Тема 3.6. Психология воображения

Воображение, его виды и функции. Связь воображения с другими психическими процессами – восприятием, мышлением, памятью. Их сходства и различия.

Творческое воображение как построение способов представления реальности. Диагностика способностей к творческому воображению и изучение его психологических механизмов. Интеллектуальный и эмоциональный факторы воображения. Закон развития творческого воображения (Т. Рибо). Воображение и речь.

Воображение в научном, техническом, художественном творчестве. Методы стимуляции творчества. Соотношение результатов фундаментальных и прикладных исследований творчества.

Познание, творчество и личность. Эмпирические описания «творческой личности» и житейские представления о ней. Осознание внутренней мотивации творческой (профессиональной) деятельности как условие развития личности.

Литература: [1], [13], [5], [8], [42], [58].

6. Рекомендуемые образовательные технологии

При реализации программы дисциплины «Общая психология» используются различные образовательные технологии – аудиторные занятия (48 часов) проводятся в форме лекций, семинарские и практические занятия организуются с использованием элементов групповой работы, дискуссий, анализа конкретных ситуаций. Самостоятельная работа обучающихся подразумевает более углубленное изучение теоретических вопросов по общей психологии на основе списка основной и дополнительной литературы. Помимо этого помощь при подготовке к занятиям и выполнении контрольной работы оказывается в виде непосредственного консультирования преподавателем.

Интерактивные образовательные технологии, используемые в аудиторных занятиях

№ раздела Вид занятия Используемая интерактивная образовательная технология Кол-во часов
1.3–1.4 ПР Работа в группе, тестирование, дискуссия
1.5–1.6 С Анализ конкретных ситуаций, дискуссия
2.1–2.2 ПР Работа в группе, тестирование, дискуссия
3.1–3.2 С Анализ конкретных ситуаций, дискуссия
3.3–3.4 ПР Работа в группе, тестирование, дискуссия
Итого:

7. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы обучающихся. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины

В качестве форм самостоятельной работы используются: подготовка к семинарским занятиям (конспектирование и индивидуальное консультирование у преподавателя), подготовка отчетов по практическим занятиям, подготовка к промежуточной аттестации, написание контрольной и курсовой работ.

Примеры тестовых заданий для самопроверки и текущего контроля:

1. Правильный порядок этапов становления психологии как науки:

а) психология как наука о поведении

б) психология как наука о психике

в) психология как наука о сознании

г) психология как наука о душе

2. Автор трактата «О душе» (De anima), первого систематического исследования по проблеме души – …

а) Демокрит

б) Эпикур

в) Платон

г) Аристотель

3. Основателем научной психологии является …

а) Аристотель

б) Р. Декарт

в) В. Вундт

г) Л.С. Выготский

4. Направление в зарубежной психологии периода открытого кризиса, выдвинувшее программу изучения психики с точки зрения целостных структур, – это …

а) гештальтпсихология

б) бихевиоризм

в) психоанализ

г) гуманистическая психология

5. Предметом изучения в психоанализе З.Фрейда является …

а) сознание

б) поведение

в) бессознательное

г) личность

6. Направление в современной зарубежной психологии, основанное на представлении о человеческом организме как системе, осуществляющей активный поиск и переработку информации, – …

а) нейропсихология

б) психогенетика

в) когнитивная психология

г) гуманистическая психология

Примерные темы контрольных работ:

Вариант 1

1. Общая характеристика экспериментального метода в психологии.

2. Общая характеристика воображения как неспецифического («сквозного») процесса.

Вариант 2

1. Метод наблюдения в психологии.

2. Основные положения культурно-исторической концепции происхождения и развития высших психических функций (Л.С. Выготский).

Вариант 3

1. Психоаналитическое направление в психологии (З. Фрейд, К. Юнг и др.).

2. Понятие мотива. Виды и функции мотивов.

Вариант 4

1. Внутренняя регуляция деятельности человека: психология эмоций.

2. Общая характеристика характера как индивидуального свойства человека.

Вариант 5

1. Внутренняя регуляция деятельности человека: психология воли.

2. Общая характеристика темперамента как индивидуального свойства человека.

Вариант 6

1. Общая характеристика ощущения как познавательного процесса.

2. Уровни построения движений и процесс формирования двигательного навыка (по Н.А. Бернштейну).

Вариант 7

1. Общая характеристика восприятия как познавательного процесса

2. Общая характеристика способностей как индивидуальных свойств человека.

