Деятельностный подход в психологи.

Объект психологии человека

психика человека, проявляющаяся в его жизнедеятельности в психических процессах, психических состояниях, свойствах и поведении.

1. Понятие о психодиагностике, ее цели и задачи

Термин «психодиагностика» в настоящее время используется в

двух аспектах: как процедура исследования и как раздел психологической науки.

Психодиагностика как процедура – совокупность методов, методик и приемов, последовательное использование которых позволяет

составить представление о субъекте исследования (человеке или группе) и способствует постановке объективного психологического диагноза.

Психодиагностика как раздел психологии – отрасль психологии, занимающаяся проблемами разработки, апробации, адаптации и стандартизации психодиагностических методов, методик, приемов и принципов, позволяющих выявлять индивидуальные различия в процессе

психологического исследования субъекта (человека или группы).

Цели:

1. Фиксировать и описывать в упорядоченном виде психологические различия между людьми и группами людей, объединенных по каким-либо признакам. Изучает как психологические законы влияют на индивидуальные различия.

2. Конструирование психодиагностических методик. Не только разработка, но и уточнение требований, которые методики должны удовлетворять, это определение границ выводов, совершенствование интерпретаций результатов диагностических методик.

задачи:

1.Установление наличия у человека того или иного психологического свойства или особенности поведения.

2.Определение степени развитости данного свойства, ее выражение в определенных количественных и качественных показателях.

3.Описание диагностируемых психологических и поведенческих особенностей человека в тех случаях, когда это необходимо.

4.Сравнение степени развитости изучаемых свойств у разных людей.

две функции психодиагностики — на­учная (деятельность по конструированию методик) и практическая (использование методик психологами практиками).

Основные понятия психологии менеджмента.

Английский термин «management» (от лат. manus — рука) не имеет аналога в русском языке, хотя часто его используют как синоним понятий «управление» и «научная организация труда». Характерными чертами современного развития менеджмента являются его компьютеризация, децентрализация управленческих функций (самоуправление), разработка методов долгосрочного социотехнического планирования. Особенное внимание уделяется совершенствованию управления на трех основных уровнях: индивидном, групповом и организационном. Таким образом, под менеджментом понимается научно-практическое направление, преимущественно ориентированное на обеспечение функционирования организаций в рыночных условиях хозяйственных отношений. Психология менеджмента – это раздел психологии, изучающий психологические закономерности управленческой деятельности. Менеджер — это специалист по управлению, который разрабатывает планы, определяет, что и когда делать, как и кто будет выполнять намеченное, разрабатывает рабочие процедуры (технологии) применительно ко всем стадиям управленческого цикла, осуществляет контроль. Одной из самых характерных особенностей исторического развития менеджмента является его последовательная психологизация. В конечном счете это привело к появлению нового научного направления — психологии менеджмента. В настоящее время поиск путей активизации человеческого потенциала внутри организации и учет психологических особенностей персонала являются одними из решающих факторов повышения эффективности деятельности любой организации. Проблема профессионального отбора и оценки менеджеров — сегодня одна из ключевых в общей проблематике менеджмента.

1.Система социальной психологии; структура социально-психологической теории

Социальная психология - это наука, изучающая закономерности возникновения, функционирования и проявления психологических явлений, представляющих собой результат взаимодействия людей (и их групп) как представителей различных общностей. Родоначальники: древнегреческие и древнекитайские ученые (Аристотель, Гераклит, Гиппократ, Демокрит, Платон, Конфуций, Суньцзы, Уцзы и др.), которые описывали некоторые социально-психологические особенности характеров людей и их предназначения в обществе, устанавливали определенные психологические закономерности социального поведения индивидов, выявляли мотивы объединения их в группы и т.д. Задачи: изучение сущности, содержания, форм проявления и закономерностей функционирования социально-психологических явлений и процессов; анализ источников и условий возникновения, развития, и функционирования социально-психологических феноменов; поддержание всесторонних связей с представителями других наук; прогнозирование политических, экономических, национальных процессов в развитии государства (общества) на основе учета социально-психологических закономерностей и механизмов. Функции: теоретико-методологическая - выявление принципов, методов и путей познания сущности исследуемых явлений и процессов; формирование концептуального и инструментального аппарата науки; определение направлений практического применения в общественной жизни; мировоззренческая – место психологии людей в системе духовной жизни общества; регулятивная - влияние социально-психологических явлений на развитие и функционирование общественных отношений, а также пути, формы и средства эффективного управления ими; прогностическая - оценка динамики и перспектив развития общественного сознания и духовной жизни общества; аксиологическая - определение реальных и мнимых социально-психологических ценностей в жизни и деятельности людей, общества в целом. Отрасли: этническая психология, психология религии, политическая психология, психология управления (организационная психология), психология социального воздействия, психология общения, психология семьи (семейных отношений), социальная психология личности, психология масс, конфликтология. Связи с другими науками: философия, социология и другие общественные науки, общая психология, исторические науки, политические науки, экономические науки, культурология, этнология, педагогические науки.

