Психолого-педагогического института

(протокол № 1 от 01 сентября 2012 г.)

Зав. кафедрой

________________И.А. Синкевич

РАЗДЕЛ 1. Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины

Автор программы: Иванов А. Н., доцент кафедры психологии МГГУ

Пояснительная записка

Назначение дисциплины: Учебный курс «Дифференциальная психология» направлен на формирование у студентов представлений о дифференциальной психологии (психологии индивидуальных, групповых и типологических различий) как самостоятельной науке, составляющей теоретико-методологическую базу психодиагностики и психотерапии, представлений о структурных компонентах индивидуальности и типичных сочетаниях их признаков, о соотношении индивидуального и общего, биологического и социального в психологии человека. Комплекс этих представлений, в свою очередь, является неотъемлемой составной частью психологической (профессиональной) компетентности будущих педагогов-психологов, которая предполагает, кроме всего прочего, способность диагностировать, понимать и учитывать в практической деятельности психические и личностные особенности человека, условия его жизни, деятельности и общения. Кроме этого, психологическая (профессиональная) компетентность невозможна без сформированной рефлексивной позиции по отношению к своим собственным возможностям и границам, выработанной на основе адекватной самодиагностики – осознания себя как индивида, личности, субъекта труда, познания и общения, индивидуальности.

Цель данного курса – формирование у студентов - будущих педагогов-психологов, - адекватных представлений об индивидуальных, групповых и типологических различиях между людьми и о научно-обоснованных способах их выявления. Целевой результат данной дисциплины может быть представлен как комплекс приобретенных способностей:

· осознавать различия между объективными и субъективными способами выявления индивидуальных различий и значимость объективных методов их анализа в своей профессиональной деятельности;

· описывать и анализировать структуру индивидуально- психологических и социально-психологических особенностей человека;

· применять базовые психологические методы изучения индивидуальности для решения практических задач;

· осознавать собственные индивидуальные, групповые и типологические особенности и формировать на этой основе свой индивидуальный стиль профессиональной деятельности.

Основные задачи курса:

1. Раскрыть основные направления изучения психологии индивидуальности (индивидуальных различий).

2. Обеспечить прочность знаний, умений и навыков в освоении основных методологических принципов и методов дифференциальной психологии.

3. Обобщить и систематизировать теоретические и практические знания, полученные студентами при изучении смежных дисциплин: общей, возрастной, социальной и клинической психологии; основ психодиагностики и психотерапии; теорий личности и этнопсихологии и др.

В основу курса положены:

· взгляды Б.Г. Ананьева о единстве биологического и социального в человеке, которое обеспечивается единством таких его макрохарактеристик, как индивид, личность, субъект, индивидуальность;

· концептуальные представления А.В. Либина о дифференциальной психологии как психологии индивидуальных, групповых и типологических различий и об иерархической структуре индивидуальности человека как субъекта взаимодействия с миром.

Структура курса включает5 основных тем:

1. Дифференциальная психология как наука – включает историю, предмет, методы, основные направления и понятия дифференциальной психологии как самостоятельной области психологического знания об индивидуальных, групповых и типологических различиях между людьми (индивидами, личностями, субъектами деятельности, индивидуальностями).

2. Психология индивида- включает описание специфики когнитивных и эмоционально-волевых процессов, межполушарной асимметрии, психологии темперамента и половых различий.

3. Психология личности – включает психологию характера, теоретико-эмпирические модели личностных черт и факторов личности, типологии личности; личность и время; личность и группа (специфика их взаимосвязей).

4. Психология субъекта – включает психологию способностей, стилевых различий, деструктивных и конструктивных тенденций субъекта (патопсихологию и психологию одаренности).

5. Психология индивидуальности – включает психологию самосознания, направленности и духовности индивидуальности.

Программа включает лекционный и практический курсы. Лекционный курс направлен на формирование знаний об индивидуальных, типологических и групповых различиях между людьми, практический курс - на выработку навыков самостоятельной работы с научной и научно-популярной литературой, свободного владения научной терминологией по проблемам дифференциальной психологии и рефлексии и самодиагностики собственных индивидуальных различий у студентов, обучающихся по специальности «050706-Педагогика и психология».

В результате изучения курса студент должен

ЗНАТЬ:

1. Теоретические основы психологии индивидуальных и групповых различий

2. Методологические принципы построения дифференциальной психологии

3. Методические основы выявления индивидуальных и групповых различий

4. Результаты современных эмпирических исследований индивидуальных и групповых различий

УМЕТЬ:

1. Анализировать и интерпретировать, оперируя научными понятиями и категориями, факты вариативности на индивидуально – психологическом и социально – психологическом уровнях организации жизнедеятельности человека

2. Применять методы дифференциальной психологии с целью изучения и выявления индивидуальных и групповых различий

3. Осуществлять диагностику индивидуальных и групповых различий с применением соответствующих диагностических процедур исследования

4. Осуществлять самодиагностику и самоанализ с целью дальнейшего развития самосознания и личностного роста

Формы контроля.

Итоговый контроль. Для контроля усвоения дисциплины учебным планом предусмотрен экзамен, зачёт.

Текущий контроль. В течение семестра выполняются контрольные работы и проводятся контрольные работы и защита рефератов

1.6.3. Темы для самостоятельного изучения

«050703 — Дошкольная педагогика и психология с дополнительной специальностью «Педагогика и психология»,

«050711-Социальная педагогика»

Наименование раздела дисциплины. Тема. Форма самостоятельной работы. Час. Форма контроля выполнения самостоятельной работы.
1.Дифференциальная психология как наука - вопросы для самостоятельного изучения; - задания к пр. зан. № 1 - проверка конспектов; - коллективное обсуждение вопросов по теме
2. Психология индивида - вопросы для самостоятельного изучения; - задания к пр. зан. № 2 - проверка конспектов; - коллективное обсуждение вопросов по теме
3. Психология личности - вопросы для самостоятельного изучения; - задания к пр. зан. № 3 - проверка конспектов; - коллективное обсуждение вопросов по теме
4. Психология субъекта - вопросы для самостоятельного изучения; - задания к пр. зан. № 4 - проверка конспектов; - коллективное обсуждение вопросов по теме
5. Психология индивидуальности - вопросы для самостоятельного изучения; - задания к пр. зан. № 5 - проверка конспектов; - коллективное обсуждение вопросов по теме
Всего  

«050706-Педагогика и психология»

Наименование раздела дисциплины. Тема. Форма самостоятельной работы. Час. Форма контроля выполнения самостоятельной работы.
1.Дифференциальная психология как наука - вопросы для самостоятельного изучения; - задания к пр. зан. № 1 - проверка конспектов; - коллективное обсуждение вопросов по теме
2. Психология индивида - вопросы для самостоятельного изучения; - задания к пр. зан. № 2 - проверка конспектов; - коллективное обсуждение вопросов по теме
3. Психология личности - вопросы для самостоятельного изучения; - задания к пр. зан. № 3 - проверка конспектов; - коллективное обсуждение вопросов по теме
4. Психология субъекта - вопросы для самостоятельного изучения; - задания к пр. зан. № 4 - проверка конспектов; - коллективное обсуждение вопросов по теме
5. Психология индивидуальности - вопросы для самостоятельного изучения; - задания к пр. зан. № 5 - проверка конспектов; - коллективное обсуждение вопросов по теме
Всего  

1.7 Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.

1.7.1 Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу (планы последовательного проведения занятий: ПР, СМ, ЛБ)

Практическое занятие № 1

Наши рекомендации