Где, когда и кем была открыта первая экспериментальная психологическая лаборатория?
(ответ Лейпциг,1879 год, Вильгельм Вундт)
Вопрос для самопроверки: Дайте определение психологии как науки
(ответ: Психология – это наука о закономерностях возникновения, формирования и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности)
Научные, житейские (обыденные) и религиозные знания и язык науки.
Под наукой понимают сферу человеческой деятельности, основная функция которой – выработка и систематизация знаний о мире. Исходя из полученных знаний, производится построение научной картины мира, и разрабатываются научно обоснованная практика.
Каждая наука имеет свой набор понятий, адекватный той реальности, которую она исследует. Такие понятия представлены в психологических словарях.
Обыденное (житейское) и научное познание.
Жизнь человека наполнена множеством психологических связей и отношений с другими людьми, что создает основу для возникновения так называемой житейской психологии. Житейскую психологию называют также донаучной, подчеркивая тем самым, что она предшествует психологии как науке. Однако, житейское и научное познание существуют одновременно. Носителями житейской психологии являются конкретные люди. Объективную основу для возникновения житейской психологии составляют совместная деятельность, общение и реальные взаимоотношения людей. Необходимость согласовывать свои действия с действиями другого, понимать не только объективное значение слов, но и скрытый смысл, контекст высказывания, «прочитывать» в поведении и внешнем облике другого его намерения и настроения побуждает человека выделять и фиксировать многогранные проявления внутренней жизни. Содержание житейской психологии находит свое воплощение в народных обрядах и традициях, нормах поведения и общения. Сравнение житейской и научной психологии представлено в таблице: житейские и научные психологические знания.
Таблица: Житейские и научные психологические знания
Житейские психологические знания | Научные психологические знания | Примечания |
Знания конкретны | Знания обобщены | Житейские психологические знания привязаны к отдельным ситуациям, людям, группа, событиям. Научные психологические знания устанавливают связи между явлениями, выделяют частное от общего, синтезируют и анализируют полученные знания. |
Интуитивный характер знаний. | Знания рациональны и осознаны. | Житейские знания в высшей степени субъективны и, часто противоречат друг другу. Научные знания критически анализируются, перепроверяются, а так же систематизируются и добываются объективными методами. |
Передача знаний затруднена | Знания накапливаются и передаются | Так как житейские знания имеют интуитивный характер, то вообще не передаются или передаются с искажениями. |
Источник знаний – наблюдение | Источник знаний – эксперимент | Научные психологи используют большое разнообразие методов, которые постоянно совершенствуются. |
Знания ограничены | Знания постоянно расширяются | В житейском познании нет четкой цели, направления в изучении психики. Они ограничены субъективизмом и отрывочностью. |