Психология дошкольного возраста: социально-психологический аспект
В центре внимания социальной психологии детства находятся социальные группы, в которые включен ребенок или с которыми он себя отождествляет. Это семья и школьный класс, детские игровые сообщества и проксимические группы, желаемые ребенком, макросоциальные группы (региона, населенного пункта, страны), в которых ребенок считает себя принадлежащим и пр. Некоторые из них могут приобретать качество референтности, личностной значимости для ребенка .
Социально психологическая специфика личности ребенка заключается в том, что он изначально выступает как представитель одновременно двух больших социальных общностей - мира взрослых и мира детей, каждый из которых влияет на его личность, а сочетания воздействий создает уникальном социальную ситуацию развития детства на каждом этапе его исторического и индивидуального бытия .
Системообразующей основанием исследования генезиса отношений ребенка к окружающему миру, к другим людям (взрослым и сверстникам) и к себе самому является совместная деятельность, анализ которой с различных по- зиций представляет собой центральный момент всего исследования и опосредствующий фактор порождения и развития системы отношений ребенка Дея - тельностное (почему здесь большая буква, м.б. должна бить тока?) опосредования представляет собой тот методологический узел, который связывает и взаимодополняют в социальной психологии детства важнейшие области психологической науки - общепсихологическое понимание человека с социально психологическим и генетическим подходами в общей деятельности как в особом социальном пространстве происходит поуровневого структурирования целостной картины межличностных отношений в детской группе Предметный план совместной деятельности представлен функционально - ролевыми отношениями.
Жан Пиаже считал, что психические функции - это биологически присущие организму способы взаимодействия со средой. Субъекту присущи две основные функции: организация и адаптация. Каждый акт поведения организован или, иначе говоря, представляет собой определенную структуру, а ее динамический аспект составляет адаптация, которая, в свою очередь, состоит из равновесия процессов ассимиляции и аккомодации. Течение всего онтогенетического развития, считал Пиаже, основные функции как динамические процессы неизменны, наследственно закреплены, не зависящие от содержания и опыта. (ссылка на литературный источник!)
В классических исследованиях Л.С. Выготского, а затем и А.Н. Леонтьева отмечается, что развитие, формирование психических функций и способностей, присущих человеку как общественному существу, происходит в совершенно специфической форме - в форме процесса усвоения, овладение. Создаваемые таким образом способности и функции представляют собой психологические новообразования, по отношению к которым наследственные, врожденные механизмы и процессы лишь необходимыми внутренними (субъективными) условиями, делают возможными их возникновения, но не определяют ни их состава, ни их специфического качества.
Ведущие психические функции осознание, отношение, понимание и рефлексия в дошкольном возрасте развиваются во взаимосвязи друг с другом, образуя на каждой из фаз и стадий целостную систему с определенной структурой входящих в нее элементов. Формирования каждой из ведущих психических функций происходит в непосредственной взаимосвязи и на основе предыдущих психических функций, которые становятся базой для их возникновения [16]. Интерпретируя данный факт в рамках дошкольного возраста, можно сказать, что на основе способности к подстановке себя в реальную или условную позицию субъекта по взаимодействию (что является содержанием психических функций осознание и понимание) формируется способность к ее критической оценки (психологическое содержание психических функций отношение и рефлексия), а способности к подстановке себя в условную позицию и критического к ней отношению (что является содержанием психических функций понимание и рефлексия) формируются соответственно на базе подобной подстановки относительно реальной позиции другого и ее критической оценки (психологическое содержание психических функций осознание и отношение).