определенно увеличилось: вон гараж построил, колодец поставил, крыльцо выкрасил. А мой сосед, алкоголик, последнее добро пропил, теперь неприкаянный шатается, как бы мое не спалил. Ежели бы у нас в деревне все жили по-людски и работали, как полагается, тогда бы добра и во всей деревне было бы больше. У нас, в миру, как старики всегда говорят? Что бы ты ни делал, количество добра в мире должно увеличиваться. Верно, так и надо. Что тут, про добро, неясного-то?

· Как вам?

Меня, признаюсь честно, это понимание добра устраивает полностью. Тем не менее полагаю, что вечно неудовлетворенная интеллигенция на это критически покачает головой и останется неудовлетворенной. Ладно, попробуем удовлетворить.

· Но вы уж простите, если выйдет все равно как-то попросту...

Что есть — добро, что есть — зло?

Вот у Саши Тузова, нашего клубного замечательного парня, заболел позвоночник, в результате чего он довольно скоро оказался при смерти. Вопрос — это добро или зло? Для тех людей, которые могут претендовать на его квартиру, конечно, это добро. Для его родных и друзей — это зло и горе. Это огорчение для ребят и девушек, которых он успел объединить пусть в маленький, но такой нужный им Клуб. Но если вдруг в процессе болезни, лежа и преодолевая боль, Саша вдруг стал сильнеть на глазах, мудреть на глазах и лежа проводил занятия, после которых люди становились действительно добрей, то, похоже, его беда в этом отношении оказывалась добром, так?

Так?

А раз так, то не надо говорить, что вы не знаете, что есть добро, а что — зло. У вас есть те ценности, в соответствии с которыми в конкретной ситуации вы говорите: это добро, а это — зло. В чем-то понимание добра у нас с вами может расходиться, в чем-то могут расходиться оценки конкретной ситуа­ции, но чаще всего мы с вами нуждаемся не в умном разъяснении, "что такое хорошо", а в силах, чтобы не делать плохо.

В главном, что такое Добро — вы знаете.

Если же вас волнуют частности, то здесь мы с вами едины: меня они волнуют также.

Меня вместе с вами радует, когда человек совершает добро не просто инстинктивно, а осознанно.

Курица высиживает яйца, время от времени приподнимаясь и поддерживая тем самым кладке необходимый температурный режим, — ах, какая она заботливая? Видите ли, это не совсем так: курица высиживает яйца, приподнимаясь не тогда, когда это нужно будущим цыплятам, а когда у нее перегревается попка и она хочет ее проветрить.

· Так и многие добрые люди добры только потому, что так им удобнее, а то — попа перегревается.

Меня вместе с вами волнует, чтобы за добро не принимали категоричные утверждения местной морали: общественной, коммунальной или личной.

· Ходить без носков и целоваться в общественных местах — плохо, а охать, переживать и хвататься за сердце — сочувственно, то есть — хорошо. Да?

Более же всего мне не нравится, когда о добре много разговаривают — вместо того, чтобы...

А поэтому,

Спешите делать Добро!

Человек прекрасный

Высшее не стоит без низшего.

Фома Кемпийский

Слушая выступления Претендентов на звание Человеков... нет, точнее — глядя на них, я чувствовал: что-то здесь — не то. В их словах было все прекрасно, была и глубина и возвышенность, была — правда! — но у меня все равно оставалось ощущение какой-то неправды и неудовлетворенности. Откуда?! И вдруг, озарением, я схватил: я вдруг понял, чего мне в них не хватало.

Мне не хватало в этих людях — физической красоты.

