Объект, предмет, цель и задачи логопсихологии

Объект, предмет, цель и задачи логопсихологии

Логопсихология(Калягин В.А.) — часть специальной психологии, посвященная изучению причин, механизмов, симптоматики, течения, структуры психических расстройств у людей с нарушениями речи первичного характера; определению механизмов их психической адаптации, а также разработке системы психологической помощи этим людям.

Логопсихология (Волковская Т.Н.) — это отрасль специальной психологии, изучающая психологические особенности лиц с нарушениями речи ведущего характера, а также возможность использования психологических технологий в комплексной коррекционной работе по преодолению речевых нарушений.

Объект логопсихологии – система психологической помощи лицам с нарушениями речи ведущего характера.

Предмет логопсихологии – особенности психического развития лиц с различными формами речевых нарушений.

Цель логопсихологии — оказание психологической помощи лицам с нарушениями речи.

Задачи логопсихологии:

Теоретические:

1) изучение закономерностей формирования познавательной деятельности при речевых нарушениях различной тяжести и этиологии (при сохранном слухе и интеллекте);

2) изучение особенностей личностного и социального развития лиц данной категории;

3) психологическое обоснование эффективности методов коррекционно-педагогического и психологического воздействия на психическое развитие детей и взрослых с различными видами нарушений речи ведущего характера;

4) разработка методов дифференциальной диагностики, позволяющих выделить первичное речевое нарушение среди сходных по внешним проявлениям состояний;

5) разработка методов логопсиходиагностики;

6) изучение условий и механизмов профессионального взаимодействия логопеда и психолога в едином коррекционно-образовательном пространстве.

Практические:

1) диагностика познавательной сферы детей с нарушениями речи ведущего характера с позиции целостного подхода;

2) диагностика особенностей личностного и социального развития лиц с нарушениями речи ведущего характера;

3) психологическая коррекция нарушений познавательной сферы, отклонений личностного и социального развития лиц данной категории;

4) профилактика вторичных нарушений психического развития у детей и взрослых с нарушениями речи через систему мероприятий различного характера с микро- и макроокружением.

Классификации нарушений речи, ее значение для логопсихологии. Логопсихологическая типология лиц с нарушениями речи

Психолого-педагогическая классификация

В данной классификации речевые нарушения подразделяются на:

1. Нарушение средств общения:

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) — нарушение процессов формирования произносительной системы языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие нарушений восприятия и произношения фонем.

Общее недоразвитие речи (ОНР) — различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне.

2. Нарушение в применении средств общения:

Заикание - нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.

Клинико-педагогическая классификация

Нарушения речи

Нарушения устной речи
Нарушения внешнего (фонационного) оформления высказывания
Нарушения звукопроизношения
Нарушения интонационно-мелодической и темпо-ритмической стороны речи
Дисфония (афония)
Алалия Афазия Неосложненный вариант ОНР
Дислексия (алексия) Дисграфия (аграфия) Дизорфография
Заикание Брадилалия Тахилалия
Дислалия Дизартрия Ринолалия
Нарушения голосообразования
Нарушения внутреннего (структурно-семантического) оформления высказывания
Нарушения письменной речи



Классификации нарушений речи, ее значение для логопсихологии. Логопсихологическая типология лиц с нарушениями речи.

Клинические формы нарушений речи. Клинико-педагогическая классификация строго не соотнесена с клиническими синдромами и ориентирована на те нарушения, которые подлежат логопедической коррекции.

ПЕРВИЧНЫЕ НАРУШЕНИЯ РЕЧИ

1. Нарушения речи периферического характера.

Дислалия (от греч. dis — приставка, означающая расстройство, lalia — речь) — расстройство речи, проявляющееся в нарушении произношения звуков.

Дисфония (или афония) — расстройство (или отсутствие) фонации вследствие патологических изменений голосового аппарата.

Ринофония — нарушение тембра голоса при нормальной артикуляции звуков речи.

Ринолалия — нарушения тембра голоса и звукопроизношения, обусловленные анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата в виде расщелин (незаращения) губы, альвеолярного отростка, десны, твердого и мягкого нёба.

2. Нарушения речи центрального характера.

Дизартрия (от греч. dis — приставка, означающая расстройство, arthron — сочленение) — нарушение звуковой системы языка (звукопроизношение, просодик, голоса), обусловленное органической недостаточностью иннервации речевого аппарата.

Алалия (от греч. а — отрицат. частица и lalia — говорю) — отсутствие или недоразвитие у детей речи при нормальном слухе и достаточном уровне интеллекта.

Афазия (от греч. а — отрицат. частица и phasis — высказывание) — системные нарушения речи, вызванные локальными поражениями коры левого полушария (у правшей).

Дислексия (от греч dis — приставка, означающая расстройство, и lego — читаю) — нарушение чтения, связанное с поражением или недоразвитием некоторых участков коры головного мозга, выражается в замедленном, часто угадывающем характере чтения.

Дисграфия (от греч. dis — приставка, означающая расстройство, grapho — пишу) — нарушение письма, при котором наблюдается характерная замена букв (рука — «лука»), напоминающая собой «косноязычие в письме», пропуски и перестановки букв и слогов, слияние слов.

Заикание — нарушение темпо-ритмической организации речи,обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.

Брадилалия — патологическое замедление темпа речи. Проявляется в замедленной реализации артикуляционной речевой программы и имеет в своей основе усиление тормозного процесса.

Тахилалия — патологическое ускорение темпа речи. Проявляется в ускоренной ритмизации артикуляционной речевой программы и связана с преобладанием у человека процесса возбуждения.

ВТОРИЧНЫЕ НАРУШЕНИЯ РЕЧИ

Вторичные нарушения речи связанны с сенсорными нарушениями (при глухоте и слепоте), и умственной отсталостью.

