Общение рассматривается как понятие первичное по отношению к деятельности
Категория «общение» имеет самостоятельное значение, так как она может отражать специфическую активность человека, связанную с потребностью в контакте с другими людьми («аффилиативная потребность», по А. Маслоу). Происходит даже инверсия взглядов: потребность в совместной деятельности, направленная на достижение конкретных целей, не только не является единственной детерминантой возникновения общения, но даже и наоборот — стремление к общению занимает порой «ведущее место среди мотивов, побуждающих людей к совместной практической деятельности».
4.Противопоставление понятий. В ряде зарубежных психологических концепций существует тенденция к противопоставлению общения и деятельности. Э. Дюркгейм полагал, что процесс общения – это процесс духовного речевого общения. Роль преобразовательной деятельности при этом фактически сведена к нулю.
Таким образом, общение является самостоятельной категорией психологического исследования, существуют области, где общение и деятельность тесно взаимосвязаны, но есть и такие, где они далеки друг от друга.
Выбор адекватного определения категории «общение» – методологическая проблема в психологии, поскольку именно в дефиниции отражается понимание сущности сложного, многопланового, многогранного процесса общения. |
Вопрос для самопроверки: Каковы теоретико-методологические основания для различения категорий «общение» и «деятельность»?
Ответ: важным теоретико-методологическим основанием для различения категорий «общение» и «деятельность» является их отнесенность к различным методологическим парадигмам. Деятельность описывается парадигмой субъект-объектной взаимосвязи, а общение – субъект-объект-субъектным взаимодействием, что явно не одно и то же.
Какие уровни анализа общения можно встретить в психологической литературе?. Ответ: Обычно выделяют три уровня анализа общения:
: «Макроуровень»- общение рассматривается как важнейшая сторона образа жизни человека.
«Мезауровень» - общение рассматривается как сменяющаяся совокупность целенаправленных логически завершаемых контактов или ситуаций взаимодействия
«Микроуровень» - элементарные единицы общения, сопряженные акты или транзакции (вопрос - ответ, побуждение к действию – действие, сообщение информации – отношение к ней.)
Характеристики общения.Среди основных характеристик общения выделяет следующие:
• ориентация общения — наиболее общая целевая характеристика общения. Различают социально ориентированное и личностно ориентированное общение;
•психологическая динамика общения — отражающая психологическое содержание и особенности процесса;
•семиотическая специализация общения определяется тем, какие средства используются в общении: материальное (предметное) и знаковое общение. В свою очередь внутри знакового общения можно выделить: речевое общение; общение при помощи знаковых систем, психологически эквивалентных языку (язык жестов); общение при помощи вторичных знаковых систем с опорой на язык; общение при помощи вторичных знаковых систем специфического характера; общение при помощи ситуативно осмысляемых материальных объектов (например, подарок, присланный по почте);
•степень опосредованности — количественная характеристика, иначе ее можно определить как социальную «дистанцию», отделяющую коммуникатора от реципиента;
· возрастные характеристики общения и их особенности. С первых и до последних дней своей жизни человек включен в общение и является участником этого процесса.
Виды общения.
В современной психологической литературе существуют многочисленные различные подходы к классификации форм и видов общения.
1.По содержанию: материальное (обмен предметами и продуктами деятельности); когнитивное (обмен знаниями); кондиционное (обмен физиологическими и психическими состояниями); мотивационное (обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями); деятельностное (обмен действиями, операциями, умениями, навыками);
2.По целям: биологическое – необходимо для поддержания, сохранения и развития организма; социальное – преследует цели расширения и укрепления межличностных контактов.
3. По средствам: непосредственное – естественный психологический контакт индивидов при наличии четкой обратной связи (беседа, игра и т. п.); прямое (личные контакты и восприятие друг другом общающихся людей в самом акте общения); опосредованное (использование специальных средств и орудий для организации общения и обмена информацией); косвенное (общение через посредников).
4.По виду: деловое общение – содержанием является то, чем заняты люди, а не те проблемы, которые затрагивают их внутренний мир; личностное общение; инструментальное – общение, которое преследует какую-то цель, кроме получения удовлетворения от акта самого общения; вербальное; невербальное;
5.По уровню взаимодействия индивидов в процессе общения: личностноориентированное (межличностное); социальноориентированное (субъект этого общения как бы удвоен: с одной стороны, осуществляет такое общение один человек как личность, а с другой – субъектом такого общения выступает тот или иной коллектив или общество в целом); предметноориентированное общение (предметом является взаимодействие).
Различают также межличностное и массовое общение. Межличностное общение – это непосредственное, более или менее постоянное регулярное общение в малых группах. Главное условие межличностного общения –знание индивидуальных особенностей друг друга участниками общения, что возможно только на основе совместного опыта, эмпатии, взаимопонимания.
Массовое общение – это множественные, обычно мимолетные, непосредственные контакты незнакомых друг с другом людей (в толпе, на работе и т. п.). Многие авторы отождествляют массовое общение с понятием массовой коммуникации. Массовая коммуникация – близкий к опосредованному общению процесс, когда сообщения адресуются не отдельным лицам, а большим социальным группам при помощи средств массовой информации.