Модель коммуникативного обмена состоит из 4-х элементов.
1. Коммуникативные условия или условия общения. Прямая, непосредственная – непрямая, опосредованная связь, а также симметричная – несимметричная передача сообщений.
2. Коммуникативное поведение - стратегия общения,используемая индивидами.
3. Коммуникативные ограничения. К ним относятсяэкономические, технические, интеллектуальные, эмоциональные факторы, ограничивающие участникам общения выбор той или иной стратегии.
4. Основы или критерии интерпретации, определяющие и направляющие способы восприятия и оценки людьми своего поведения по отношению друг к другу.
Интеракциональные подходыразрабатывались в 1960-1970 годы. Интеракция – ситуация совместного присутствия, взаимно устанавливаемая и поддерживаемая людьми при помощи различных форм поведения и внешних атрибутов (внешности, предметов, обстановки). Взаимодействие между людьми включает не только обмен сообщениями, но и определенную организацию поведения. Поведение рассматривается не столько как функция внутренних побуждений, мотивационных и личностных факторов, сколько как функция самой ситуации взаимодействия и социальных взаимоотношений. Данный подход представлен пятью моделями.
Лингвистическая модель ( Р.Бедаистел)Многообразие взаимодействий в общении образуется из ограниченного репертуара, состоящего из 50-60 элементарных движений и поз тела человека ( подобно организации последовательности звуков как элементарных единиц языка в словах, предложениях и фразах).
Модель социального навыка (Аргайл, Кендон) Межличностные транзакции подобно другим видам социальных умений и навыков формируются в процессе общения (подобно обучению танцам).
Равновесная модель (Аргайл, Дейн) взаимодействующие участники всегда поддерживают определенный баланс различных форм своего поведения. Изменение в поведении одного участника общения компенсируется изменением поведения другого участника.
Программная модель социального взаимодействия ( Шефлен) Общая структура ситуации взаимодействия порождается действием трех программ. Первая связана с координацией движений, вторая – контролирует изменение видов активности в ситуации неопределенности, третья – управляет комплексной задачей метаобщения.
Системная модель. Исследует две системы поведения – 1) управляющую обменом речевых высказываний и 2) управляющую использование пространства и территории взаимодействия.
Реляционный подход (середина 1950г). Общение, коммуникация - это обозначение общей системы взаимоотношений, которые люди развивают друг с другом, с обществом и средой обитания. В эту систему люди включаются с момента своего рождения. Взаимоотношения существуют между индивидами и вне их.
В прикладной психологии также разрабатывались различные концепции общения. Среди них наиболее известны следующие концепции:
Концепция Пола Ватцлавика
Пол Ватцлавик (Paul Watzlawick) - один из известных философов и лингвистов, активно разрабатывающих тему «коммуникация». Родился в 1921году в Австрии, изучал философию, языки и психотерапию, с 1960года былруководителем отдела исследований в научно-исследовательском институте в Пало Альто (Калифорния). С 1976года преподает в Стенфордском университете. |
П. Ватцлавик представил результаты своих исследований в пяти тезисах.
· Не общаться нельзя! Молчание и бездействие тоже информативны. Жесты, мимика, интонация и голос дополняют его, осанка сигнализирует о настроении человека и некоторых его личностных особенностях.
· Каждый коммуникативный процесс имеет содержательный аспект и аспект отношений. С помощью содержательного аспекта люди передают информацию, данные и факты. Аспект отношений содержат межличностные связи отправителя и получателя. «Предметный» уровень сообщает содержание, а уровень отношений говорит о том, как это содержание следует понимать. Аспект отношений выражается с помощью мимики, жестикуляции и интонации. Сообщения на уровне отношения бывают положительные ( «У меня есть...» или «Это...»), и отрицательные, (например, «Сказали...» . Отрицательные – это расплывчатые, неясные сообщения, из них невозможно понять, о ком именно говорят.
· Не всегда межличностная коммуникация имеет причину (причинную связь). Существует такое явление как«самосбывающееся пророчество». Если человек убежден, что его не уважают, он ведет себя - недоверчиво, и относится к миру с большой долей раздражения. Ответная реакция окружающих подтверждает это первоначальное предположение человека и закрепляет такое его поведение. Проблема состоит в том, что люди воспринимают свое поведение не как причину, вызывающую ответные реакции окружающих, а как реакцию на него других людей.
· Существует цифровая (слова и предложения) и аналогическая (отношения) связь. Цифровая связь базируется на словах и предложениях, которые подчинены определенным объектам. Этот язык логичен, абстрактен и представляет содержательный аспект процесса коммуникации. В первую очередь, он передает информацию, не указывая на то, как именно эту информацию необходимо интерпретировать и оценивать. Аналогическая связь относится не к вещам (как цифровая связь), а к отношениям между предметами или людьми. Партнеры по коммуникации постоянно «переводят» информацию с одного языка на другой. Особенно много ошибок потенциально содержится в аналогической связи. Свои ощущения люди выражают аналогическим языком, потому что, как правило, не включают их в логическую дискретную связь. В этом и состоит основная причина недоразумений в межличностных отношениях. Недоразумения в общении возникают при несовпадении содержательного аспекта и аспекта отношений. Крайним проявлением такого несовпадения является «шизофреническая» (противоречивая) ситуация. Например, на словах человек передает одну информацию, а своим поведением показывает – противоположную. Когда определенное содержание невозможно полноценно выразить дискретно, способом коммуникации оказывается аналогическая связь, которая часто выражается в симптомах тех или иных заболеваний организма. Многие проблемы коммуникации ее участники могут увидеть и решить только тогда, когда выходят за рамки привычной системы и обсуждают свою манеру общения друг с другом («метакоммуникация»).
· Процесс межличностной коммуникации может быть симметричным или комплиментарным, в зависимости от того, на чем основаны отношения между партнерами - на равноправии и сходстве либо неравенстве и отличиях. В первом случае отношения между партнерами можно назвать зеркальными, их взаимодействие симметрично. Поскольку партнеры абсолютно равны, не важно, каковы их действия в каждом отдельном случае. Во втором случае действия одного партнера дополняют действия другого. Благодаря этому создается совершенно новая форма отношений - комплиментарная. Симметричные отношения отличаются стремлением к равноправию и минимизацией различий между партнерами, в то время как комплиментарное взаимодействие базируется на различиях партнеров, дополняющих друг друга. В комплиментарных отношениях существуют две различные позиции. Один партнер занимает первое место, другой - второе. Однако эти понятия не следует заменять понятиями «сильный» и «слабый», «плохой» и «хороший» или другими им подобными. Комплиментарная коммуникация основываются на общественных или культурных отношениях
Коммуникативная терапия Ватцлавика направлена на анализ личностных проблем, таких, как нарушения коммуникации (вплоть до полного непонимания). П. Ватцлавик стремился найти способы предотвращения этих нарушений. Но в то же время он утверждает, что существуют неизбежные, парадоксальные ситуации, попытки их решить только усугубляют конфликт между партнерами по коммуникации.