...Человек вырастает из природы, он может и должен быть выше ее, но пусть он, как птица, отрывается в полет от самых красивых и цветущих ее ветвей. Если парень становится Человеком только потому, что в качестве Бычка он из себя ничего не представляет, это не выбор быть Человеком. Это только уход, только — убегание. И если девушка говорит: "Нет, я не Телка, я — Человек", а мы видим, что она, как Телка — худая и никудышная, то мало цены такому ее выбору. Пусть природа в тебе цветет. Быть очаровательной и цветущей Телкой — прекрасно, и пусть Бычки любуются тобой и бегают за тобой. Быть бодрым и смелым Бычком — достойно мужчины, и пусть Телки мечтают оказаться с тобою рядом. Да, пусть каждый из нас будет еще и чем-то большим, чем просто цветущим куском природы, пусть каждый из нас будет еще и Человеком — так жить выше, но не дави и не глуши в себе природное — прекрасное! — начало. Люби природу в себе, пусть тело твое будет здоровым и красивым, наполненным силой и бодростью. Не трави его, тренируй и напрягай его, пропитывай его движением и воздухом. Делаешь ли ты это?

Прекрасные вы мои! Подойдите к зеркалу и посмотрите на себя, как на Природное Начало: что вы увидите? Как природное существо, вы экземпляр сортовой, породистый или...

· Выберем слово — "случайный"... Нормально?

Ваше тело напитано соками, светом и энергетикой — или бледно и худосочно? Оно ухожено — или запущено, заброшено своим, возможно очень усталым и занятым, хозяином? Если вы девушка, насколько вы — очаровательная Телка (хотя и не только Телка)? Если ты парень, мужчина — насколько ты бодрый, наполненный животной силой Бычок? Как вы оцените вашу заботу о своем теле, о своей природе, она — достаточна?

· Если вы затрудняетесь с оценками, позовите своих друзей, лучше противоположного пола, и эту же выставку устройте при них. Что-нибудь они вам обязательно выскажут.

Не телом единым...

Если уж начали себя оценивать, то продолжим. Надеюсь, кроме бушующего здоровьем тела, роскошных волос и эластичных мышц, у вас есть тот, кто всем этим пользуется, а именно — вы, человек. В этом случае имеет смысл оценить себя — внимательно, неторопливо оценить! — и по уже ранее названным пунктам.

Насколько вы человек — ищущий? Человек, находящийся в смелом поиске?

· Не путайте с мятущимся. У нас во дворе самый метущийся — это дворник: метет с утра до вечера, а с вечера до утра — пьет, поет и мечется.

Вы — человек свободный? У вас смелое, свободное мышление, у вас нет вопросов, которых вы боитесь? Вы разрешаете себе говорить то, что вы думаете, — тогда, когда сочтете нужным? Вы живете там, где выбрали вы, с теми людьми, которые вам нужны, занимаетесь тем, в чем ваше призвание? Вы выбираете свой жизненный путь?

Обратная сторона всякой свободы есть ответственность. Вам может это не нравиться, но, если вы где-то не отвечаете за что-то сделанное вами, вы — не свободны и вы — не Человек.

· А вы — отвечаете за свои слова? Решения? Поступки? Всегда?

В качестве свободного человека, какие ваши главные ориентиры? Добро? Из десяти последних совершенных вами поступков сколько имело в виду именно совершение добра? Кому? За что? Или — для чего?

Когда и кому вы последний раз мстили?

· Напомню: это когда обоснованно и за дело.

Так вот, вы мстили. Какая бы маленькая ни была ваша мстюлька и как бы ни была она близка вашей душе, только ответьте: а если бы вы были сильным и добрым человеком?

· ...Верно, вы улыбнулись бы и поступили бы — по-другому.

Когда вы чиновник, вы в первую очередь исполняете должностные инструкции или помогаете людям? Когда вы бизнесмен, вы заняты только деланием денег — или вы продолжаете оставаться Человеком, то есть — делать добро?

Вспомните ваши мечты — может быть, школьные? — в которых вы видели себя красивым, свободным и состоявшимся человеком.

· Надеюсь, вы их не совсем забыли.

Что конкретно сделали вы для того, чтобы эта мечта стала реальностью? Надеюсь, вы продолжаете верить, что вы в жизни что-то сделать сможете; но из того, что вы задумали, сколько вы — осуществите?

Это и есть к вам пока последний, но, возможно, самый трудный вопрос:

Чего стоят ваши добрые замыслы?

Отвечать, как обычно, лучше не мне, а себе.