Понятие отражение в психики

Психика – это особое свойство высокоорганизованной материи, субъективно отражать объективную реальность, необходимое человеку (и животным) для ориентировки и активного взаимодействия с окружающей средой, а на уровне человека необходима для управления своим поведением. Отражение (реагирование) – это результат взаимодействия чего-то с чем-то. Виды отражения: физическое, биологическое, субъективное (психика). Развитие психики стоит в прямой зависимости от способности организма отражать те или иные части, условия, факторы среды. Возникновение чувствительности связано с усложнением их жизнедеятельности. Это зависит от того, что выделяются процессы внешней деятельности, опосредующие отношения организмов к свойствам среды, которые напрямую относятся к их выживанию. Появление раздражимости к воздействиям, выполняющим сигнальную функцию. Так возникает способность отражать внешние воздействия в их объективных связях - психическое отражение. Развитие форм психического отражения происходит в прямой зависимости от развития деятельности животных. Виды психического отражения на разных стадиях эволюционного развития психики. Элементарная сенсорная психика (стадия элементарной чувствительности): на этой стадии появляется способность реагировать только на отдельные свойства предметов внешнего мира; происходит реакция на биологически нейтральные раздражители, т.е. животное способно избегать неблагоприятных условий среды и вести активный поиск положительных раздражителей; ведущую роль играют заложенные программы поведения и инстинкты, а роль научения минимальна; появляются только элементарные условные рефлексы. Стадия перцептивной психики (стадия предметного восприятия): на этой стадии происходит интеграция отдельных воздействующих свойств в целостный образ предмета; появляются разнообразные и сложные виды двигательного поведения; характерен активный поиск положительных раздражителей; развивается защитное поведение; появляются элементарные формы мышления; появляются высокоразвитые и сложные инстинкты; возрастает роль научения. Стадия интеллекта: появляется способность отражать межпредметные связи и отношения; способность решать задачу разными способами; способность переноса найденного решения в новые условия (приспособление); роль врожденных программ (инстинкт) поведения минимальна; преимущественна роль индивидуального опыта (научение). Стадия сознания: отражается окружающий мир, собственный внутренний мир; собственное отношение к себе и к миру; характерно вербально-словесное поведение; наличие способности к целенаправленной деятельности; способность к произвольной регуляции своих психических процессов; появляется способность к абстрактному, отвлеченному мышлению; решающую роль играет культурно-исторический опыт, который усваивает человек. Для человека и животных характерны натуральные психические функции. Для человека – высшие психические функции.

Античность

основоположником психологии принято считать Аристотеля, который написал первый систематический трактат о душе. Аристотель был тем, кто впервые сказал о неотделимости души от тела. Он также говорил о существовании трех видов души: растительной, животной и разумной.

Средние века

Средневековые работы о психологии в Европе были в целом сконцентрированы на вопросах веры и разума, в заметной степени христианскими философами, начиная с Фомы Аквинского, были заимствованы идеиАристотеля.

Новое время

В 1590 годуРудольф Гоклениус впервые использует термин «психология» для обозначения науки о душе.

XVIII век

Фридрихом Беззелом изучению времени реакции, индивидуальных различий и «ментальной хронометрии» (mental chronometry), как критериев когнитивных процессов. Представители нового времени (например Декарт) считали что тело и душа имеют разную природу-это был новый взгляд на проблему психологии(дуализм). «Душа и тело живут и действуют по разным законам и имеют разную природу» Декарт.

XIX век

зарождения как самостоятельной научной дисциплины

Эрнст Веберисследует зависимость интенсивности ощущений от интенсивности вызывающих их стимулов.

