Объект, предмет, цель и задачи логопсихологии
Объект, предмет, цель и задачи логопсихологии
Логопсихология(Калягин В.А.) — часть специальной психологии, посвященная изучению причин, механизмов, симптоматики, течения, структуры психических расстройств у людей с нарушениями речи первичного характера; определению механизмов их психической адаптации, а также разработке системы психологической помощи этим людям.
Логопсихология (Волковская Т.Н.) — это отрасль специальной психологии, изучающая психологические особенности лиц с нарушениями речи ведущего характера, а также возможность использования психологических технологий в комплексной коррекционной работе по преодолению речевых нарушений.
Объект логопсихологии – система психологической помощи лицам с нарушениями речи ведущего характера.
Предмет логопсихологии – особенности психического развития лиц с различными формами речевых нарушений.
Цель логопсихологии — оказание психологической помощи лицам с нарушениями речи.
Задачи логопсихологии:
Теоретические:
1) изучение закономерностей формирования познавательной деятельности при речевых нарушениях различной тяжести и этиологии (при сохранном слухе и интеллекте);
2) изучение особенностей личностного и социального развития лиц данной категории;
3) психологическое обоснование эффективности методов коррекционно-педагогического и психологического воздействия на психическое развитие детей и взрослых с различными видами нарушений речи ведущего характера;
4) разработка методов дифференциальной диагностики, позволяющих выделить первичное речевое нарушение среди сходных по внешним проявлениям состояний;
5) разработка методов логопсиходиагностики;
6) изучение условий и механизмов профессионального взаимодействия логопеда и психолога в едином коррекционно-образовательном пространстве.
Практические:
1) диагностика познавательной сферы детей с нарушениями речи ведущего характера с позиции целостного подхода;
2) диагностика особенностей личностного и социального развития лиц с нарушениями речи ведущего характера;
3) психологическая коррекция нарушений познавательной сферы, отклонений личностного и социального развития лиц данной категории;
4) профилактика вторичных нарушений психического развития у детей и взрослых с нарушениями речи через систему мероприятий различного характера с микро- и макроокружением.
Классификации нарушений речи, ее значение для логопсихологии. Логопсихологическая типология лиц с нарушениями речи
Психолого-педагогическая классификация
В данной классификации речевые нарушения подразделяются на:
1. Нарушение средств общения:
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) — нарушение процессов формирования произносительной системы языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие нарушений восприятия и произношения фонем.
Общее недоразвитие речи (ОНР) — различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне.
2. Нарушение в применении средств общения:
Заикание - нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.
Клинико-педагогическая классификация
Нарушения речи
Нарушения устной речи |
Нарушения внешнего (фонационного) оформления высказывания |
Нарушения звукопроизношения |
Нарушения интонационно-мелодической и темпо-ритмической стороны речи |
Дисфония (афония) |
Алалия Афазия Неосложненный вариант ОНР |
Дислексия (алексия) Дисграфия (аграфия) Дизорфография |
Заикание Брадилалия Тахилалия |
Дислалия Дизартрия Ринолалия |
Нарушения голосообразования |
Нарушения внутреннего (структурно-семантического) оформления высказывания |
Нарушения письменной речи |
Классификации нарушений речи, ее значение для логопсихологии. Логопсихологическая типология лиц с нарушениями речи.
Клинические формы нарушений речи. Клинико-педагогическая классификация строго не соотнесена с клиническими синдромами и ориентирована на те нарушения, которые подлежат логопедической коррекции.
ПЕРВИЧНЫЕ НАРУШЕНИЯ РЕЧИ
1. Нарушения речи периферического характера.
Дислалия (от греч. dis — приставка, означающая расстройство, lalia — речь) — расстройство речи, проявляющееся в нарушении произношения звуков.
Дисфония (или афония) — расстройство (или отсутствие) фонации вследствие патологических изменений голосового аппарата.
Ринофония — нарушение тембра голоса при нормальной артикуляции звуков речи.
Ринолалия — нарушения тембра голоса и звукопроизношения, обусловленные анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата в виде расщелин (незаращения) губы, альвеолярного отростка, десны, твердого и мягкого нёба.
2. Нарушения речи центрального характера.
Дизартрия (от греч. dis — приставка, означающая расстройство, arthron — сочленение) — нарушение звуковой системы языка (звукопроизношение, просодик, голоса), обусловленное органической недостаточностью иннервации речевого аппарата.
Алалия (от греч. а — отрицат. частица и lalia — говорю) — отсутствие или недоразвитие у детей речи при нормальном слухе и достаточном уровне интеллекта.
Афазия (от греч. а — отрицат. частица и phasis — высказывание) — системные нарушения речи, вызванные локальными поражениями коры левого полушария (у правшей).
Дислексия (от греч dis — приставка, означающая расстройство, и lego — читаю) — нарушение чтения, связанное с поражением или недоразвитием некоторых участков коры головного мозга, выражается в замедленном, часто угадывающем характере чтения.
Дисграфия (от греч. dis — приставка, означающая расстройство, grapho — пишу) — нарушение письма, при котором наблюдается характерная замена букв (рука — «лука»), напоминающая собой «косноязычие в письме», пропуски и перестановки букв и слогов, слияние слов.
Заикание — нарушение темпо-ритмической организации речи,обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.
Брадилалия — патологическое замедление темпа речи. Проявляется в замедленной реализации артикуляционной речевой программы и имеет в своей основе усиление тормозного процесса.
Тахилалия — патологическое ускорение темпа речи. Проявляется в ускоренной ритмизации артикуляционной речевой программы и связана с преобладанием у человека процесса возбуждения.
ВТОРИЧНЫЕ НАРУШЕНИЯ РЕЧИ
Вторичные нарушения речи связанны с сенсорными нарушениями (при глухоте и слепоте), и умственной отсталостью.