· И жизни.

На пути к Мастеру

– Личностью, как известно, не рождаются...

– А кто это дал тебе право определять: я личность или нет?

Голос из зала. Голос —
Шарикова

Я животных люблю и к некоторым отношусь даже с нежностью, но в Клубе мне хочется работать не с ними, а с Человеками. А чтобы меня не обвиняли: "Как вы смеете определять, сие дышащее кислород творение — Человек или вовсе нет?!", я предложил членам Клуба определиться в этом самостоятельно.

И учредил Орден Человеков.

· Далее — по тексту. По тексту, который в Клубе скромно висит в администраторской. Но желающие увидеть — видят его всегда.

Итак,

Орден Человеков

В Орден Человеков принимают себя те, кто берет на себя добровольные обязательства и соответственно работу быть Человеком. Ты можешь взять на себя некоторые обязательства, касающиеся Любви, Денег, своего Здоровья, отношения к людям и миру, — обязательства, которые обычно держат в душе те люди, которым кажется возможным жить не только для себя и хочется жизнь вокруг себя делать красивой и доброй. Принятие обязательств — шаг ответственный, и делать его стоит только тому, кто так жить уже умеет и ему это нравится.

· Хотя бы искренне тянется к тому, чтобы жить — так.

Орден говорит не о совершенстве человека, а о том, что человек действительно стремится сделать себя лучше в данном направлении, то есть — работает и полагает, что что-то у него уже получается.

Знак Ордена — стандартный бэйджик[26] с цветными метками (кружочками) соответственно цветам радуги и обязательствам.

Итак, обязательства.

Цвет красный: "Любовь"

1. Я учусь личностной привлека­тель­ности, чтобы моей любви искали многие.

2. Любимый не моя собственность, и моя любовь проявляется к нему не в том, что я много его хочу, а в том, что я много хочу ему подарить. И еще раз: подарить не с тем, чтобы мне это обязательно вернулось. Если вернется — я буду счастлив, а если любимый передаст это не мне обратно, а кому-то другому — я буду счастлив также.

Это обязательство, которое ты можешь взять на себя, если в любви хочешь оставаться человеком. Обратите внимание на пункт один, который говорит о личностном богатстве: если ты этим не отличаешься, то следующий пункт и разговоры о твоей душевной щедрости уже не актуальны. Почему? Предположим, твоя любовь настолько кривая, что от нее бегут, а вовсе ее не ищут. Какова тогда цена твоей любви, твоей щедрости? Или другой вариант: ты пока, как личность, сирый и убогий, никто тебя не любит и никому ты такой не нужен. Но если это так, каков пафос, какой вес твоего обязательства: "Любимый не есть моя собственность!"? У тебя же ничего нет!

· Чтобы собственностью распоряжаться, для начала необходимо ее просто иметь.

Цвет оранжевый: "Позитив-Конструктив"

Что бы ни случилось (хоть облом, хоть потери или смерть), я всегда ищу в жизни светлую, плюсовую сторону, чему я могу радоваться, а после этого думаю: "А что теперь можно сделать дальше, чтобы жизнь была еще полнее и светлее?"

Основное препятствие здесь — не техническое, а идейно-нравственное. Нас приучили жить "Нельзя радоваться, когда!..." (далее длинный список). Ну, если вам нельзя, то и не надо. А кто-то делает другие выборы — чтобы сделать жизнь богаче.

· И не только свою.

Далее развивать тему не буду, об этом много и подробно в двух моих первых книгах.

Цвет желтый: "Культура общения и порядочность
во взаимоотношениях"

Хотя бы Устав Синтоновского общения (не забыли? смотри о Клубе) я принимаю не как внешние ограничения, между которыми я выживаю, а как самостоятельную и радостную внутреннюю работу: это то, чему учу себя сам я, то, в чем я лично заинтересован: делать общение человечным и эффективным.

Во взаимоотношениях — порядочность: обязательность, ответственность, деликатность.

