Откровенность и обратная связь
Коммуникация может быть эффективной только на первом уровне: между «открытыми» квадрантами отправителя и получателя. Часто можно видеть, что люди, которые хорошо друг друга знают, открыто разговаривают друг с другом. Для людей же, которые только познакомились, «открытый» квадрант их «окон Джогари» относительно мал и должен увеличиваться постепенно. Этому может способствовать информация второго и третьего уровня. Человек, общающийся на третьем уровне, делится с кем-то той информацией, которую обычно скрывает. В этом случае он увеличивает собственную открытую сторону и уменьшает скрытую. Велика вероятность того, что такое общение будет побуждать и других собеседников к столь же открытой коммуникации, потому что так они смогут лучше узнать друг друга. По мере того, как люди лучше узнают друг друга, им с каждым разом становится все легче и легче открывать партнеру информацию из «слепых» квадрантов. Так они все больше проясняют и осознают «слепую» сторону. Человек узнает больше о самом себе и увеличивает открытую сторону своего «Я». Благодаря этому у него появляется возможность лучше приспособить собственное поведение к ситуации или даже его изменить. Если осознать принцип действия окон Джогари, можно избежать многих недоразумений и предубеждений. Результатом такого осознания может стать лучшее взаимопонимание между людьми и улучшение производительности труда. С другой стороны, негативная (оскорбительная) обратная связь неизбежно приводит к уменьшению открытой области свободных действий и увеличению конфликтов. Из-за этого страдает работоспособность в коллективе. Успех снижаются ровно настолько, насколько ухудшается рабочая обстановка в организации. Модель «окон Джогари» дает возможность описать разные ситуации внутри коллектива. Для увеличения «открытых» квадрантов можно применять два метода:
1. Сообщать информацию о чем-то личном.
2. Содействовать обратной связи и воспринимать ее.
Успех зависит от готовности и способности каждого учиться внутри коллектива. Для этого важно соблюдать следующие правила:
1. Принимать во внимание других и воспринимать свой образ «Я». Осознать момент достижения предела своих знаний и открытости.
2. Быть готовым к развитию естественного и спонтанного поведения. Благодаря этому возрастает готовность к созданию и получению обратной связи.
3. Быть готовым к развитию естественного и спонтанного поведения. Благодаря этому возрастает готовность к созданию и получению обратной связи.
4. Поддерживать в собеседнике уверенность и быть готовым слушать его без предубеждений.
5. Уменьшать сопротивление перед изменениями в отношениях и снижать страх перед обсуждением открытой информации.
Трансактный анализ, как психотерапевтический метод, был разработан Э.Берном в США. Эрик Берн (Eric Berne) родился в Канаде и 1910 году, изучал медицину и в 1935 году получил ученую степень за работу по психиатрии. Он преподавал в университете калифорнийской медицинской школы и был директором социального психиатрического семинара в Сан- Франциско. Умер он в 1970 году. |
Транзактный анализ - это психологический метод, который помогает людям делать их общение более эффективным не только в личных отношениях, но и в профессиональном окружении. Он способствует развитию, и реализации личного потенциала сориентирован на отношения и на коммуникацию. Транзактный анализ предлагает модели для наблюдения, описания, понимания и обсуждения личности и социальных отношений между человеком и социальной системой. Предлагается структура личности, способствующая пониманию внутренних процессов и развития человека. Транзактный анализ интересуется как структурой личности отдельно взятого человека, так и коммуникацией и взаимодействием многих людей на основе их личностных структур. Речь идет о структуре, позволяющей описывать и объяснять межличностную коммуникацию.
Трансакция- это любой обмен информацией, например, когда; кому-либо что-либо говорят. Но трансакция состоит не только из слов. Трансактный анализ описывает трансакции, основанные на взглядах или жестах. С его помощью можно анализировать любой тип межличностной коммуникации. Э. Берн различает три основные сущности человека:
«Я-Ребенок»:спонтанные и импульсивные желания и поведение. На эту структуру влияет детский опыт: послушание, осознание вины, зависимость, исполнение желаний, вера в авторитеты, свобода, автономия. Существует адаптивный или свободный «Я-Ребенок». «Я-Ребенку» свойственны фразы: «Я хочу, я не знаю, мне все равно, классно...»
«Я-Взрослый»:реагирует на свое окружение и внешний мир чувствами и поведением, четко соответствующими каждой отдельной ситуации. «Я-Взрослый» позволяет людям развиваться свободно, у него выражены самостоятельность, самокритика, автономия и ответственность. «Я-Взрослый» - это зрелая личность. Для него характерны фразы: «Я думаю, считаю, полагаю, дайте нам спокойно поговорить».
«Я-Родитель»:сформирован на основе норм, представлений, неписаных законов и чувств, которые передали родители. «Я-Родитель» заставляет человека реагировать так, как его научили родители. Характерные фразы: «Если бы я был на твоем месте, мой дорогой, ты должен был бы...».