Вундт в 1879 году открыл первую в мире психологическую лабораторию, в которой проходили исследования феноменов сознания методом интроспекции. Этот год считается годом рождения психологии как науки.

XX век

Первые десятилетия

психоанализ — Зигмунда Фрейда

Неопсихоанализ - Альфред Адлер и Карл Густав Юнг.

США бихевиоризм Дж. Уотсоном -школа психологии, базирующаяся на работах И. П. Павлова и Э. Торндайка о научении.

В Германии развивается гештальтпсихология (М. Вертгеймер, К.Коффка, В.Кёлер), В рамках этой школы было открыто много феноменов восприятия и мышления.

Разрабатываются тесты интеллекта (А. Бине, Р.Йеркс).

1930—1940-е годы

В Германии нацисты, Эмиграция псих. в США.

Гештальтпсихология загибается, однако К. Левин - последователь.

Юнг в Германии продолжает развивать свое учение о коллективном бессознательном- «Архетипы и коллективное бессознательное».

У бехевиористов появляются попытки внести в объяснение поведения внутрипсихические переменные (Э. Толмен, К. Халл),

Скиннер развивает «радикальный бихевиоризм», развивая теорию оперантного научения.

Психоанализ делится на множество ветвей, на его основе формируются альтернативные формы психотерапии (гештальттерапия и др.).

в конце 1920-х годовЛ. С. Выготский- культурно-исторической психологии, основанные на марксизме.

Е годы

Развитие «когнитивной психологии» — механизмов внимания Д. Бродбент, Дж. Миллер «7+-2».

Появляются гуманистическая психология и психотерапия. Человек как существо более высокого уровня, наделённое свободой воли и стремлением к самоактуализации.

В конце 60-х трансперсональная психология.

СССР активно развивается инженерная психология.

[1970—1980-е годы

Когнитивной психологии, которая шла по пути постепенного опровержения своих исходных постулатов о сущности человеческой психики как системы переработки информации с ограниченной пропускной способностью. В этот период психология устанавливает активные связи с лингвистикой, что стало неизбежным после «хомскианской революции»; возникает психолингвистика.

В остальных областях психологии происходит стабильный рост и накопление знаний, вместе с тем вновь обостряется ощущение «вечного кризиса» психологической мысли, так как ни одно из действующих направлений не даёт надежды на скорое появление действительно полной и объясняющей поведение человека теории.

Условия тестирования

Полноценное использование психодиагностических методов, необходимое для получения достоверных результатов, а также соображения профессиональной этики предполагают, что консультант и представители заказчика в своей работе будут придерживаться ряда правил. Требования: 1) в отношении используемых тестов присутствуют данные о валидности, надежности, существуют статистические нормы для предполагаемых категорий испытуемых; 2) имеются методические материалы; 3) использование методики оправдано с точки зрения критериев отбора персонала, финансовых и временных затрат; 4) имеется квалифицированный консультант; 5) конфиденциальность персональной информации гарантируется в том числе и процедурно. Правила использования психодиагностических тестов: применять лишь теоретически хорошо обоснованные и практически проверенные методики; соблюдать профессиональную тайну; строить отношения с обследуемыми на партнерской основе; предоставлять информацию в позитивном виде, делая ударение на потенциальных возможностях испытуемого и избегая негативных оценочных суждений; не допускать к психодиагностической и аналитической работе лиц, не прошедших специальное обучение; заранее согласовывать с испытуемым дату, время обследования, сообщать о его продолжительности; тестирование проводить в отдельном помещении, с соблюдением необходимых санитарно-гигиенических норм, при отсутствии телефонов и других отвлекающих моментов; перед тестированием установить психологический контакт с испытуемым; не сообщать испытуемому подробности об интерпретации результатов; в отношении испытуемого занять партнерскую позицию; во время психодиагностического обследования быть приветливым, вежливым и проявлять готовность прийти на помощь в случае необходимости; во время тестирования предусмотреть 10-минутные перерывы через каждый час работы; при интересе со стороны испытуемого к результатам тестирования выразить готовность предоставить эту информацию в устной конспективной форме и сообщить, когда это может быть сделано; при завершении обследования проинформировать испытуемого о дальнейшем взаимодействии и обязательно поблагодарить за проделанную работу.

