Внимание. Классификация. Функции.
Внимание- направленность и сосредоточенность сознания человека на определенных объектах при одновременном отвлечении от других. Различают:
Непроизвольное- самое простое и генетически исходное, имеет пассивный характер, возникает и поддерживается независимо от сознательных намерений;
Произвольное- направленно и сознательно поддерживается поставленной целью, неразрывно связано с речью, требует волевых усилий;
Послепроизвольное- возникает на основе произвольного внимания и заключается в сосредоточении на объекте в силу его ценности, значимости или интереса для личности.
Центральные механизмы внимания связаны с возбуждением одних нервных центров и торможением других. Сила нервного возбуждения зависит от силы внешнего раздражения.
Хаар-ки: устойчивость, концентрация, распределение, объем, отвлекаемость- непроизвольное перемещение внимание, рассеянность.
Теории внимания:
1.Внимание как результат двигательного приспособления: человек может произвольно переносить внимание с одного предмета на другой, то внимание невозможно без мышечных движений, именно они обеспечивают приспособление органов чувств к условиям наилучшего восприятия;
2.Вниамние как результат эмоции, основывается на утверждение о зависимости внимания от эмоциональной окраски представления;
3.Внимание как результат ограниченности объема сознания. И.Герберт и У.Гамильтон считают, что более интенсивные представления в состоянии вытеснить или подавить менее интенсивные;
4.Внимание как результат апперцепции, то есть результат жизненного опыта индивида;
5.Внимание как особая активная способность духа: внимание принимают за первичную и активную способность, происхождение которой необъяснимо;
6.Внимание как усиление нервной раздражительности: внимание обусловлено увеличением местной раздражительности ЦНС;
7. Теория нервного подавления: преобладание одного представления над другим, один физиологический нервный процесс подавляет другие физиол-ие процессы.
25. Методика Роршаха
Проективная методика исследования личности. Создана Роршахом в 1921 году. (10 ст табл с ч-б и цветными симметричными аморфными изображениями). Каждый ответ дословно записывается и формализуется по 5 счетным категориям (1) локализация(выбор для ответа всего изображения или его отдельных деталей); 2) детерминанты(для формирования ответа могут быть использованы форма изображения, цвет, форма совместно с цветом и т. д.; 3) уровень формы(оценка того, насколько адекватно форма изображения отражена в ответе, при этом в качестве критерия используются интерпретации, получаемые наиболее часто); 4) содержание (ответ может касаться людей, животных, неодушевленных предметов и т. д.); 5) оригинальность— популярность(оригинальными считаются очень редкие ответы, а популярными те, которые встречаются не менее чем у 30% обследуемых)Осн. Теоретич предположением Роршаха явл то, что активность инд определяется как внутр так и внеш побуждениями. Т.о. Позволяет диагностировать общую направленность личности (Экстратенсивный тип — это такой тип личности, который преимущественно обусловливает свое поведение причинами, лежащими вне его «Я», а интровертированный строит свою деятельность, исходя из внутренних, присущих его «Я» интенций), позволяет получить данные о степени реалистичности восприятия действительности, эмоциональном отношении к окружающему миру, тенденции к беспокойству, тревожности. В отеч психологии использовался преимущественно в клинико-психологичсеких исследованиях личности.
валидностъ Р. т. доказана многочисленными исследованиями. Специальными исследованиями 80-90 гг. подтверждена и высокая надежность ретестоваякак отдельных групп показателей теста, так и методики в целом (Дж. Экснер, 1980, 1986 и др).
В советской психологии Р.т. использовался преимущественно в клинико-психологических исследованиях личности (Л. Ф. Бурлачук, 1979; И. Г. Беспалько, 1983 и др.).
Техники коммуникации.
Коммуникация- информационное взаимодействие в кот вступают люди при выполнении своих должностных обязанностей.
- техника активного/пассивного слушания;
- переговоры;
- перефразирование;
- выявление интересов строения отношений;
- техника рефлективности;
- техники восприятия;
- техники подачи информации