Методика диагностики оценки самочувствия, активности и настроения.
разновидность опросников состояний и настроений. Разработан В. А. Доскиным, Н. А. Лаврентьевой, В. Б. Шарай и М. П. Мирошниковым в 1973 г.
САН представляет собой карту (таблицу), которая содержит 30 пар слов, отражающих исследуемые особенности психоэмоционального состояния (самочувствие, настроение, активность). Каждую из них представляет 10 пар слов. На бланке обследования между полярными характеристиками располагается рейтинговая шкала(3 2 1 0 1 2 3).
Испытуемому предлагают соотнести свое состояние с определенной оценкой на шкале. При обработке результатов исследования оценки пересчитываются в «сырые» баллы от 1 до 7. Количественный результат представляет собой сумму первичных баллов по отдельным категориям (или их среднее арифметическое).
При разработке методики авторы исходили из того, что три основные составляющие функционального психоэмоционального состояния — самочувствие, активность и настроение могут быть охарактеризованы полярными оценками, между которыми существует континуальная последовательность промежуточных значений. Однако получены данные о том, что шкалы САН имеют чрезмерно обобщенный характер. Факторный анализ позволяет выявить более дифференцированные шкалы: «самочувствие», «уровень напряженности», «эмоциональный фон», «мотивация» (А. Б. Леонова, 1984).
Валидность конструктная САН устанавливалась на основании сопоставления с результатами психофизиологических методик с учетом показателей критической частоты мельканий, температурной динамики тела, хронорефлексометрии. Валидность текущая устанавливалась путем сопоставления данных контрастных групп, а также путем сравнения результатов испытуемых в разное время рабочего дня.
Разработчиками методики проведена ее стандартизация на материале обследования выборки 300 студентов. САН нашел широкое распространение при оценке психического состояния больных и здоровых лиц, психоэмоциональной реакции на нагрузку, для выявления индивидуальных особенностей и биологических ритмов психофизиологических функций.
18. Понятие и содержание организационной культуры.
В. Спивак, В. Томилов, Э. Смирнов, А. Сухоруков, А. Веселков, Т. Орлова, О. Кучерова, М. Крозье, Р. Мертона, К. Г. Юнга, П. Друкера и многих других внесли серьезный вклад в развитие теории культуры организации, в обоснование роли корпоративной культуры в развитии организации, взаимозависимости организационной культуры и организационных преобразований.
Орг.культура- философские и идеологические представления, ценности, убеждения, верования, ожидания и нормы, которые связывают организацию в единое целое и разделяется ее членами.
Орг. культура позволяет в значительной мере сгладить проблему согласия индивидуальных целей с общей целью организации, формируя общее культуральное пространство, включающее ценности, нормы и поведенческие модели, разделяемые всеми работниками. Фун-ии ОК: обеспечить адаптивность орг-ии к внеш. условиям; обеспечить внутр. интеграцию группы.
Структура орг.культуры:а) мировоззрение: представление об окружающем мире, природе человека и общества, направляющие поведение членов организации и определяющими характер их отношения с другими сотрудниками; б) орг.ценности: предметы и явления организационной жизни важные и значимые для духовной жизни работников. Ценности связующее звено между культурой организации и духовным миром личности. в) стили поведения: специфические ритуалы, церемонии, язык, символы, которые обладают особым смыслом для членов данной организации;
г) нормы: совокупность формальных и неформальных требований к сотрудникам; д) психологический климат: устойчивая атмосфера, определяющая отношения коллег друг к другу. Формирование орг.культуры:а) миссия и стратегия; б) цели; в) средства (ресурсы для достижения цели); г) контроль; д)корректировка поведения. Предпосылкой для развитияорг.культура послужила японская концепция организации общественно- экономической жизни, в основе которой лежит культура, опирающаяся на традиции общества. Чем выше уровень орг.культуры, тем менее персонал нуждается в директивах, наставлениях, схемах, инструкциях. Хар-ки: самостоятельность и предприимчивость, ориентация на деятельность, цель, контакт с потребностями, простота форм управления, сочетания свобода и жесткости. Методы: гимны организации, кредо компании, собрания, вывешивание текстов и лозунгов, регулярный повтор ценностей, выступление руководства. Уровни культуры: артефакты (видимые организационные структуры и процессы: провозглашённые ценности, мифы, ритуалы, особенности взаимодействия); провозглашаемые ценности (стратегии, цели); базовые представления (представляющиеся чем-то самоочевидным убеждения, особенности восприятия, мысли и чувства).