Основные методы социальной психологии: наблюдение (житейское - научное, включенное – невключенное), эксперимент, метод анализа документов (наиболее эффективен при опоре на контент-анализ), метод обобщения независимых характеристик, анализ результатов деятельности, опрос (письменный, устный, интервью), тестирование, социометрия (позволяет выявлять структуру взаимоотношений в малых группах, конкретные позиции ее членов, формальных и неформальных «лидеров» и «отвергнутых» членов группы, наличие микрогрупп и связи между ними). Дополнительные методы: приемы и способы обработки и анализа результатов исследования (факторный и корреляционный анализ, различные методы моделирования, техники компьютерной обработки данных и др.). Аппаратурные методы (методики) исследований предполагают эффективное использование технических устройств - аппаратов, с помощью которых создается определенная значимая ситуация, позволяющая выявить ту или иную характеристику исследуемого явления Методы воздействия: социально-психологический тренинг, групповая дискуссия, ролевая игра, индивидуальное и групповое консультирование.

Понятие организации.

Понятие «организация» имеет два основных значения: во-первых — это сама деятельность управления, т. е. процесс согласования индивидуальных деятельностей в плане достижения определенных общегрупповых целей; во-вторых, организация — это определенная структура, состоящая из основных компонентов и стабильных связей между ними. Основа построения организации — сочетание двух главных принципов: иерархического («вертикального») и координационного («горизонтального»). Первый отражен в понятии «континуум руководства», представляющего всю управленческую вертикаль от низших уровней руководства до высшего. Содержание управленческой деятельности зависит от иерархического уровня руководителя. Координационный принцип — это функциональное разделение труда, закрепленное в системе должностных обязанностей руководителя. Учет функционального разделения необходим для характеристики содержания деятельности руководителя (что, как и зачем он делает) и его взаимодействий с другими подразделениями. Без этой «горизонтальной составляющей», во многом определяющей коммуникативное пространство организации, практически невозможно понять коммуникативную функцию руководителя, лежащую в основе межличностных взаимодействий в организации. Выбор структуры и ее содержание является важнейшей задачей деятельности руководителя. Он является основой специальной организационной функции. Структура создается на основе результатов планирования. Принципы организации (М. Вебер): четкое разделение труда и квалифицированные специалисты в каждой области; иерархичность уровней управления; наличие системы правил и стандартов; организация - система должностей, а не объединение людей; подбор квалифицированных исполнителей. Организацией называется спланированная и скоординированная деятельность нескольких людей, работающих на определенных нормативных основаниях, в условиях разделения труда, соблюдения иерархии руководства, стремящихся к достижению общей цели.

Методы общей психологии

Основные методологические принципы:

Метод должен исходить из диалектико- материалистического представления о предмете науки, отражать его специфику;Научный метод психологии должен быть объективным;

Соблюдение генетического (эволюционного) принципа;Необходимость научных обобщений с учетом индивидуальных различий. В психологии выделяют 4 группы методов по Б.Г. Ананьеву:

I группа- организационные методы. Они включают сравнительный метод (сопоставление различных групп по возрастам, деятельности и т.д.); лонгитюдный метод ( многократные обследования одних и тех же лиц на протяжении длительного периода времени); комплексный подход ( в исследовании участвуют представители разных наук, при этом, как правило, один объект изучают разными средствами. Исследования такого рода позволяют устанавливать связи в зависимости между явлениями разного типа, например, между физиологическим, психологическим и социальным развитием личности)II группа- эмпирические методы, включающие: наблюдение и самонаблюдение; экспериментальные методы, психодиагностические методы ( тесты, анкеты, опросники, социометрия, интервью, беседа), анализ продуктов деятельности, биографические методы. III группа- методы обработки данных, включающие: количественный ( статистический) и качественный (дифференциация материала по группам, анализ) методы.

IV группа- интерпретационные методы, включающие генетический ( анализ материала в плане развития с выделением отдельных фаз, стадий, критических моментов) и структурный ( устанавливает структуру связи между всеми характеристиками личности) методы.

Тест- стандартизированное психологическое испытание, в результате которого делается попытка оценить тот или иной психический процесс или личность в целом.