Психолого-педагогическая классификациясоздавалась с учетом практических потребностей работы логопеда. В этой классификации характеристики расстройств речи сгруппированы от частного к общему, поскольку она ориентирована прежде всего на выявление речевой симптоматики (симптомологический уровень) на основе психолого-лингвистических критериев. Симптоматический уровень анализа речевых нарушений позволяет описать внешние проявления недоразвития языка (речи) у детей, выявить нарушенные компоненты речи (общее недоразвитие, фонетико-фонематическое недоразвитие и т.д.).
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) — нарушение процессов формирования произносительной системы языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.
Общее недоразвитие речи (ОНР) — различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне.
Недостатки мелодико-интонационной (ринофония, дисфония, афония) и темпо-ритмической стороны речи (заикание, итерация, полтерн, тахилалия, брадилалия) — нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.
Психологическая типология лиц с нарушениями речи.
Одной из главных задач логопсихологии является оказание эффективной психологической помощи лицам с нарушениями речи. В связи с разработкой проблемы содержания психологической помощи лицам с нарушениями речи остро стоит вопрос о типологии таких лиц с позиции оказания им психологической помощи. Отсутствие на этапе становления логопсихологии собственной классификационной системы привело к доминированию в ней классификаций, решающих задачи коррекции речевых нарушений. Тенденции развития науки показали непродуктивность такого классификационного подхода в связи со смещением смыслового акцента в содержании предмета логопсихологии.
Необходимыми показателями, учёт которых наиболее значим при построении логопсихологической классификационной системы, выступают: особенности современного логопедического контингента; выбор базовой классификации; выбор основного классификационного критерия.
Достаточно информативно профессиональное поле современной логопедии характеризует вариант типологии речевого недоразвития, представленный О.Е. Грибовой. В основу этой типологии положена характеристика системного недоразвития речи, которое может наблюдаться как изолированное нарушение и в сочетании с другими формами расстройства.
Таким образом, основу речевого контингента современной логопедии преимущественно составляют три группы лиц:
− с речевыми нарушениями, обусловленными органической и функциональной недостаточностью центральной и периферической нервной системы;
− с несформированностью языковой компетенции, вследствие отсутствия полноценной языковой среды;
− с коммуникативными нарушениями, обусловленными особенностями личности.
Принимая во внимание тот факт, что логопсихология направлена на усиление эффективности практических задач логопедической коррекции, в основу логопсихологической типологии должна быть положена логопедическая классификация, которая не только учитывает соотношение нарушений речи с другими сторонами психики, тесно связанными с речью, но и имеет психологическую составляющую. С учетом этих условий в качестве базовой можно рассматривать психолого-педагогическую классификацию Р.Е. Левиной, в которой выделяются две группы нарушений речи: 1) нарушение языковых средств общения; 2) нарушение в применении языковых средств общения. Психологической составляющей в данной классификации выступает категория общения. Общение принадлежит к базовым категориям психологической науки.
В соответствии с тем, какой из компонентов (операциональный или мотивационный) выступает в качестве первопричины коммуникативных затруднений, можно выделить четыре группы (психологических типа) лиц с нарушениями речи:
− с коммуникативными нарушениями на основе несформированности средств коммуникации (ОНР: дизартрия, алалия, ринолалия; ФФНР: дизартрия, ринолалия);
− с коммуникативной недостаточностью в связи с нарушением средств коммуникации(афазия);
− с непосредственно коммуникативными нарушениями (первичнокоммуникативными) (заикание; нарушение голоса);
− с комбинированным типом коммуникативных нарушений (ОНР, заикание; ФФН, заикание; нарушение темпа речи и пр.).
Объект, предмет, цель и задачи логопсихологии
Логопсихология(Калягин В.А.) — часть специальной психологии, посвященная изучению причин, механизмов, симптоматики, течения, структуры психических расстройств у людей с нарушениями речи первичного характера; определению механизмов их психической адаптации, а также разработке системы психологической помощи этим людям.
Логопсихология (Волковская Т.Н.) — это отрасль специальной психологии, изучающая психологические особенности лиц с нарушениями речи ведущего характера, а также возможность использования психологических технологий в комплексной коррекционной работе по преодолению речевых нарушений.
Объект логопсихологии – система психологической помощи лицам с нарушениями речи ведущего характера.
Предмет логопсихологии – особенности психического развития лиц с различными формами речевых нарушений.
Цель логопсихологии — оказание психологической помощи лицам с нарушениями речи.
Задачи логопсихологии:
Теоретические:
1) изучение закономерностей формирования познавательной деятельности при речевых нарушениях различной тяжести и этиологии (при сохранном слухе и интеллекте);
2) изучение особенностей личностного и социального развития лиц данной категории;
3) психологическое обоснование эффективности методов коррекционно-педагогического и психологического воздействия на психическое развитие детей и взрослых с различными видами нарушений речи ведущего характера;
4) разработка методов дифференциальной диагностики, позволяющих выделить первичное речевое нарушение среди сходных по внешним проявлениям состояний;
5) разработка методов логопсиходиагностики;
6) изучение условий и механизмов профессионального взаимодействия логопеда и психолога в едином коррекционно-образовательном пространстве.
Практические:
1) диагностика познавательной сферы детей с нарушениями речи ведущего характера с позиции целостного подхода;
2) диагностика особенностей личностного и социального развития лиц с нарушениями речи ведущего характера;
3) психологическая коррекция нарушений познавательной сферы, отклонений личностного и социального развития лиц данной категории;
4) профилактика вторичных нарушений психического развития у детей и взрослых с нарушениями речи через систему мероприятий различного характера с микро- и макроокружением.