Как хвалится Боря Голуенко: "Я могу нарушить любые клубные правила так, что меня никто не сможет в этом уличить!" Верно — он это может, и он это делает, убегая из-под любого контроля. Но в Клубе есть и другие люди: те, которые просят следить за ними строже, при том что самый строгий контролер — они себе сами.

· Приятно отметить, что Боря в Клубе один, а других — гораздо больше.

Цвет зеленый: "Здоровье"

Мое здоровье — это не мое личное дело, не то, что делает лично меня более счастливым или нет. Это мой потенциал, что дала мне жизнь и который я могу и должен умножить: для того, чтобы по жизни я делал много и делал больше. И если я заболел, это значит, что я лишил человека здоровья, а других людей вокруг себя — своей работы для них.

Заболеть — это проступок.

Как писал Николай Островский, это тело дается нам один раз, и надо заботиться о нем так, чтобы не было мучительно больно все бесцельно прожитые годы...

Народ же, если и следит за своим здоровьем, то не из любви к здоровью, а потому что болеть больно и умирать страшно. Людям нужно не здоровье, а чтобы было не больно и не страшно.

· Как детям у врача.

При этом (понаблюдайте!) подавляющее большинство ваших знакомых втайне мечтают, как бы им жизнь побыстрее "сдать" и из нее побыстрее — смотаться.

· Как с урока, к которому они, как всегда, не готовы...

Здесь же, в Ордене, предлагается другое отношение к здоровью, а именно исходящее не от страха к боли, а от любви к жизни. Жизнь — это не то, что нужно "отбыть" с минимальными хлопотами, а то, что я люблю делать, о чем мне хочется заботиться, и именно поэтому мне нужно здоровье — для жизни. Кроме того что здоровье дает радость, оно дает мне возможность работать — работать много и качественно.

· А поскольку моя работа — работа для людей, то не ценить свое
здоровье — нельзя.

Для меня моя болезнь — повод не для жалости ко мне, а для укора. Это нечто предосудительное с нравственной точки зрения. На языке уголовного кодекса, я проявил преступную халатность и причинил ущерб людям: лишил здоровья одного и устроил неприятности другим.

Конечно, это совершенно потребительское отношение, где здоровье стоит в том же ряду, что стиральная машина и автомобиль. Только здоровье — невосполнимее и дороже.

Цвет голубой: "Свобода сознания"

Я беру на себя обяза­тель­ство освобождать свое сознание от догм, ка­кие бы они ни были и откуда бы они ко мне ни при­шли. Догмы религиозные, культурные, мест­ные, семейные, сугубо личные — любые. Просто яр­кий показатель свободы (или нет) сознания — незаморочное от­ношение к сексу.

· А именно: отношение внимательное, веселое и житейское. И не более.

Ехидные синтоновцы здесь обязательно интересуются: "Почему цвет голубой и есть ли это обязательная обязанность стать гомо- (гетеро)сексуалистом?" Отвечаю: "Нет. К гомо­сек­су­аль­ным связям пусть будет отношение совер­шенно свободное, пусть будет разрешение, но за­ниматься этим по жизни — надо ли?"

· Вот у меня есть разрешение зарабатывать деньги про­дажей лимо­на­да — но я этим не занимаюсь.

А почему все-таки — голубой цвет? Потому что небо — голубое. И свободное. Пусть будет таким же высоким и свободным — наше сознание!

Цвет синий: "Деньги"

1. Я должен научиться быть не бедным.

2.Деньги не есть моя личная собственность, которой я распоряжаюсь по своей прихоти. Деньги мне дает в пользование Жизнь, и моя обязанность — отдать их Жизни, туда, куда Жизни надо. Я трачу деньги на себя ровно постольку, поскольку это действительно необходимо для моей жизни и работы. А если правильнее сейчас эти деньги отдать другим — я сделаю это.

Все аналогично обязательствам по Любви: пока вы бедны, отказ от собственности дается легко. Так живут почти все студенты в общежитии, пока делить им нечего.

· К сожалению, как только у них появляется Дело, а потом Особняк, вокруг особняка появляется Забор, а в глазах: "Не дам!"