Наблюдение - наиболее распространенный метод, с помощью которого изучают психологические явления в различных условиях без вмешательства в их течение. Наблюдение бывает житейским и научным, включенным и не включенным.Житейское наблюдение ограничивается регистрацией фактов, носит случайный, неорганизованный характер. Научноенаблюдение является организованным, предполагает четкий план, фиксацию результатов в специальном дневнике. Включенное наблюдение предусматривает участие исследователя в деятельности, которую он изучает; в не включенномэтого не требуется.Эксперимент - метод, предполагающий активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания наилучших условий для изучения конкретных психологических явлений. Эксперимент может быть лабораторным, когда он протекает в специально организованных условиях, а действия испытуемого определяются инструкцией; естественным, когда изучение осуществляется в естественных условиях; констатирующим - когда изучаются лишь необходимые психологические явления; формирующим- в процессе которого развиваются определенные качества испытуемых. Метод обобщения независимых характеристик предполагает выявлениеи анализ мнений о тех или иных психологических явлениях и процессах,полученных от различных людей. Анализ результатов деятельности - метод опосредованного изучения психологических явлений по практическим результатам и предметам труда, в которых воплощаются творческие силы и способности людей. Опрос -метод, предполагающий ответы испытуемых на конкретные вопросы исследователя. Он бывает письменным (анкетирование), когда вопросы задаются на бумаге; устным, когда вопросы ставятся устно; и в форме интервью,во время которого устанавливается личный контакт с испытуемым. Тестирование - метод, во время применения которого испытуемые

выполняют определенные действия по заданию исследователя. Различают тестирование проективное, исследующее разнообразные проявления психики индивидов (обычно оно включает использование конститутивных, интерпретативных, катарсических, импрессивных, экспессивных и аддитивных методик) и тестирование психокоррекиионное (обычно предполагающее применение методик поведенческой и когнитивистской коррекции, психоанализа, гештальт- и телесно-ориентированной терапии, психодрамы, психосинтеза и трансперсональногоподхода).

8. Методы психодиагностики

Психодиагностические методы объединяют в группы по разным основаниям. Вот некоторые наиболее распространенные классификации методов психодиагностики.

1. Классификации методов по Й.Шванцаре

Й.Шванцара объединяет психодиагностические методы в группы по следующим основаниям:
1) по используемому материалу (вербальные, невербальные, манипуляционные, тесты "бумаги и карандаша" и т.д.);
2) по количеству получаемых показателей (простые и комплексные);
3) тесты с "правильным" решением и тесты с возможностью различных ответов;
4) по психической активности испытуемых:
интроспективные (сообщение испытуемого о личном опыте, отношениях): анкеты, беседа;
экстроспективные (наблюдение и оценка разнообразных проявлений);
проективные . Испытуемый проецирует неосознава­емые свойства личности (внутренние конфликты, скрытые влечения и др.) на малоструктурированные, многозначные стимулы;
исполнительные. Испытуемый осуществляет какое-либо дейст­вие (перцепционное, мыслительное, моторное), количественный уровень и качественные особенности которого являются показателем интеллектуальных и личностных черт.

Содержание управленческой деятельности.

Среди всего многообразия проблем теории и практики управления главное место принадлежит комплексу вопросов, связанных с содержанием управленческой деятельности. Изучение этой деятельности объективно выступает главной проблемой теории управления. Деятельность определяется как форма активного отношения субъекта к действительности, направленного на достижение сознательно поставленных целей и связанного с созданием общественно значимых ценностей и освоением общественного опыта. Синтетическая природа управленческой деятельности как индивидуально-совместной определяет не только ее принадлежность к особому, специфическому типу деятельности, но и обусловливает наличие у нее ряда основных психологических особенностей. Она характеризуется не прямой, а опосредованной связью с конечными результатами функционирования той или иной организации. Руководитель обычно непосредственно сам не только не участвует, но и не должен участвовать в создании конечных результатов. По своему содержанию управленческая деятельность представляет собой реализацию определенных универсальных управленческих функций (планирования, прогнозирования, мотивирования, принятия решения, контроля и др.). Система этих функций присуща любой управленческой деятельности, независимо от ее конкретного вида, хотя степень их выраженности может быть различной. Поэтому инвариантная система управленческих функций является еще одной из основных ее характеристик. Целью управленческой деятельности является обеспечение эффективного функционирования определенной организационной системы. Последняя принадлежит к особому типу систем — социотехническим. Они качественно разнородны по составу своих компонентов и включают, как минимум, две основные разновидности — «технологическую» и «человеческую», ее составляющие. Поэтому труд руководителя включает два основных аспекта — связанный с обеспечением технологического процесса и связанный с организацией межличностных взаимодействий. Управленческая деятельность специфична и по организационному статусу ее субъекта — руководителя. Этот статус двойствен. Руководитель по определению одновременно является членом организации (группы) и стоит как бы вне ее — над ней — в силу своего иерархически высшего положения. Все характеристики и признаки управленческой деятельности образуют в своей совокупности и во взаимосвязи друг с другом определенный симптомокомплекс психологических особенностей, присущих ей как особому типу профессиональной деятельности и отличающих ее от других типов.

