Опытно-педагогическая работа по развитиюкоммуникативных навыкову детей и подростков
2.1 Методы и приемы опытно-педагогической работы по развитию коммуникативных навыков у детей и подростков средствами игротерапии………………………………………………………………………48
2.2 Этапы и содержание опытно-педагогической работы по развитию коммуникативных навыков детей и подростков средствами игротерапии………………………………………………………………………57
2.3 Результаты опытно-педагогической работы по развитию коммуникативных навыков у детей и подростков………. ………..................64
ЗАКЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..82
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………….84ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………...89
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Проблема способностей и приобретения коммуникативных навыков является одной из наиболее сложных и наименее разработанных в педагогической науке. Рассматривая её, прежде всего следует учесть, что реальным предметом психолого-педагогического исследования является деятельность и поведение человека. Нет сомнений, что источником понятия о приобретенных коммуникативных навыках является факт различия людей по количеству и качеству продуктивности их деятельности. Для любого школьника успешность традиционно характеризуется результатами учебной деятельности. Но мы, педагоги, знаем, что это не может быть единственным критерием. С каждым годом обучения все больше возрастает значимость коммуникативной и социальной успешности школьника.
По нашему мнению, понятие "развитие" связано с постоянными, непрекращающимися изменениями, переходами из одного состояния в другое, восхождением от простого к сложному, от низшего к высшему. В человеческом развитии проявляется действие универсального философского закона взаимоперехода количественных изменений в качественные, и наоборот.
Нарушения общения отрицательно влияет на социальную адаптацию личности. Ребенок плохо проявляет самостоятельность при общении, с трудом устанавливает контакты с людьми, неуверен в себе, ощущает беспокойство. Такое состояние становится причиной конфликтов, разногласий и плохой успеваемости.
Все это сказывается и на всех других видах деятельности. Ребенок становится некоммуникабельным, замкнутым, у него снижается познавательная активность, часто будет проявляться агрессивность при решении конфликтных ситуаций. Коммуникативные навыки – это умения и навыки общения. Дети разного возраста, культуры, разного уровня психологического развития, имеющие различный жизненный опыт, отличаются друг от друга по коммуникативным способностям.
Коммуникация является неотъемлемой частью любого воспитательного процесса, поэтому формирование коммуникативных умений учащихся ведет к повышению как учебно-воспитательного процесса и развитию личности ребенка.
Потребность в общении выступает одной из самых главных в жизни ребенка. Вступая в отношения с окружающим нас миром, мы сообщаем информацию о себе, взамен получаем интересующие нас сведения, анализируем их и планируем свою деятельность в социуме на основе этого анализа. Эффективность этой деятельности зачастую зависит от качества обмена информацией, что в свою очередь обеспечивается наличием необходимого и достаточного коммуникативного опыта субъектов отношений. Чем раньше осваивается этот опыт, чем богаче арсенал коммуникативных средств, тем успешнее реализуется взаимодействие. Следовательно, самореализация и самоактуализация личности в социуме напрямую зависит от уровня сформированности ее коммуникативной культуры.
Готовность к сотрудничеству, развитие способности к созидательной деятельности; толерантность, терпимость к чужому мнению; умение вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы – требования, предъявляемые сегодняшним обществом к выпускнику школы. Воспитание нравственного человека, готового к активному взаимодействию с окружающим миром, инициативного, самостоятельного, владеющего навыками сотрудничества в разных видах деятельности – приоритетная задача образования на современном этапе.
Высокий уровень коммуникативности рассматривается педагогами-психологами как условие успешной адаптации к окружающей социальной среде, что определяет практическую значимость формирования коммуникативных умений с самого раннего возраста.
Коммуникация является неотъемлемой частью любого воспитательного процесса, поэтому формирование коммуникативных умений и навыков учащихся ведет к повышению как учебно-воспитательного процесса и развитию личности ребенка.
Именно способность к коммуникации дают основу чувствам, переживаниям, позволяют проявлять эмоциональный отклик и развивать самоконтроль у учащихся. Важна и социально-психологическая атмосфера в коллективе. Коллектив должен создавать благоприятные условия для развития у школьника коммуникативных способностей.
