Исследовательская деятельность учащихся разных возрастов
1. Младшие школьники.
В процессе включения младших школьников в учебно-исследовательскую деятельность перед учителем встает проблема организации решения единых учебно-исследовательских задач при различном уровне развития исследовательского опыта учащихся. Для этого в программе должна быть предусмотрена пропедевтика исследовательской деятельности на основе дифференциации и индивидуализации.
Дифференциация деятельности проводится фронтально по отношению ко всему классу и предполагает сочетание как элементов частного и общего («наводящие», дополнительные вопросы и задания), так и элементов репродуктивной и продуктивной деятельности. Такая дифференциация осуществляется преимущественно при коллективном решении проблем. В процессе работы детям оказывается индивидуальная помощь и поддержка.
Вместе с тем в программе выделено, что необходимо активно использовать групповые формы работы. Для этого дети объединяются в группы двумя способами: 1 способ – в группе объединяются дети с одинаковым уровнем развития исследовательского опыта (по совокупности признаков); 2 способ – в группе работают ученики с различным исследовательским опытом.
В программе предусмотрены следующие варианты совместной работы:
1)группа выполняет общее задание одновременно на одном и том же «поле труда», но каждый член группы делает свою часть этой общей работы независимо друг от друга;
2)общее задание при тех же условиях выполняется последовательно каждым членом группы;
3)при тех же условиях задача решается при непосредственном одновременном временном взаимодействии каждого члена группы со всеми остальными членами.
Главное, на что стоит ориентироваться при организации групповой работы на уроке – дифференцировать не общие проблемы, а подходы к их решению путем недостающих элементов (подобранных вспомогательных задач). Степень участия каждого школьника в учебно-исследовательской деятельности будет определяться уровнем его активности и самостоятельности при решении проблем.
Таким образом, взаимодополнение личностного, ситуационного и задачного подхода к организации учебно-исследовательской деятельности в начальных классах позволяет достаточно полно реализовать потенциалы этой деятельности. Поэтапное включение младшего школьника в учебно-исследовательскую деятельность является одним из эффективных путей обогащения индивидуального исследовательского опыта ребенка.
2. Учащиеся основной школы
Группы значимых для учащихся 6-9 классов
результатов творческой работы:
Значимым является субъективное изменение подростка: сюда относятся работы реферативного жанра, обобщение и систематизация знаний, аналитическая работа, оформление опыта.
Значимым является получение предметного результата: изучение способа, исследовательская работа.
6 класс.Нормой являются умения младших школьников: освоение метода решения учебных задач и использование данного метода в ситуации затруднения при работе с предметным материалом.
Дополнительно к данным умениям шестиклассники способны:
· выявлять закономерности при преобразовании предметного материала (в математике - это числовые закономерности);
·фиксировать закономерности в общем виде (обобщение);
·формулировать закономерности в виде утверждений (гипотез);
·обосновывать и опровергать утверждения на примерах;
·некоторые учащиеся способны доказывать выдвинутые гипотезы.
7 класс. Нормой для всех учащихся выступают умения шестиклассников.
Учащиеся дополнительно к возможностям шестиклассников способны:
· доказывать выдвинутое предположение;
· соотнести полученный в процессе творческой деятельности предметный результат с теми знаниями, которые учащиеся уже имеют или с культурными текстами.
8 – 9 классы. Нормой для всех учащихся выступают умения учащихся 6 – 7 классов. Некоторые учащиеся способны:
·самостоятельно поставить исследовательскую задачу;
·читать и понимать предметные культурные тексты.
Специфика защит УИР в 6-9 классах
Класс.
· получение предметного результата;
· оформление предметного результата в тексте, выстроенном в соответствии с культурными требованиями описания научного исследования;
· «внутриклассная» защита творческой работы.
Класс.
· осмысление, обобщение, доказательство выдвинутых ранее гипотез (в 6 классе);
· «внешняя» защита работы в школе (на научно – практической конференции школьников).
Класс.
· постановка задачи по новой теме (например, задача понимания предметного текста);
·самостоятельного осуществления в процессе творческой деятельности полного цикла исследования;
·«внешняя» защита творческой работы (на выпускном экзамене в школе, на районной конференции, межрегиональных конкурсах и олимпиадах).
3. Выполнение старшеклассниками УИР
Поскольку проведение проектной и исследовательской деятельности обучающихся требует значительных ресурсных затрат (времени, материалов, оборудования, информационных источников, консультантов и пр.), формирование специфических умений и навыков самостоятельной проектной и исследовательской деятельности целесообразно проводить не только в процессе работы над проектом или исследованием, но и в рамках традиционных занятий поэлементно. Они осваиваются как общешкольные (надпредметные) и соединяются общее технологическое умение в процессе работы над проектом или исследованием. Например, проблемное введение в тему урока, совместное или самостоятельное планирование выполнения практического задания, групповые работы на уроке, в том числе и с ролевым распределением работы в группе.
Значимые элементы проектной и исследовательской деятельности учащихся, необходимые в процессе работы над проектом или исследованием и вне её:
Мыследеятельностные: выдвижение идеи (мозговой штурм), проблематизация, целеполагание и формулирование задачи, выдвижение гипотезы, постановка вопроса (поиск гипотезы), формулировка предположения (гипотезы), обоснованный выбор способа или метода, пути в деятельности, планирование своей деятельности, самоанализ и рефлексия;
Презентационные: построение устного доклада (сообщения) о проделанной работе, выбор способов и форм наглядной презентации (продукта) результатов деятельности, изготовление предметов наглядности, подготовка письменного отчёта о проделанной работе;
Коммуникативные: слушать и понимать других, выражать себя, находить компромисс, взаимодействовать внутри группы, находить консенсус;
Поисковые: находить информацию по каталогам, контекстный поиск, в гипертексте, в Интернет, формулирование ключевых слов;
Информационные: структурирование информации, выделение главного, приём и передача информации, представление в различных формах, упорядоченное хранение и поиск;
Проведение инструментального эксперимента: организация рабочего места, подбор необходимого оборудования, подбор и приготовление материалов (реактивов), проведение собственно эксперимента, наблюдение хода эксперимента, измерение параметров, осмысление полученных результатов.
При оценке успешности обучающегося в проекте или исследовании необходимо понимать, что самой значимой оценкой для него является общественное признание состоятельности (успешности, результативности). Положительной оценки достоин любой уровень достигнутых результатов.