Психолого-педагогическая классификациясоздавалась с учетом практических потребностей работы логопеда. В этой классификации характеристики расстройств речи сгруппированы от частного к общему, поскольку она ориентирована прежде всего на выявление речевой симптоматики (симптомологический уровень) на основе психолого-лингвистических критериев. Симптоматический уровень анализа речевых нарушений позволяет описать внешние проявления недоразвития языка (речи) у детей, выявить нарушенные компоненты речи (общее недоразвитие, фонетико-фонематическое недоразвитие и т.д.).

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) — нарушение процессов формирования произносительной системы языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.

Общее недоразвитие речи (ОНР) — различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне.

Недостатки мелодико-интонационной (ринофония, дисфония, афония) и темпо-ритмической стороны речи (заикание, итерация, полтерн, тахилалия, брадилалия) — нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.

Психологическая типология лиц с нарушениями речи.

Одной из главных задач логопсихологии является оказание эффективной психологической помощи лицам с нарушениями речи. В связи с разработкой проблемы содержания психологической помощи лицам с нарушениями речи остро стоит вопрос о типологии таких лиц с позиции оказания им психологической помощи. Отсутствие на этапе становления логопсихологии собственной классификационной системы привело к доминированию в ней классификаций, решающих задачи коррекции речевых нарушений. Тенденции развития науки показали непродуктивность такого классификационного подхода в связи со смещением смыслового акцента в содержании предмета логопсихологии.

Необходимыми показателями, учёт которых наиболее значим при построении логопсихологической классификационной системы, выступают: особенности современного логопедического контингента; выбор базовой классификации; выбор основного классификационного критерия.

Достаточно информативно профессиональное поле современной логопедии характеризует вариант типологии речевого недоразвития, представленный О.Е. Грибовой. В основу этой типологии положена характеристика системного недоразвития речи, которое может наблюдаться как изолированное нарушение и в сочетании с другими формами расстройства.

Таким образом, основу речевого контингента современной логопедии преимущественно составляют три группы лиц:

− с речевыми нарушениями, обусловленными органической и функциональной недостаточностью центральной и периферической нервной системы;

− с несформированностью языковой компетенции, вследствие отсутствия полноценной языковой среды;

− с коммуникативными нарушениями, обусловленными особенностями личности.

Принимая во внимание тот факт, что логопсихология направлена на усиление эффективности практических задач логопедической коррекции, в основу логопсихологической типологии должна быть положена логопедическая классификация, которая не только учитывает соотношение нарушений речи с другими сторонами психики, тесно связанными с речью, но и имеет психологическую составляющую. С учетом этих условий в качестве базовой можно рассматривать психолого-педагогическую классификацию Р.Е. Левиной, в которой выделяются две группы нарушений речи: 1) нарушение языковых средств общения; 2) нарушение в применении языковых средств общения. Психологической составляющей в данной классификации выступает категория общения. Общение принадлежит к базовым категориям психологической науки.

В соответствии с тем, какой из компонентов (операциональный или мотивационный) выступает в качестве первопричины коммуникативных затруднений, можно выделить четыре группы (психологических типа) лиц с нарушениями речи:

− с коммуникативными нарушениями на основе несформированности средств коммуникации (ОНР: дизартрия, алалия, ринолалия; ФФНР: дизартрия, ринолалия);

− с коммуникативной недостаточностью в связи с нарушением средств коммуникации(афазия);

− с непосредственно коммуникативными нарушениями (первичнокоммуникативными) (заикание; нарушение голоса);

− с комбинированным типом коммуникативных нарушений (ОНР, заикание; ФФН, заикание; нарушение темпа речи и пр.).

Объект, предмет, цель и задачи логопсихологии

Логопсихология(Калягин В.А.) — часть специальной психологии, посвященная изучению причин, механизмов, симптоматики, течения, структуры психических расстройств у людей с нарушениями речи первичного характера; определению механизмов их психической адаптации, а также разработке системы психологической помощи этим людям.

Логопсихология (Волковская Т.Н.) — это отрасль специальной психологии, изучающая психологические особенности лиц с нарушениями речи ведущего характера, а также возможность использования психологических технологий в комплексной коррекционной работе по преодолению речевых нарушений.

Объект логопсихологии – система психологической помощи лицам с нарушениями речи ведущего характера.

Предмет логопсихологии – особенности психического развития лиц с различными формами речевых нарушений.

Цель логопсихологии — оказание психологической помощи лицам с нарушениями речи.

Задачи логопсихологии:

Теоретические:

1) изучение закономерностей формирования познавательной деятельности при речевых нарушениях различной тяжести и этиологии (при сохранном слухе и интеллекте);

2) изучение особенностей личностного и социального развития лиц данной категории;

3) психологическое обоснование эффективности методов коррекционно-педагогического и психологического воздействия на психическое развитие детей и взрослых с различными видами нарушений речи ведущего характера;

4) разработка методов дифференциальной диагностики, позволяющих выделить первичное речевое нарушение среди сходных по внешним проявлениям состояний;

5) разработка методов логопсиходиагностики;

6) изучение условий и механизмов профессионального взаимодействия логопеда и психолога в едином коррекционно-образовательном пространстве.

Практические:

1) диагностика познавательной сферы детей с нарушениями речи ведущего характера с позиции целостного подхода;

2) диагностика особенностей личностного и социального развития лиц с нарушениями речи ведущего характера;

3) психологическая коррекция нарушений познавательной сферы, отклонений личностного и социального развития лиц данной категории;

4) профилактика вторичных нарушений психического развития у детей и взрослых с нарушениями речи через систему мероприятий различного характера с микро- и макроокружением.


Наши рекомендации