...Трудно богатому войти в Царство Небесное. Однако нищего там вообще не ждут.

· Что с него возьмешь-то?

Я, конечно, не прав, но у меня к деньгам вообще особенное отношение.

Деньги

И некто сказал Ему: вот, матерь Твоя и братья Твои стоят вне, желая говорить с Тобою.

Он же сказал в ответ говорившему: кто матерь Моя, и кто братья Мои? И указав рукою Своею на учеников своих, сказал: вот матерь Моя и братья Мои.

Евангелие от Матфея, XII, 47-49.

Что касается денег, то я, естественно, забочусь только о своих людях и безразличен к чужим. Так делает каждый, разница между людьми только в том, кто для них — свой, а кто — чужой. А кто мне — мой? Отвечаю: мой — тот, кто ищет человеческое, кто Человек, кто еще Человек или на пути к Человеку.

Распоряжаться деньгами мне легко, потому что моих денег — у меня нет.

Налоговая инспекция полагает, что у меня есть мои доходы и моя — частная — собственность, но она, конечно, не права. У меня нет частной собственности. Есть личная — которая обслуживает мои непосредственные нужды, и я не считаю правильным этого лишаться. Я обязан заботиться о своей жизни и своем здоровье и без крайней нужды лично необходимые мне вещи никому отдавать не собираюсь.

Но от частной собственности я отказываюсь. Я отдам любую "свою" вещь тому, кто распорядится ею лучше, чем я, кто с ее помощью сделает больше добрых дел. И я считаю себя вправе присвоить себе любую "чужую" вещь, если в моем пользовании она принесет людям больше пользы.

· Однако мне свойственно ошибаться, и в мало-мальски спорных случаях я остаюсь в рамках действующего законодательства.

В отношении денег я вообще жмот и на этом настаиваю. Если вы у меня попросите денег, я, скорее всего, вам откажу, потому что ни свободных, ни вообще своих денег у меня нет. Жизнь дает мне деньги только в пользование, и я не могу их празднично выкинуть на себя или сделать кому-то щедрый подарок — жизнь не давала мне такого права.

· Жизнь — та, которая вокруг меня! — бедна, и устраивать кутежи ей не по карману.

Если вы попросите у меня деньги, я не буду интересоваться, в какой вы мне степени родства и отдадите ли вы мне их. Мне будет важно, что вы собираетесь с ними сделать и нет ли у меня других планов, в которых эти деньги дадут большую отдачу.

Я обязательно спрошу деньги за свою работу, если убежден, что за такую работу деньги платить правильно. А за другую свою работу я не возьму с вас денег, даже если вы мне будете предлагать. Если я спрошу себя: "Я бы за такое заплатил?" и отвечу: "Нет, это было — пустое", значит, и вам за это мне платить не надо. А вот это — не пустое, это ваш настоящий труд и мне это нужно, поэтому я за это платить буду. А если вы свой труд цените мало, я укорю вас за это и заплачу вам больше, чтобы вы свой труд и себя — уважали.

Я мало интересуюсь, из какого источника деньги ко мне приходят, и, если мне деньги дают, я беру их всегда без всякого стеснения. Это было бы странно — ведь я беру их не себе.

Я плачу своим людям деньги, но для них у меня нет понятия зарплаты — есть материальная поддержка и есть перспективное вложение. Мой человек хорошо и спокойно работал — я дам ему деньги, чтобы он мог так же спокойно работать дальше. Я вижу, что этот человек может сделать многое, много доброго, — я дам ему деньги, чтобы он это сделал. Ему не надо эти деньги возвращать мне — ему надо только сделать людям то, что он сделать для них может. Если у меня есть деньги и я увижу, что вы эти деньги употребите лучшим образом, я все эти деньги с радостью отдам вам.

Я бизнесмен, и все, что у меня в руках, должно приносить максимальную прибыль. Должно приносить максимальную прибыль мое время, мои руки, мои деньги — потому что это не мое время, не мои руки, не мои деньги. Их хозяйка — Жизнь, она дала мне их в пользование, и она ждет от меня, что я распоряжусь ими наилучшим образом. А я люблю свою хозяйку — Жизнь и буду делать так, как хочет она.