Проблемой развития коммуникативных способностей занимались такие видные российские ученые, как О. Г. Абрамлина [1], Г. М. Батуева [2], Т. А. Федосеева [3], В. С. Селиванов [4], Н. Е. Щуркова [5], С. А. Козлова [6] и др. и отечественные – Баширова Ж.Р., Алгожаева Н.С. [7], Шахгулари В.В. [8], Сангилбаев О. С. [9] и другие. В то же время вопросы различных видов терапии, в том числе игровой, использования игровых технологий тоже заняли особое место в казахстанских исследованиях (Касымова Г.М. [10], Кудиярбекова Г.К. [11], Ахмаджанов Ш.А., Аубакирова С.А. [12], Тлекова Б. Б. [13] и др.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Коммуникативные навыки - есть определенный уровень развития коммуникативных знаний, умений и навыков, опосредованных совокупностью личностных качеств, черт, свойств и форм поведения, реализуемых в процессе общения.
2. Педагогический потенциал игротерапии при формировании коммуникативной компетентности подростков заключается в совокупности имеющихся в её резерве средств воспитания коммуникативных черт характера, формирования системы коммуникативных знаний, умений и навыков, развития коммуникативных способностей посредством образности, насыщенности сюжета игры коммуникативными моделями поведения, ценностного воздействия на личность.
3. Педагогический потенциал игротерапии обуславливает гармоничное формирование когнитивного, поведенческого и эмоционального компонентов коммуникативной компетентности детей и подростков.
Проблема игры как деятельности, имеющей особое значение для жизни и развития ребенка, всегда находилась в центре внимания исследователей детского развития, таких как Выготский Л. С., Пиаже, Леонтьев А.Н., Эльконин Д. Б. В этой связи традиционные игры приобретают значимую роль в качестве средства развития коммуникативных способностей ребенка в школьном возрасте.
Однако, несмотря на большое внимание к вопросам развития коммуникативных способностей учащихся в научно-педагогической литературе недостаточно хорошо освещены такие вопросы как развитие у учащихся коммуникативных навыков в процессе игры, средствами игротерапии.
С учетом выявленного противоречия проблема исследования состоит в поиске педагогических условий, обуславливающих эффективность процесса формирования коммуникативных умений у детей и подростков средствами игротерапии.
Объект исследования: учебно-воспитательный процесс средней школы
Предмет исследования: процесс развития коммуникативных навыков у детей и подростков средствами игротерапии
Цель исследования: теоретическое обоснование развития коммуникативных навыков у детей и подростков, разработка и апробация модели развития коммуникативных навыков у детей и подростков средствами игротерапии.
Задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме развития коммуникативных навыков учащихся средствами игротерапии и раскрыть сущность понятий «коммуникативные навыки», «коммуникативные навыки детей и подростков», «игротерапия».
2. Определить специфику процесса формирования коммуникативных навыков у детей и подростков.
3. Разработать и апробировать в опытно-педагогической работе модель развития коммуникативных навыков у детей и подростков средствами игротерапии.
Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической и социально-педагогической литературы, обобщение опыта зарубежных и отечественных учёных по проблеме исследования; анализ понятийно-терминологической системы; сравнение, обобщение, педагогическое наблюдение, методы первичной обработки результатов построение гипотезы; математические методы статистической обработки полученных данных, а также методы наглядного представления результатов: таблицы, гистограммы.
Гипотезой исследования стало предположение о том, что успешное развитие коммуникативных навыков детей и подростков будет более эффективно, если учитывать уровень сформированности коммуникативных умений учащихся, использовать игры и игротерапию, направленные на развитие мотивации к коммуникативной деятельности и использовать разработанную нами модель и специальные методические основы для организации речевого взаимодействия учащихся при помощи деловых и ролевых игр и тренингов.
Научная новизна: Научная новизна исследования состоит в объединении знаний, накопленных при раздельном изучении игротерапии, категорий личностных особенностей учащихся и коммуникации. Впервые рассмотрены специфика коммуникации с точки зрения особенностей личности, участвующей в игротерапии и личностные особенности через призму коммуникативных проявлений. Проблема развития коммуникативных навыков средствами игротерапии рассматривается на теоретическом и эмпирическом уровне.
Теоретическая значимость исследования:выявление и обоснование педагогических условий, обеспечивающих развитие коммуникативных навыков учащихся в процессе образования.
Практическая значимость исследования: в подборе методик, направленных на развитие коммуникативных навыков учащихся в процессе образования.
База исследования: исследование проводилось на базе образовательного учреждения "СОШ № 55" г. Алматы. В исследовании приняло участие 52 учащихся.
Апробация исследования осуществлялась посредством научных докладов, тезисов.
Структура работы: дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной и цитируемой литературы и приложении.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВУ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