Вариант 8

1. Общая характеристика мышления как познавательного процесса

2. Информационное направление в когнитивной психологии (У. Найссер и др.).

Вариант 9

1. Общая характеристика внимания как неспецифического («сквозного») процесса.

2. Психика как ориентировочно-исследовательская деятельность (П.Я. Гальперин).

Вариант 10

1. Общая характеристика памяти как неспецифического («сквозного») процесса.

2. Потребности человека, их свойства и специфика.

Примерный перечень вопросов к промежуточной аттестации (экзамену):

Раздел 1. Введение в психологию

1. Особенности психологии как науки. Объект и предмет психологии. Основные психологические понятия и их соотношение (психология, психика, сознание, индивидуальность, общая и дифференциальная психология).

2. Место психологии в системе других наук. Задачи и проблемы отдельных отраслей психологической науки.

3. Научная и житейская психология: связь и различия, общее представление о психологическом познании как деятельности.

4. Ключевые проблемы и объяснительные принципы психологии.

5. Причина многообразия методов психологического исследования. Различные классификации методов (С.Л. Рубинштейн, Б.Г.Ананьев).

6. Общая характеристика экспериментального метода психологии (естественный, лабораторный; констатирующий и формирующий (психолого-педагогический)).

7. Организационные методы психологического исследования: сравнительный (психопатологический, исторический и др.), лонгитюдный метод и метод срезов, комплексный метод.

8. Самонаблюдение. Объективное наблюдение.

9. Общая характеристика психодиагностических методов (беседа, интервью).

10. Общая характеристика праксиметрических (архивных) методов: метод изучения продуктов деятельности, биографический метод и др.

11. Общая характеристика психодиагностических методов (тест, анкета).

12. Основные этапы развития научно-психологического познания (донаучный и научный этапы развития психологии как науки).

13. Структура сознания и его свойства в классической психологии сознания (В.Вундт, У.Джемс).

14. Причины возникновения и содержание психологического кризиса.

15. Психоаналитическое направление в психологии (З.Фрейд).

16. Гуманитарное направление в психологии (К. Роджерс, А.Маслоу).

17. Проблема объективного метода в психологии и пути ее разрешения в психологии поведения.

18. Информационное направление в когнитивной психологии (У.Найссер).

19. Целостный подход к изучению сознания в гештальтпсихологии

20. Классификация бессознательных явлений в психологии (А.Г.Асмолов).

21. Человек и мир: природа, общество, культура. Понятие субъекта, личности, индивида, индивидуальности.

22. Структура личности (У.Джемс, З.Фрейд, Э.Берн).

23. Критерии сформировавшейся личности (Л.И.Божович). Формирование личности в онтогенезе (А.Н. Леонтьев).

24. Периодизация психического развития личности в детском возрасте (Д.Б. Эльконин).

25. Внутренняя регуляция деятельности человека: эмоции, чувства и воля.

26. Общая характеристика темперамента как индивидуального свойства человека.

27. Общая характеристика характера как индивидуального свойства человека.

28. Общая характеристика способностей как индивидуальных свойств человека.

29. Общая характеристика ощущения как познавательного процесса.

30. Общая характеристика восприятия как познавательного процесса

31. Общая характеристика мышления как познавательного процесса

32. Общая характеристика внимания как неспецифического («сквозного») процесса.

33. Общая характеристика памяти как неспецифического («сквозного») процесса.

34. Общая характеристика воображения как неспецифического («сквозного») процесса.

35. Основные положения культурно-исторической концепции происхождения и развития высших психических функций (Л.С. Выготский).

36. Понятие и свойства высших психических функций, основной закон их развития (на примере исследования формирования памяти как высшей психической функции).

37. Критерии психического. Гипотеза о возникновении чувствительности (А.Н. Леонтьев).

38. Общая характеристика стадий развития психики и поведения животных (А.Н. Леонтьев).

39. Общее представление о сознании, структура и психологические характеристики составляющих индивидуального сознания (А.Н.Леонтьев).

40. Психика как ориентировочно-исследовательская деятельность (П.Я.Гальперин).

41. Строение индивидуальной деятельности по А.Н. Леонтьеву.

42. Действие как основная единица анализа деятельности: действие и цель, основные характеристики действия, планирование и осуществление действий.

43. Общая характеристика операций как структурного элемента деятельности.

44. Психофизиологические функции и их значение в обеспечении деятельности.

45. Потребности человека, их свойства и специфика.

46. Понятие мотива. Виды и функции мотивов.

Наши рекомендации