Взаимосвязь дифференциальной психологии с другими психологическими науками и дифференциальной психофизиологией
С общей психологией- в том , что диф. Психология изучает индивидуальные проявленя общих закономерностей психики как у животных так и у человека..
Для этого используются данные, получаемые в таких науках как сравнительная психология и зоопсихология.
Сравнительная психология изучает психику живых существ , стоящих на разных ступенях эволюционной лестницы.
Зоопсихология изучает психологию животных, и эти данные позволяют изучать различия внутри вида.
С психологией развития связь в том, что дифференциальная психология изучает особенности человека сквозь призму закономерностей , присущих разным стадиям развития.
Социальная психолоия помогает изучить различия в поведении групп.
Связь тесная с дифференциальной психофизиологией, изучающей индивидуальные особенности свойств нервной системы.
Дифференциальная психофизиология как наука выделилась во второй половине 20 в. Из дифференциальной психологии.
Фундаментом для ее возникновения стало созданное Павловым учение о типах высшей нервной деятельности и свойствах нервной системы.
Сегодня дифференциальная психофизиология – это наука, которая проводит свои исследоания на стыке дифференциальной психологии и психофизиологии , она занимается индивидуальными и типическими различиями между людьми.
Психофизиология изучает нервные механизмы психофизической деятельности, а дифферендиальная психофизиология рассматривает зависимость индивидуальных психологических особенностей человека (его поведения, общения..) от его биологической природы.
История возникновения и основные этапы развития дифференциальной психологии и психофизиологии как науки
В своем развитии психология, как и все остальные научные дисциплины, прошла (точнее, находится в процессе прохождения) через три этапа: донаучного знания, естественнонаучной парадигмы познания и гуманитарной парадигмы. Донаучное знание характеризуется преобладанием метода наблюдения, накоплением житейских знаний и невысоким уровнем обобщения. Естественнонаучная парадигма провозглашает необходимость установления причинно-следственных закономерностей при опоре на данные эксперимента и обобщает эти закономерности (подход, отражающий общие свойства явлений, называют номотетическим). Генезис свойств и закономерностей при этом рассматривается не всегда. Пренебрежение к научным «происшествиям» рассматривается обычно как свидетельство молодости науки, для которой единичный феномен ценен постольку, поскольку может оказаться представителем определенного типа явлений, может привести к открытию всеобщего принципа или закономерности. Поэтому единичное обладает относительной ценностью для развития познания.
Гуманитарная парадигма, в противоположность этому, сосредоточивается на уникальности рассматриваемого явления, не ставя перед собой задач статистического подтверждения достоверности данных (подход, утверждающий в качестве основной ценности индивидуальные особенности явления, называют идиографическим). «...Дифференциальная психология лишь тогда будет иметь перспективу достигнуть фазы спокойного развития, когда она эмансипируется от породившей ее науки – общей психологии», – писал В.Штерн. Можно сказать, что сейчас это уже произошло. И здесь совершенно неизбежным оказывается исторический подход – рассмотрение явления в его становлении, анализ и прогноз последствий.
Господство гуманитарной парадигмы свидетельствует о зрелости научной дисциплины и отмечается не только в науках об обществе и человеке, но и в науках о природе. Современная психология позволяет себе стремиться к психографии, познание – к пониманию и описанию. Таким образом, дифференциальная психология естественно выделилась из общей психологии, в рамках которой она существовала длительное время под именем психологии индивидуальных различий. Поскольку значимость особенного в общем становится все большей, то и целью изучения становится индивидуальность (сравните с марксистским определением личности не как абстракта, присущего отдельному человеку, а как совокупности общественных отношений).