Методика исследования самоотношения Столина (МИС)

опросник личностный. Направлен на ис­следование комплекса факторов отноше­ния к себе. Предложен В. В. Столиным в 1985г.

Методика содержит 62 пункта, сфор­мулированных в виде утверждений. При­меры утверждений:

(«согласен» и «не согласен»). На этапе разработки результаты опросника были подвергнуты факторному анализу. В ре­зультате были отобраны и интерпретиро­ваны 7 факторов, которые легли в основу четырех шкал опросника:

1. Самоуважение— самоотношение к своим способностям, энергии, самостоятельности

2. Аутосимпатия— доверие к себе и положительную само­оценку. На негативном полюсе — виде­ние в себе преимущественно недостатков,

3. Самоинтерес(8 пунктов) — интерес к собственным мыслям и чувствам

4. Ожидаемое отношение от окру­жающих

Опросник стандартизирован на выбор­ке из 260 испытуемых. Имеются данные об удовлетворительнойнадежности ретестовой(коэффициенты от 0,57 до 0,90 по отдельным шкалам, интервал ретеста 7-10 дней). Проводятся исследования валидности конструктной.

Рекомендуется для применения в консультативных целях и в научных исследованиях.

Профессиональное здоровье менеджеров.

.Проблема физического и психического здоровья, профессионального долголетия ярко заявляет о себе применительно к деятельности менеджера, на которого возлагаются функция управления и ответственность за успешную работу вверенного ему коллектива, организации. Значение хорошего здоровья и гигиенического образа жизни для делового человека понималось уже в начале формирования менеджмента, поскольку такая деятельность требует постоянных энергетических затрат и нередко сопряжена с волнением и переутомлением. Различные болезни желудка, хронические головные боли, бессонница, склероз и невроз — таковы наиболее типичные профессиональные недуги менеджеров. Пока в обеспечении здоровья менеджера доминирует традиционный подход. В его рабочем расписании предусматривается время для занятий оздоровительными видами физкультуры, среди которых предпочтение отдается бегу, плаванию, теннису. Большие возможности в плане поддержания и укрепления психического здоровья менеджеров предоставляют специальные психологические тренинги. Стресс в профессиональной деятельности менеджера — одна из ее отличительных особенностей. Причины: повышенная ответственность за качество работы подчиненных и результаты деятельности организации в целом; высокие требования к надежности (безошибочности) собственной деятельности; большой объем работы и связанные с ним перегрузки; необходимость принимать слишком много решений; необходимость работать быстро и подчас в условиях дефицита времени; взаимоотношения на работе (с вышестоящим руководством, подчиненными, клиентами); перспектива ухода (в том числе преждевременного) на пенсию и др. Стрессоустойчивостъ менеджера является одним из определяющих факторов в обеспечении его здоровья. Немалые ресурсы в противодействии стрессу связаны с качеством профессиональной подготовки менеджера. Чем она более обстоятельна и систематична, тем больше у менеджера возможностей справиться в своей деятельности с нестандартными ситуациями. Поддержание психического здоровья в процессе профессиональной деятельности, связанной с влиянием стрессовых факторов, предполагает умение менеджера пользоваться приемами психического самоуправления (саморегулирования), т.е. осуществлять сознательные воздействия на присущие ему психические явления (процессы, состояния, свойства), выполняемую им деятельность, собственное поведение с целью поддержания (сохранения) или изменения характера их протекания (функционирования). В качестве метода расслабления широкую известность и распространение получила аутогенная тренировка.

Невербальная коммуникация.

Невербальная коммуникация - поведение, сигнализирующее о характере взаимодействия и эмоциональных состояниях общающихся индивидов. Невербальная коммуникация является системой невербальных символов, знаков, кодов, использующихся для передачи сообщения с большой степенью точности, которая в той или иной степени отчуждена и независима от психологических и социально-психологических качеств личности. Невербальная коммуникация включает в себя пять подсистем: пространственная подсистема (межличностное пространство); взгляд; оптико-кинетическая подсистема (внешний вид собеседника, мимика, пантомимика); паралингвистическая или околоречевая подсистема (вокальные качества голоса, его диапазон, тональность, тембр); экстралингвистическая или внеречевая подсистема (темп речи, паузы, смех и т. д.). По невербальной коммуникации мы можем определить установку собеседника на общение. Различают следующие установки: доминирование - равенство - подчинение; заинтересованность - незаинтересованность; официальность - доверительность; закрытость - открытость. Существуют различные зоны невербальной коммуникации: интимная зона (15-45 см) — допускаются только самые близкие люди; личная зона (45-120 см) — общение деловых партнеров; социальная зона (120-350 см) — общение в малой группе (10-15 чел.); публичная зона (от 350 см) — общение с большой группой людей, массовой аудиторией. В невербальной коммуникации используются любые символы, кроме слов. Зачастую невербальная передача происходит одновременно с вербальной и может усиливать или изменять смысл слов. Психологи считают, что невербальная коммуникация является важнейшим условием эффективного общения. Это объясняется тем, что: около 70% информации человек воспринимает именно по зрительному (визуальному) каналу; невербальная коммуникация, сигналы при ней, позволяют понять истинные чувства и мысли собеседника; наше отношение к собеседнику нередко формируется под влиянием первого впечатления, а оно, в свою очередь, является результатом воздействия невербальных факторов — походки, выражения лица, взгляда, манеры держаться, стиля одежды и т. д.



Наши рекомендации