Э. Берн понимает под трансакцией любое взаимодействие между людьми. Часто люди строят процесс общения, следуя определенным образцам, стереотипам, на основе одинаковых «Я»-обстоятельств. Например, кто-то будет разговаривать с «Я-Ребенком» другого человека с позиции «Я-Родителя». Тот, к кому обращаются как к ребенку, будет либо послушно себя вести, либо протестовать. Когда два человека разговаривают с позиций «Я - Взрослый», они действуют объективно, среди них нет выигравшего и проигравшего. Когда люди общаются друг к другу из одинакового «Я»-состояния, то говорят о комплиментарной трансакции. При перекрестной трансакции коммуникация происходит на разных уровнях. Например, человек с позиции «Я-Взрослый» обращается к «Я-Взрослому» другого человека, но тот отвечает с позиции «Я-Ребенка». Эрик Берн называет образ жизни человека - сценарием. Люди получают роль в жизни и потом играют ее по своему индивидуальному сценарию. Эти сценарии создаются из негибких и неживых образцов мыслей, чувств и поведения. Часто образ жизни и поведения, выбираемый взрослыми, связан с обидами и травмами, перенесенными в детстве. Типичными сценариями являются, например: «Я хороший - Ты плохой» или «Я - хороший - Ты - хороший». Трансактный анализ может помочь человеку осознать приобретенный в детстве сценарий поведения и показать путь к комплиментарной коммуникации.
Рисунок Характеристики Я - родителя, Я - взрослого и Я - ребенка
Концепция Нэда Германна
Люди воспринимают информацию по-разному: визуально, аудиально, через действия. С возрастом головной мозг распределяет функции между двумя полушариями. У 90-95% людей левое полушарие головного мозга отвечает за речь, а правое – за слуховое восприятие. В затылочной области, как в левом, так и в правом полушарии, находятся участки коры головного мозга, в которых происходит осознание зрительно воспринятой информации. Несмотря на симметричное расположение глаз, можно установить функциональную асимметрию мозга. Так, левое полушарие отвечает, за восприятие написанного (то есть за слова и буквы), в то время как правое - за фигуры и формы. Таким образом, можно было бы предположить, что коммуникация у всех людей происходит одинаково: ведь с биологической точки зрения наши тела «построены» по одному модульному принципу. Но есть тонкие различия, которые усложняют практику коммуникации.
Фредерик Вестер (Frederic Vester), чью биологическую теорию головного мозга подхватил Нэд Германн (Ned Hermann), в своей: книге «Думать. Учить. Забывать» приводит наглядный пример: «Представим, что четыре школьника изучают один и то же материал, но каждый по-своему. Например, закон силы тяготения. Один ученик пытается понять его с помощью коммуникации, слуха и говорения, а значит, аудиально. Другой школьник объясняет ему изучаемую закономерность разговорным языком, который понятен им обоим. Они преодолевают разногласия с помощью аргументов контраргументов, сами находят простые примеры и иллюстрации. Еще один ученик изучает этот же закон с помощь зрения, наблюдений и экспериментов, а значит, визуально. Каждый знает, что острый гвоздь можно быстрее вогнать стену, чем тупой. Но почему? Потому что из-за минимальной поверхности острия гвоздя сила давления на пробиваемую поверхность возрастает. Третий ученик учит закон с помощью прикосновения и ощущения, то есть осязательно. Он берет два карандаша, один острым концом вверх, второй – наоборот нажимает большим пальцем на плоскую поверхность. Никакой реакции. Нажимает на острие. Больно. Почему? Потому что острие из-за его маленькой поверхности увеличивает силу давления, и боль возрастает. Четвертый ученик учит закон с помощью абстрактных формул, следовательно, с помощью интеллекта. В каждом случае содержание объяснения одно и то же: большая поверхность - маленькая сила давления, маленькая поверхность - большая сила. Только каждый раз материал усваивается с помощью разных органов восприятия». Этот пример содержит сведения об особенностях коммуникации с другими и еще раз свидетельствует о том, что с разными людьми не стоит общаться одинаково.
Нэд Германн разработал понятное объяснение того, почему стоит выбирать определенный стиль коммуникации. Он разработал метод, который делает разные индивидуальные стили мышления наглядными и сравнимыми. Его разработка основана на исследованиях творчества человека. Результаты этих исследований показали взаимосвязь с результатами исследований мозга. Медицинские исследования показывают, что оба полушария головного мозга, несмотря на их симметричное положение, выполняют разные функции. Левое полушарие работает последовательно и отвечает за логическое и аналитическое мышление. Правое полушарие работает с картинками, образами и невербальными идеями; это зрительная интуитивная область головного мозга.
Пока еще отсутствуют какие-либо достоверные знания о разделении лимбической системы, расположенной под обоими полушариями. В этой области возникают чувства и образы мыслей, ориентированные на поведение. От 200 до 300 миллионов нервных клеток соединяют оба полушария с помощью мозолистого тела. С их помощью вся информация связывается постоянно и исключительно быстро. Нэд Герман спроектировал метафорическую модель мозга, которая классифицирует образы мышления и поведение соответственно в квадранты «А», «В», «С» и «D», которые имеют определенные признаки. Люди развиваются, овладевают новыми знаниями, умениями и навыками, но они делают это на основании неповторимого сочетания их талантов. Задача, которую решает инструмент доминантности Германа - HDI- «Herrmann-Dominanz-Instrument» это выявление неповторимости каждого человека.
При помощи анализа можно выработать рекомендации для соответствующего способа обучения, целенаправленного формирования компетенции и потенциально успешной сферы деятельности. Если рассматривать «HDI» с позиции коммуникации, тогда между людьми, предпочитающими одни и те же квадранты и работающими в одной сфере, возникает самая эффективная коммуникация. Если образ мысли и рабочие требования не совпадают, можно ожидать снижения эффективности коммуникации