Я люблю тебя, Жизнь!

Цвет фиолетовый: "Служение"

1. Я должен быть личностно богат, чтобы быть нужным людям.

2. Я живу для людей. У меня нет моего личного времени и моей (моей!) личной жизни. Моя жизнь, все время моей жизни есть работа для людей, и любое развлечение, хоть телевизор, хоть любовный роман, есть то, что я отнимаю от работы, то есть от людей.

Я отказываюсь от своей личной жизни и всю свою жизнь посвящаю Делу.

· Если еще короче — становлюсь Монахом.

Вообще-то это и без всяких обязательств давно стало образом моей жизни. Вот, например, я никогда не понимал — Потрепаться.

· Вот так, сесть — и Трепаться.

Ну, может быть — Прогулка. Еще лучше — Пробежка. Совсем хорошо — если По Делу.

· И вот тогда, по дороге, можно и — Потрепаться.

По-моему, это нормальный, то есть рабочий образ жизни.

Хотя, конечно, с другой стороны это совершенно ненормально. Нормальный человек знает, что у него есть его личное время, когда он может — имеет право! — заниматься, чем он хочет: хоть творчеством, хоть любой ерундой, время своей жизни сжигая и разбрасывая.

· Например, включить телевизор и просмотреть все на свете сериалы. Или часами бегать по квартире за очумевшей кошкой, уговаривая ее: "Муська, скушай сметанки!"

"А что? Другим не мешаю — значит, право имею. Правильно?" Правильно, расслабься. Собственно, нормальный человек и работает для того, чтобы после работы — оттянуться и покайфовать.

· Надеюсь, вы умеете это делать. Кстати, какие радости у вас запланированы на сегодняшний вечер?

Все классно, но давайте думать дальше: если это мое время свободно и действительно мое, то ведь я могу его и не сжигать, и не разбрасывать, а бережно и творчески подарить тем, кого люблю. Например, людям родным и близким. Или сейчас слабым — тем, кто во мне действительно нуждается. Или скоро сильным — тем, кто мир сможет улучшить и украсить.

· В том числе и собою.

А если могу не сжигать, а подарить и людям это нужно, то, на мой взгляд, я — должен. И чем более могу, тем более должен.

Реплика

С этой точки зрения быть талантливым, конечно, безнравственно. Потому что если ты бесталанный и бездельничаешь — ну и пусть, горя нету. А вот ежели тебе дано, но ты от этого только млеешь и ничего не делаешь — к тебе претензии. И чем больше тебе дано, тем больше претензии.

"А почему это — ничего не делаешь?" Да вот я тоже не знаю, почему ты ничего не делаешь...

· Да, Татьян? Верно, Саша? Трепу много, дела — мало?

Я вместе с Любищевым (надеюсь, Да­ниила Гранина "Эта странная жизнь..." читали) убежден, что ученых и деятелей интеллектуальной культуры надо фотографировать с заду, потому что именно это место более всего вносит вклад в создание непреходящих культурных ценностей.

Так вот,

Обязательство служения — ни в коем случае не отказ ни от радости, ни от отдыха: более того, тот, кто хочет действительно эффективно работать для людей, имеет обязанность внимательно заботиться о себе, о своем душевном и физическом благополучии.

· Хотя бы потому, что, если за машиной не следить, она ломается. Плюс, заботясь о людях, стоит помнить, что ты к этой категории относишься тоже. По крайней мере, пока.

Именно отношением к своей жизни и здоровью отличаются взрослые и здоровые люди от романтиков и невротиков. Романтики мечтают во имя человечества погибнуть. Невротики-трудоголики сжимают свою жизнь так, чтобы быстрее на работе сгореть. Человек же, любящий жизнь и людей, делает свою жизнь богатой и плодотворной.

· Вы не забыли еще такого слова?

Уточнение

Пожалуйста, не путайте: служение — это одно, а тупое вкалыван

Наши рекомендации