Потребности и мотивация

Потребность - внутреннее состояние функциональной или психологической нужды или недостатка чего-либо для поддержания жизнедеятельности объекта, субъекта, индивида, социальной группы, общества. Являясь внутренними возбудителями активности, потребности проявляются по-разному в зависимости от ситуации. Потребность описывается с трех сторон - потребность как объективное положение дел, как субъективное ощущение и как динамическое состояние (влечение, хотение, желание). Виды потребностей: целостные и фрагментарные, реальные и придуманные, базовые и вариативные, высшие и низшие, потребности в общении, в аффилиации и др. Мотивация - внутреннее побуждение или принуждение, стимулирование к действию. Мотивацию создают мотивы, стимулы, мотиваторы. Виды мотивации: Позитивная (вера в свои силы, энтузиазм, ответственность за людей и проекты) и негативная (страх, чувство вины, недовольство собой и результатами). Внешняя (мотивация, не связанная с содержанием определенной деятельности, но обусловленная внешними обстоятельствами) и внутренняя (мотивация, связанная не с внешними обстоятельствами, а с самим содержанием деятельности). Мотивация извне (стимул, организация ситуации) и мотивация изнутри (управление видением ситуации, чувствами и состоянием). Мотивация реактивная (в связи с происшедшим, в связи с виной, возможностями или ошибками) и проактивная (в связи с планами на будущее). Теория Маслоу, теория инстинктов Фрейда, Мотивационная концепция Мюррея.

Методы диагностики личности

МЕТОДЫ (МЕТОДИКИ) ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ

Личность является наиболее сложным психическим конструктом, в котором тесно переплетаются множество социальных и биологических факторов. Изменение даже одного из этих факторов существенно отражается на его взаимоотношениях с другими факторами и на личности в целом. С этим связано многообразие подходов к изучению личности - различные аспекты изучения личности исходят из разных концепций, они отличаются методологически соответственно тому, объектом какой науки оказывается исследование личности. В последние годы значительно возрос интерес к исследованиям личностных особенностей психически больных как в патопсихологии, так и в клинической психиатрии.

Не существует даже сколько - нибудь четкой и тем более общепринятой классификации методов, используемых для исследования личности. Нами (В. М. Блейхер, Л. Ф. Бурлачук, 1978) предложена в качестве условной следующая классификация методов исследования личности: 1) наблюдение и близкие к нему методы (изучение биографий, клиническая беседа, анализ субъективного и объективного анамнеза и т. д. ); 2) специальные экспериментальные методы (моделирование определенных видов деятельности, ситуаций, некоторые аппаратурные методики и т. д. ); 3) личностные опросники и другие методы, базирующиеся на оценке и самооценке; 4) проективные методы.

Все многообразие личностных опросников может быть классифицировано в следующем виде:

По содержанию:

* опросники черт личности (измеряют выраженность черт - устойчивых личностных признаков. Один из самых известных - шестнадцатифакторный личностный опросник Кеттелла. Под фактором понимается глубинная личностная характеристика, определяющая группу устойчивых поведенческих проявлений, относительно независимая от других характеристик того же ряда. У Кеттелла факторы имеют «технические» и «бытовые» названия; каждый фактор именуется парой полярных характеристик, например, смелость - робость.)

