Проблема закона в психологии

Теоретические и экспериментальные исследования каждой науки направлены на разработку ее понятийного аппарата и выявление объективных законов и закономерностей, которым подчинены все процессы и явления. Законы раскрывают объективные, устойчивые, существенные связи между явлениями действительности, их совокупность составляет содержание науки, позволяет формулировать новые проблемы и осуществлять прогнозы дальнейшего развития. Специфика каждой науки, в том числе и психологии, отображается в характере ее законов. Выявление и познание законов психологии имеет свои особенности и трудности, связанные с необычной природой психических явлений. Ведь психические состояния субъекта недоступны постороннему наблюдению. Задача же психологии заключается в том, чтобы, пользуясь объективными методами, раскрыть объективные законы, которым подчиняется психика. Психическим явлениям присуща динамическая изменчивость. Исследуя многократно один и тот же психический процесс, можно заметить, что всегда он зависит от определенных условий и протекает по-другому. Это не случайность. Психическое как субъективное отражение не может быть неизменным. Поэтому законы, которые открывают в психологии, не определяют твердо и однозначно связи между явлениями.

Специфика психологических законов состоит в том, что это законы – тенденции. Строгий научный подход к развитию психологии требует не только выявления объективного закона, но и определение условий и пределов его действия.


В психологии известно много законов. Некоторые из них даже выражены в строгой математической форме. Они относятся к различным уровням психического, раскрывают его различные измерения.

Б. Ф. Ломов разделил психологические законы на шесть основных групп.

1. Законы, в которых отражаются относительно простые зависимости, например устойчивые связи между внешними воздействиями и определенными психическими явлениями, а также между самими явлениями. В частности, это основной психофизический закон Вебера-Фехнера, согласно которому интенсивность ощущения прямо пропорциональна логарифму силы раздражителя.

2. Законы, которые раскрывают динамику психических процессов во времени. Один из них - закон перцепции, открытый М. Ланге. Он отражает закономерную последовательность фаз процесса восприятия: зрительный перцептивный образ разворачивается фазами - от грубого различения общих пропорций предмета и его положения к формированию дифференцированного и завершенного образа.

3. Законы, характеризующие структуру психических явлений. Примером может служить современное представление о памяти как сложной системе, которая включает определенную структуру хранилищ информации, их реорганизацию, а также потоки информации и процессы управления ими.

4. Законы, в которых фиксируется зависимость эффективности поведения человека от уровня ее регуляции. Например, закон Йеркса-Додсона, обосновывающая зависимость успешного решения задач от уровня мотивации. Согласно ему существует определенный уровень мотивации, при котором производительность выполнения задач является высокой. Дальнейший рост мотивации не повышает (а иногда снижает) производительность.

5. Законы, касающиеся психического развития человека, рассматривается в масштабе ее жизни. Примером является закон о неравномерности (гетерохронность) развития психических функций в отдельные периоды и в течение всей жизни человека.

6. Законы, в которых раскрываются основы различных психических свойств человека. В частности, зависимость психических качеств человека от его деятельности в системе общественных отношений.

Эта классификация не является окончательной и неизменной: психология как наука находится в постоянном развитии, проявляя ранее неизвестные психические факты, формулируя новые законы, уточняя известны. Законы каждой группы проявляют существенные устойчивые связи лишь в определенной плоскости. Поэтому ни один из них не является универсальным - он является узким, неполным и приближенным и имеет свои границы применения.
Вопрос для самопроверки: В чем состоит специфика психологических законов? (Ответ: это законы – тенденции. Строгий научный подход к развитию психологии требует не только выявления объективного закона, но и определение условий и пределов его действия.)

Наши рекомендации