* опросники типологические ( разрабатываются на базе определения типов личности и позволяют отнести обследуемых к тому или иному типу, отличающемуся качественно своеобразными проявлениями. Опросник Ганса Айзенка предназначен для определения типа личности в зависимости от выраженности двух независимых факторов - экстраверсии и невротизма (эмоциональной нестабильности). В различных вариантах клиентам предлагается опросный лист с набором вопросов, на кои предлагается ответить утвердительно либо отрицательно (иногда может допускаться неопределенный ответ). Часть вопросов направлена на диагностику экстраверсии, часть - невротизма)

* опросники мотивов (например, опросник А. Эдвардса);* опросники интересов (например, опросники Г. Кюдера);* опросники ценностей (например, опросник Д. Супера);* опросники установок (например, шкала Л. Терстоуна)

В соответствии с принципом, положенным в основу конструирования, следует различать:

* опросники факторные, для конструирования которых используется факторный анализ (например, опросники Р. Кеттелла);

* опросники эмпирические, которые создаются на основе критериально-ключевого принципа (например, ММР1).

В.В. Никандров и В.В Новочардов предлагают следующую классификацию опросников:

1. По принципу построения:

а) опросники-анкеты;б) личностные опросники.

2. По сфере преимущественного применения:

а) узкопрофильные: клинические; профориентационные; сферы обучения; сферы менеджмента и работы с персоналом и др.б) опросники широкого применения.

3. По форме диагностируемого психического явления:

а) опросники состояний;б) опросники свойств (личностные опросники);в) комплексные опросники.

4. По принципу описания личности:

а) опросники, реализующие принцип черт:- одномерные;- многомерные.

б) типологические опросники.

5. По оцениваемой макрохарактеристике (подструктуре) личности:

а) опросники темперамента;б) опросники характера;в) опросники способностей;г) опросники направленности личности;д) опросники смешанные.

6. По форме задаваемых вопросов:

а) открытые (предусматривают свободные ответы без каких-либо особых ограничений. Испытуемые дают ответ по своему усмотрению Стандартизация обработки достигается путем отнесения произвольных ответов к стандартным категориям) б) закрытые (заранее предусмотрены варианты ответов на поставленный вопрос Испытуемый должен выбрать один из них Наиболее распространенным является двух- или трехальтернативный выбор ответов)

Эмоциональные состояния

Эмоции- переживания, возникающие в данный момент, обычно носят ситуативный характер и выражают оценку личностью определенной ситуации, связанной с удовлетворением потребностей человека в данный момент. У человека они проявляются в разнообразных эмоциональных состояниях.Эмоц состояния – психич состояния, которые возникают в процессе жизнедеятельности субъекта и определяют не только уровень информоционно-энергетического обмена, но и направленность поведения. Эмоц. состояния, возникшие в процессе деятельности, могут повышать или понижать жизнедеятельность человека. Первые называются стеническими, вторые- астеническими. Состояния, характеризующиеся максимальной мобилизацией всех сил, напряжением, называются стрессовыми. Основные эмоциональные состояния, выделяемые в психологии – радость, грусть, гнев, страх, удивление, отвращение. Теория Джемса-Ланге - возникновение эмоций обусловлено изменениями в двигательной сфере. В теории когнитивного диссонанса Л. Фестингера положительное эмоциональное переживание возникает у человека тогда, когда его ожидания подтверждаются, а когнитивные представления воплощаются в жизнь, то есть когда реальные результаты деятельности соответствуют намеченным. Биологическая теория эмоций П.К. Анохинапостроена на основе представления о целостной физиологической архитектуре любого приспособительного акта, какими являются эмоциональные реакции. Настроение- устойчивое эмоциональное состояние, отражающееся на деятельности человека. Через настроение отражается отношение к действительности. Аффект- эмоциональное состояние взрывного характера, характеризуется изменением сознания, нарушением волевого контроля. Страсти- эмоциональное состояние повышенного напряжения.

Стресс- состояние длительного и сильного психологического напряжения, связанное с эмоциональной перегрузкой.

№13. Стандартизированные и нестандартизированные личностные методики.

Стандартизация – единообразие процедуры проведения, унификация инструкции и интерпретации рез-в. Стандартиз – MMPI, Кеттелл. В этом случае группы соответствующим образом подобранных и структурированных заданий предъявляются в одинаковой форме каждому испытуемому с целью сопоставления способа и уровня выполнения их испытуемым и другими лицами. Стандартизированные методы можно определить как широко понимаемые тесты, причисляя к ним тесты для исследования психических процессов, психических состояний и личности. В случае применения стандартизированных методов способ анализа ре

Наши рекомендации